Марина Бердникова
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей в старшей группе «Лесные животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
Закреплять и уточнять знания детей о лесных животных (волк, лиса, ёж, заяц, медведь, белка, их внешнем виде, повадках, условиях обитания.
Задачи
Учить детей отвечать на вопросы педагога. Упражнять в составлении рассказов о жизни медведя и зайца, их внешнем виде. Учить детей согласовывать существительные, прилагательные, глаголы и числительные в речи. Упражнять детей в счете предметов, соотносить количество предметов определенной цифре. Закрепить знание гласных букв.
Продолжать учить завершать рисунок, добавляя недостающие детали в изображение, совершенствовать навыки раскрашивания цветными карандашами.
Публикация «Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей в старшей группе „Лесные животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать учить детей отгадывать загадки.
Развивать речь, творческое воображение, внимание, усидчивость, логическое и эмоциональное мышление, память, мелкую моторику рук, учить детей работать на ноутбуке.
Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе, прилежание в познавательной деятельности, доброжелательность, коммуникативные качества личности.
Методы и приемы:
дидактические игры, подвижные, пальчиковые игры, беседа, вопросы-ответы, указания, художественное слово, загадки, поручения, задания, поощрение, показ игрушки, сюрпризные моменты, практические методы, применение мультимедийных средств обучения.
Демонстрационные и дидактические средства:
игрушки зайца и медведя. Иллюстрации с изображением диких животных: зайца, медведя, белки, лисы, волка, ёжа и надписи к каждой картинке, мультимедийная игра «От Кирилла и Мефодия» «Уроки Кирилла и Мефодия» по разделу: «Окружающий мир».
Раздаточный материал:
цветные, простые карандаши, ластик, разноцветные листочки из тонкой, цветной бумаги для дыхательной гимнастики.
Технические средства обучения
Ноутбук.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы:
«Лиса Патрикеевна» К. Ушинский, «Волчонок» Е. Чарушин,»Белка» Е. Трутнева, «Медвежья семья», «Лоси» И. Соколов – Микитов, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, беседы о том, чем питаются животные, как защищаются.
Использованная литература:
Логопедия. Селихова Л. Г.»Ознакомление с природой и развитие речи» М. :Мозаика-Синтез, 2008.-160с.
Ход занятия
На столе стоят игрушки зайца и медведя, о которых пойдет речь на занятии, педагог рассказывает о животных от их имени.
Педагог. Собрались как-то лесные звери на полянке и завели разговор о своем житье - бытье.
Заяц. Я — заяц. У меня длинные уши, чтобы хорошо слышать. Длинная мордочка, чтобы все запахи чуять. Зимой я белый, а летом серый, чтобы меня не видно было. Хвост у меня короткий, чтобы не мешал бегать, а вот задние ноги длинные и сильные, чтобы прыгать, отбиваться было удобно. Люблю я морковку, кору деревьев. На зиму я ничего не заготавливаю, у меня и норки-то нет.
Педагог. Чем же питается заяц? Как обороняется? Есть ли у него норка? (Ответы детей.)
Медведь. Я — медведь. И летом, и зимой бурый, только зимой у меня мех становится густым, чтобы тепло было, а цвета не меняет. Всю зиму я сплю в берлоге; только у медведей зимой рождаются медвежата. Люблю ягоды, насекомых, муравьев, корни и мед.
Педагог. Где зимует медведь? Чем питается? Когда у медведиц появляются медвежата? (Ответы детей.)
Скоро наступит зима, и мы сейчас мы посмотрим слайды о том, какие звери меняют свой цвет к зиме.
Работа детей за ноутбуком
(длительность 3 - 4 мин).
Просмотр слайдов, дети в мультимедийном режиме выбирают тех животных, у которых меняется цвет шерсти к зиме.
_-Молодцы, дети, правильно выполнили задание.
Физкультурная минутка
Есть у каждого свой дом.
У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу. (Дети загибают пальцы на руках – по одному на каждое двустишие.)
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
(Удары ладонями и кулачками
поочередно.)
Дидактическая игра «Кто может быть?»
Рыжей, осторожной, хитрой, длиннохвостой? (Лиса.)
