Елена Ковалева
Интегрированное занятие по ФЦКМ, используя разные формы двигательной активности
▼ Скачать
Какая вода в реках и почему её нельзя пить?
Программное содержание
Задачи формирования экологического сознания. Поддерживать и развивать устойчивый интерес дошкольников к природе, стремление к исследованию объектов живой и неживой природы. Помогать детям видеть красоту и силу природы, богатство её форм. Наглядно показать и объяснить, почему нельзя пить воду из рек, озер и других водоёмов. Учить делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
Публикация «Интегрированное занятие по ФЦКМ, используя разные формы двигательной активности» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Задачи развития двигательной активности. Формировать у детей потребность в двигательной активности; обогащать двигательный опыт; учить самостоятельно использовать знакомые движения на занятиях; воспитывать привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности; добиваться лёгкости, точности, выразительности движений. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Материал и оборудование.
Картина «Река»; микроскоп; кипяченая вода и речная вода в стаканах: пипетка; конверт, в котором лежат рисунки с изображением амебы (3 шт., инфузории-туфельки, трубача (2 шт.)- на каждого ребенка, и демонстрационный набор: рисунок с изображением человека: ракушка (беззубка или перловка) в аквариуме: рисунок с изображением «работающей» ракушки; следы (15 шт.). Мягкий бум.
Ход занятий
Педагог загадывает детям загадку о реке, затем обращает их внимание на изображение реки на картине «Река».
Летом бежит,
Зимой спит.
Весна настала —
Опять побежала.
/Река/
Педагог. Что можно сказать о реке? Какая вода в реке? (тихая, голубая, прозрачная.) Что делают люди на реке? (купаются.) Можно ли пить воду из реки? (Ответы детей.) Правильно ответить на этот вопрос нам поможет опыт.
Дети подходят к демонстрационному столику.
Педагог. Рассмотрим капельку воды из чайника под микроскопом. Вы что-нибудь увидели? (нет.) Посмотрите, вот в этом стакане вода из реки. Что можно сказать о воде на первый взгляд? (Она тоже чистая и прозрачная.) А теперь я помещу капельку воды на предметное стекло, и мы рассмотрим ее под микроскопом.
Дети рассматривают каплю речной воды под микроскопом.
Педагог. Что вы увидели под микроскопом? (в капельке что-то есть.) Капля реки - это, конечно, капля воды, но воды необычной, а речной. Капля реки – это удивительный мир маленьких живых существ. Там есть почти прозрачный, с черными пятнышками, комочек, который все время меняет форму – то круглый, то сбоку появляется отросток, и комочек как бы переливается в него, затем отросток появляется в другом месте. Это амеба. (показываем картинку с изображением амебы.) Так она «шагает». Медленно передвигается амеба, никуда не торопится. Найдите в своих конвертах картинки с изображением этих живых существ.
/Дети садятся на ковер и находят среди предложенных рисунков амёб. /
Педагог. Чем отличаются ваши амебы друг от друга? Есть у амебы форма? (Амебы бесформенные животные.) Но амеба в капельке не одна. Есть в ней еще одно странное существо. (Показывает инфузорию – туфельку.) Найдите её в своих конвертах.
/Дети находят в конвертах инфузорию – туфельку. /
Педагог. Что она нам напоминает? Ну, конечно, же, крошечную туфельку. Это существо так и называют – туфелька. Как вы думаете, с помощью чего передвигаются туфельки? (С помощью ресничек.) Покажите, где у ваших туфелек реснички? (Дети показывают реснички.) Ресничек много или мало? (Много.) Все тело покрыто ресничками. Как вы думаете, туфельки передвигаются быстро или медленно? (Быстро.) Туфельки – не то что медлительные амебы. Они быстрые и проворные. Все время куда – то спешат – вверх, вниз, в одну сторону, в другую. Возьмите вашу туфельку в руку и покажите, как она передвигается. Каждая ресничка – как маленькое весло, и туфелька, управляя ими, быстро плывет куда ей надо.
Дети, взяв рисунки с изображением туфельки, показывают её движения (вверх-вниз, в стороны).
