Марина Викторовна Архипенко
Интегрированное занятие для детей с ОВЗ IV года обучения «Какого цвета снег?»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие для детей с ОВЗ IV года обучения
Конспект открытого интегрированного
занятия «Какого цвета снег?»
с детьми IV года обучения
в рамках педагогического проекта
«Природа и изобразительное искусство
в художественно-эстетическом воспитании
детей с ОВЗ»
Публикация «Интегрированное занятие для детей с ОВЗ IV года обучения „Какого цвета снег?“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материал и оборудование:
незаконченный рисунок «Зима в лесу» на ткани, гуашь. Кусочки картона, комочки мятой бумаги. Палитры, салфетки, стёкла синего, красного, жёлтого цветов. Фонарь.
Палитра Снеговика (круги с заданными нежными оттенками светло-жёлтого, нежно-розового, бледно-голубого; светло-фиолетового).
Для экспериментирования: снег, 3 тарелочки, ложки, баночка с водой.
Зрительный ряд: репродукции картин И. О. Янова «Зимний день», «Зима в лесу», мультимедиа проектор, компьютер, презентация.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковского из цикла «Времена года», запись ветра.
Словарь: обогащение активного словаря прилагательными (светло-желтый, нежно-розовый, бледно-голубой оттенок; светло-фиолетовый, фонарь, холст.
Виды детской деятельности:
коммуникативная, восприятие изобразительного искусства, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная, продуктивная.
Цель: продолжать знакомить детей с красотой зимней природы с использованием элементов экспериментирования, нетрадиционной технике рисования. Интегрированный подход к эстетическому развитию детей в процессе ознакомления с природой, изобразительным искусством и собственной изобразительной деятельности.
Задачи:
1. - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- создать условия для расширения представлений детей о свойствах снега – тает в тепле;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
- побуждать детей воспринимать природу как первооснову красоты;
- развивать познавательно-исследовательскую деятельность посредством использования элементарного опыта;
2. - развивать у детей интерес к пейзажной живописи.
- упражнять детей в видении цветовой гаммы зимнего снега и подборе красок к ней путём смешивания на палитре цветов для получения новых оттенков и выполнения работы в нетрадиционной технике по выбору детей;
- развивать навык совместной деятельности в подгруппе;
3. - Воспитывать интерес к красоте зимней природы, природным явлениям.
-Коррекция познавательной и эмоционально-чувственной сферы детей.
1. Введение в тему.
Воспитатель (эколог-валеолог) в костюме Снеговика, приходит в гости к детям, приветствует присутствующих.
Снеговик (С.) –Ребята! Вы любите путешествовать? Тогда приглашаю вас в царство волшебницы Зимы! Но чтобы оказаться во владениях Зимы, нужно отгадать загадки:
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… (мороз). Слайд 3
В белом бархате деревья –
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт … (иней). Слайд 4
Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… (снег). Слайд 5
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (Зима). Слайд 6
2. Проблемная ситуация.
С. - Ребята, я знаю, что вы знатоки природы! Я тоже люблю природу. Решил нарисовать картину о зиме на холсте. А вы знаете, что такое холст? Хотите посмотреть? (Ответы детей. Снеговик предлагает потрогать холст, уточняет у детей, чем он отличается от бумаги). Показывает детям рисунок на ткани с изображёнными деревьями в лесу на белом фоне.
С. - Я назвал свою картину «Зима в лесу», вам нравится? Но мне кажется, что в моей картине чего-то не хватает. Как вы думаете, ребята?
Дети высказывают свои предположения и указывают на то, что не хватает изображения снега.
С. – Вы правы, снега на картине действительно не хватает. Но как изобразить снег я не знаю, вы мне поможете закончить мою картину?
С. - Перед работой давайте немного отдохнём.
Динамическая пауза (под запись шума ветра) : Слайд 7
Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу (Приседают, встают, разводят руки в стороны)
Он суровый и могучий. (крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах. (Имитируют)
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Ну, а снег летит, летит… (машут руками.) Слайд 8
3.
С. - Откуда же берётся снег?
Д. - Он падает из тучи.
С. - Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут. Они выпадают на землю. И на земле образуется слой пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. А вот и снежинки залетели, пока они не растаяли, скорей помогите отыскать две одинаковые! Слайд 9.
Дети ищут, но не находят.
С. - Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает!
4. В. - Ребята, почему так говорят про снег : с неба - звездой, на ладошку – водой? Дети объясняют (потому что снег тает на ладони). Слайд 10
С. – А от чего снег тает на ладони? Конечно, от тепла ладони!
- Ребята, я принёс вам снег, проверим, растает ли он?
(показывает ёмкость со снегом).
-Только вот долго ждать придётся. Скучно!
А может быть есть способ быстро растопить снег? Ребята, придумайте способ, как быстро растопить снег?
(Дети выдвигают предположения с позиций «хорошо - плохо»?