Осторожным, колючим, коротконогим? (Ёж.)
Беленьким или сереньким, длинноухим, короткохвостым? (Заяц.)
Рыжей или серой, проворной, ловкой? (Белка.)
Большим, мохнатым, косолапым? (Медведь.)
Злым, зубастым, серым, хищным? (Волк.)
Дидактическая игра «Прочитай, что написано на карточке?»
Предлагаю рассмотреть карточки, где нарисованы заяц, медведь, волк, белка, лиса, ёж, и прочитать надпись к каждой картинке. В прочитанных словах находим буквы- «песенки» (гласные). Поем их.
Дыхательная гимнастика «Дует ветер в лесу»
Детям предлагается подуть на листочек из салфетки – ветер дует в лесу. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.
Рисование «Лесные животные», игра «Что забыл нарисовать художник»
Ребята, у вас есть картинки для раскрашивания. Кто на них изображен? Закончен ли рисунок? Что не дорисовал художник? Ваша задача: дорисовать лисе – хвост, медведю – лапы, зайцу – уши. (Показ выполнения работы, работа детей).
Затем надо раскрасить изображение животных. Каким цветом будем раскрашивать лису? Медведя? Зайца? Закрашивать нужно равномерно, небольшими штрихами, стараться не выходить за контур изображения.
А что нужно нарисовать для того, чтобы было понятно – это лесные животные?
Нужно нарисовать деревья, лес. Эту работу вы выполните дома, самостоятельно.
Оценка детских работ.
Подвижная игра «Зайцы и одуванчики»
Скачут среди травки зайцы быстроногие,
Сбили одуванчики лапками у дороги. (Дети-«зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед.)
Закружились, будто снег в воздухе пушинки.
А зайчата скачут быстро по лесной тропинке. (Подскакивают и кружатся.)
Педагог отмечает прыгучих и ловких «зайцев».
Дидактическая игра "Как защищается животное?"
Педагог. Когда на зверей нападают, то они умеют обороняться. Как же будет защищаться заяц? (Будет убегать, петлять, отбиваться лапами).
Дети по очереди отвечают на вопрос.
Лиса? (Хвостом след заметать, кусаться).
Волк? (Кусаться).
Ёж? (Сворачиваться в клубок).
Белка? (Прыгать с дерева на дерево, лапками бить).
Медведь? (Зубами грызть, лапами давить).
Дидактическая игра "Чем лакомится животное?"
Педагог. Проголодавшись, звери любят лакомиться. Что же они едят?
Медведь. (Мёд, ягоды, насекомых, муравьев).
Ёж. (Ягоды, грибы, мелких грызунов, змей).
Белка. (Орехи, грибы, насекомых, ягоды).
Заяц. (Кору деревьев, ветки, листья, морковь, капуст).
Лиса. (Мелких грызунов, птицу в деревне).
Волк. (Мелких грызунов, а стаей — и крупных животных).
Дидактическая игра «Расскажи о животном?»
Педагог. О каких зверях вы хотите рассказать. Нужно вспомнить, как выглядит животное, каких имеет детенышей, о том, где оно живет и чем питается, какие имеет повадки.
На доске могут находиться опорные картинки или схема рассказа. Дети по желанию рассказывают о животных.
Педагог. Молодцы. Очень интересно о жизни зайца и медведя дети рассказали.
Дидактическая игра «Посчитай!»
А сейчас посчитаем, сколько ног у зайца?
Покажем цифру 4. Сколько ушей у медведя? Покажем цифру 2. Сколько хвостов у двух белок?
Загадки о животных
(Этот этап работы выполняется, если осталось время на занятии и дети не устали)
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)
По веткам скачет, да не птица, Рыжая, да не лисица. (Белка)
Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге. (Медведь)
Кто осенью холодной ходит злой, голодный. (Волк)
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)
По полю скачет, ушки прячет.
Встанет столбом, ушки торчком. (Заяц)
Вы правильно отгадали загадки. Вы многое знаете о животных, которые живут в лесу. А сейчас, ребята, попрощаемся с зайкой, мишкой, они убегают в свой лес.
Анализ занятия.