Педагог. Давайте изобразим движение ресничек и покажем, как туфелька управляет ими. Я буду показывать, а вы смотрите и выполняйте правильно.
Проводится игровое упражнение на внимание. Из положения сидя (затем стоя на коленях, руки вытянуты вперед перед грудью; дети поднимают и опускают кисти, руки (одновременно и попеременно).
Педагог. На что похоже это животное? (показывает рисунок с изображением трубача.) Правильно, он напоминает трубу. Поэтому его и назвали – трубач. Найдите трубача в ваших конвертах.
Дети находят в конвертах трубачей (голубого и зеленого).
Педагог. Это, пожалуй, самые красивые обитатели капельки. Какого они цвета? (голубые, зеленые.) Передвигаются они неторопливо, обязательно широкой стороной трубы вперед. Покажите передвижение трубача.
Дети берут своих трубачей и передвигают их по ковру широкой стороной вперед.
Педагог. И трубачи, и туфельки, и амебы – это мельчайшие животные. А сейчас я предлагаю вам превратиться мельчайших животных в капельке.
Проводиться подвижная игра на развитие творчества: дети имитируют движения амеб и туфельки.
Педагог. Мы – амебы. Как передвигаются амебы? (медленно.) Вот и мы, подражая амебе, будем передвигаться медленно.
Дети выполняют упражнения: медленная ходьба по одному в разных направлениях, совершая различные движения руками, с поочередным высоким подниманием колен; приставными шагами в сторону, вперед и назад.
Педагог. Мы – туфельки. Туфелька медленная? (нет, она плавает быстро.) Посмотрите, перед вами выложены следы туфельки. Вот в этом направлении наши туфельки и поплывут.
Дети выполняют легкий бег в колонне по одному, наступая на выложенные следы; руки в стороны, движениями рук и кистей имитируют движение ресничек.
Педагог. Вот какие удивительные существа живут в капельке воды. Но увидеть их нелегко. Что поможет нам увидеть этих животных? (микроскоп.)
Педагог предлагает детям перейти к рисунку, на котором изображен человек.
Педагог. Среди этих безобидных животных могут встречаться те, которые при попадании в желудок человека вызывают различные заболевания. Проглотил человек воду из реки – и малейшие животные через рот попали в желудок. (Показывает продвижение амебы при заглатывании капельки воды.)Какой вывод мы делаем (Речную воду пить нельзя.)Что произойдет, если этих существ будет в реке очень много (Ответы детей). Но есть у реки помощники, которые поедают этих вредных для человека мельчайших животных, видимых только под микроскопом. Отгадайте, кто эти помощники? Кто без головы живет? Подойдите к аквариуму. Как вы думаете, кто здесь живет без головы?
Дети подходят к аквариуму и рассматривают его обитателей, пытаясь найти ответ на вопрос педагога. Затем педагог подводит детей к картине, на которой изображена ракушка.
Педагог. Приоткроет ракушка створки своей раковины, а сзади у нее можно увидеть две особые трубочки: одна - повыше, другая - пониже. Через одну она всасывает воду – выбрасывает. Пропустит ракушка через себя речную воду, а ведь в каждой капле речной воды полным – полно крошечных животных. Попадут они в раковину вместе с водой, а обратно им хода нет – съест их ракушка. Вот так ракушка питается, а заодно и воду чистит.
/Проводится игра «Мы – ракушки»./
Педагог. Давайте попробуем изобразить, как ракушки питаются и рек чистят.
Дети стоят, держа руки вперед и вверх. Двигая руками, они имитируют загребание воды, потом поглаживают себя по животикам (одной рукой, потом другой). Затем они отводят руки за спину, изображая выталкивание уже очищенной коды. Делают шаг вперед. Упражнение повторяется несколько раз.
Педагог. Сейчас я предлагаю вам под музыку реки превратиться в тех её жителей, с которыми мы сегодня познакомились, а я попытаюсь отгадать, кто из вас кого изобразил.
Дети имитируют движения мельчайших животных реки, непринужденно и выразительно подражая им в соответствии с характером музыки.