- можно погреть в руках, они теплые, но замерзнут руки;
-можно в варежках, но варежки намокнут;
-можно положить на батарею, но долго ждать придётся;
-можно положить в теплую воду и посмотреть, как тает снег в воде;
Опыт: дети выбирают три гипотезы и проверяют их:
-поставить на батарею;
-погреть в руках;
-положить в теплую воду.
Дети по желанию делятся на группы и проверяют свои гипотезы
Вывод: (примерный)
- быстрее всего снег растаял в теплой воде;
-я своим теплом погрел (ла, - только руки замерзли;
-на батарее снег дольше тает.
В. - Вы настоящие исследователи! Теперь я точно знаю, где снег тает быстрее!
5. Воспитатель изостудии – В. и.
В. и. - Что-то мне совсем с вами стало холодно, зимой так легко простыть! Давайте погреемся: Слайд 11
«Выпал снег, но вот досада
Не готовы мы к зиме.
Простужаться нам не надо, сделаем массаж себе!
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело,
Чтоб не кашлять, не чихать - надо носик растирать.
Лоб мы тоже разотрем - ладошку ставим козырьком.
Знаем, знаем! Да-да-да! Нам простуда не страшна!»
4.
В. и. - Ребята, вы не забыли, что вы обещали помочь Снеговику закончить его картину? Как вы хотите ему помочь? (дорисовать снег на картине).
-Какого цвета снег? (белый). Да, он белый. Хотите посмотреть, каким цветом художники изображают снег на своих картинах, ведь художники видят мир по-особенному. Итак, ребята, отправляемся в мир картин о зиме. Слайд 12
В. и – однажды ранним зимним утром выглянул художник в окно и ахнул! Что за сказочная картина открылась перед ним! Радостно стало художнику, захотел он поделиться радостью с другими людьми: взял холст, краски и нарисовал картину…
- Ребята, расскажите, что же так порадовало художника. (2-3 ребёнка)
В. и.
- Какого цвета снег изобразил художник? (светло-голубой, светло-розовый, светло-сиреневый, нежно-жёлтый).
- Как вы думаете, что окрасило снег в такие цвета? (Яркое солнышко на небе).
В. и. - Как много красок надо, чтобы передать сверкающий на солнце снег! Снег может быть разноцветным только на солнышке. Солнышко может раскрасить снег в любые цвета, он становится сверкающий, как драгоценный камень!
Но что же произойдёт, когда солнышко не будет светить ярко и наступит вечер? (предположения детей).
Слайд 13
В. и. - Сумрак в лесу. Наступил вечер. Солнце сквозь деревья бросает на снег свои неяркие лучи…
-Какого цвета снег на вечернем пейзаже? Высказывания детей (голубого, синего, светло-фиолетового).
- Почему снег приобрёл такие оттенки?
- Какого цвета снег в тени деревьев?
Слайд 14.
В. и. - Я предлагаю вам провести маленький опыт, чтобы убедиться ещё раз, от чего зависит цвет снега.
Посмотрите, какое у меня есть оборудование (дети перечисляют) красное, жёлтое, синее стекло, фонарик и снег.
Содержание опыта: детям предлагается посмотреть на снег через разноцветные стёкла, освещённые фонариком.
Цель: показать изменение цвета снега и предметов в зависимости от освещения.
Вывод:
В. и. - от чего же зависит цвет снега? (от времени дня, от того, как светит солнышка, от тени, которая падает на снег от деревьев, других предметов). Слайд 15.
5. Практическая часть
В. и. - Понравилось, вам, ребята путешествие по зимним пейзажам художников? Пришло время и нам потрудиться! Предлагаю вам самостоятельно провести опыт, но уже с красками. Каждый из вас с помощью гуаши, на палитре может составить свой цвет для снега, который потом вы «положите» на незавершённый зимний пейзаж Снеговика.
Воспитатель предлагает детям выбрать свой оттенок снега с палитры Снеговика (круги с заданными нежными оттенками, которые дети должны получить способом «разбеливания» цвета).
- С помощью какого инструмента можно изобразить снег? (с помощью губки или бумажного мятого комочка по выбору).
Слайд 16
- Но сначала мы должны помочь Снеговику решить задачу (работа с электронным наглядным материалом) :
Как получить светло-розовый оттенок? (разбелить красный цвет)
К какому цвету нужно добавить белый цвет, чтобы получить светло-голубой оттенок?
Как получить нежно-фиолетовый оттенок? А светло-жёлтый?
Пальчиковая разминка: (проводит один из детей)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались
А ещё в снегу валялись. загибаем пальчики,
пальчики шагают,
«лепим снежок» двумя руками,
крошащие движения пальцами,
два пальчика катятся по столу,
две ладошки кладут на стол,
то с одной стороны,
то с другой.
Самостоятельная работа, индивидуальная помощь под музыку П. И. Чайковского.
С полученными оттенками на палитрах, дети на полу дорисовывают к картине снег с помощью губки или бумажного комочка.
6. Итог занятия.
Любуемся результатом коллективной работы, даём оценку. Воспитатель и Снеговик благодарят детей за помощь.
Снеговик просит детей в следующий раз помочь ему дорисовать на картине следы на снегу, небо, птиц.