Наталья Синева
Интегрированное обучение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях смешанной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является значимой проблемой в нашем регионе и в стране, в целом. В последние годы отмечается значительный рост количества детей с отклонениями в развитии. Наиболее многочисленной категорией являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии.
Публикация «Интегрированное обучение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях смешанной группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Разрешение имеющегося противоречия между востребованностью интегрированных форм обучения детей с задержкой психического развития и недостаточной разработкой организационных механизмов реализации такого обучения обусловило выбор педагогическим коллективом нашего ДОУ темы инновационной деятельности «Интегрированное обучение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) в условиях смешанной группы».
Так с 2007 года по 2011 год на базе нашего сада функционировала экспериментальная площадка. Основная цель - разработать модель организации образовательного процесса в смешанной группе с осуществлением интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития).
В связи с этим, в нашем детском саду были организованны комбинированные группы. Необычность групп заключается в сложной (тройной) интеграции : дети с нормальным интеллектуальным развитием, дети с ЗПР, дети с речевой патологией.
Для обеспечения психологического здоровья ребенка, обучающегося в условиях смешанной группы детского сада, его полноценного личностного и интеллектуального развития на всех этапах детства, а также с целью реализации индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании и развитии были разработаны индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения (Образовательные программы).
В ходе работы над разработкой психолого-педагогического сопровождения возникает сложная функциональная система, в которой органично переплетаются задачи диагностики и коррекции недостатков в развитии детей. Это требует разработки особых психолого-педагогических технологий триединого комплекса: диагностической, коррекционно-развивающей и аналитической работы на трех уровнях:
- индивидуального сопровождения ребенка (индивидуальная диагностика и коррекция);
-группового сопровождения;
-функционирования учреждения в целом.
Психолого-педагогическое сопровождение имеет свою структуру:
1 этап – психолого-медико-педагогическая диагностика.
2 этап – разработка индивидуального образовательного маршрута.
3 этап – реализация индивидуального образовательного маршрута.
4 этап – мониторинг развития и усвоения образовательной программы в ходе интегрированного обучения ребёнка.
На первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. В течение учебного года специалисты и воспитатели, закрепленные за группой, проводят обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Помимо этого, собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются микросоциальные условия жизни и воспитания в семье. На основе данных медицинского обследования выявляются особенности нервно-психического и соматического здоровья, возможных функциональных нарушений со стороны ЦНС, моторного развития и физического состояния.
Результаты обобщаются и заносятся в индивидуальные программы развития. С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения.
Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.
Третий этап (май). Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.
Благодаря поэтапному комплексному диагностическому обследованию, вовремя скорректированны индивидуальные маршруты обучения и правильно подобранны пути и методы коррекции.
Благодаря инновационной деятельности на базе ДОУ были разработаны:
Нормативно-правовое сопровождение экспериментальной работы;
модель организации образовательного процесса в смешанной группе с осуществлением интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития);
организационно-педагогические условия эффективности интегрированного обучения в смешанной группе (индивидуальные программы коррекционно - развивающей работы с детьми 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет;
механизм мониторинга развития воспитанников смешанной группы и эффективности образовательной и коррекционно - развивающей деятельности воспитателей группы и специалистов;
методы дифференцированного обучения в условиях смешанной группы.
Создана система коррекционно-развивающей среды.
Проведены научно-практические семинары:
1. 2 октября 2009 г. Тема семинара: «Интегрированное обучение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях смешанной группы».
2. 18 февраля 2010 г. Тема семинара: «Особенности реализации образовательных и коррекционно-развивающих программ и технологий в комбинированных группах».
Главным показательным результатом интеграции является то, что 96 % детей с ЗПР благополучно продолжают своё обучение в общеобразовательных школах, и лишь 4 % - в коррекционных.
Результаты нашей деятельности помогают выстраивать свою работу педагогам не только города, но и района.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. В помощь им у нас создан консультативный пункт, где могут получить психолого-педагогическую помощь на основе интеграции деятельности специалистов не только родители детей, посещающих детский сад, но и не охваченные дошкольным образованием.
Основной целью интегрирования детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Педагог-дефектолог
Синёва Н. В.