Бондарева Вера Васильевна
Конспект интегрированного музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Поёт зима, аукает»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное музыкальное занятие
для детей старшего дошкольного возраста
"Поёт зима, аукает"
Цель:
На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.
Задачи:
Развивать умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы; обогащать словарь, развивать образную речь детей.
Закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты музыкальных занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус дошкольников.
Ход занятия.
Дети входят в зал, встают полукругом лицом к гостям. Здороваются.
Музыкальный руководитель:
Ребята, наше сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки.
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Какое это чудесное время года! Зимой природа так красива!
Музыкальный руководитель:
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
А. Пушкин
Люди ждут прихода зимы, потому что это время, когда можно отдохнуть после летних и осенних забот. А еще зима радует людей веселыми новогодними праздниками, пушистым снегом, лыжами и санками.
Помните, как мы с вами ждали прихода настоящей зимы? Как долго в декабре не было снега, а так хотелось поиграть в снежки, слепить снеговика, прокатиться с горки на санках!
И вот, наконец, после дождливой, пасмурной осени пришла красавица зима.
Удьяна:
Вот как говорит о приходе зимы А. С. Пушкин:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Музыкальный руководитель:
Ребята, вспомните, а какие чувства вы испытали, когда увидели, что к нам пришла настоящая зима? (Ответы детей) Вспомните, а в какой песне выражается радость встречи зимы?
Исполняется песня-хоровод «Здравствуй, гостья-зима»,
Музыкальный руководитель
Не тный руководитель: олько люди ждут зимы, сама природа ждет зимы, потому что зима и для нее – время отдыха. Спит зимой лес, спят многие лесные обитатели.
Скажите, а вам нравится зима? А какая бывает зима?
Давайте поиграем с вами в игру: я вам
буду бросать снежок, а вы мне его возвращать вместе со словом, характеризующим какая бывает зима. (Ответы детей: белая, снежная, холодная, красивая, колючая, пушистая, искрящаяся, серебряная, волшебная…)
Да, зима бывает очень разной, погода часто меняется, порой даже в течение одной недели: то солнечная, то пасмурная, может идти снег или стоять морозный день. Давайте, обратим внимание на то, как в разных произведениях искусства музыканты, поэты и художники передают различные состояния зимней природы. Зима всегда вдохновляла людей искусства на создание прекрасных произведений.
Композиторы, художники и поэты, каждый по-своему передают красоту и величие нашей русской зимы.
Картина И. Шишкина «Зима»
Песня «Зимняя сказка» сидя на полу.
Яна:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
(Суриков)
На экране демонстрируется презентация “Вальс снежных хлопьев».
Музыкальный руководитель:
И такая бывает зима: вьюжная, метельная. В начале этого вальса музыка звучит тихо, негромко. С неба спускаются только отдельные снежинки, они кружатся, гонимые ветром… Постепенно звучание музыки нарастает. Все сильнее и сильнее разыгрывается метель. В конце музыка звучит взволнованно, яростно, изображая картину суровой, ненастной, вьюжной зимы.
Физминутка.
Ой, летят - летят снежинки (качают руками)
Белоснежные пушинки,
Это зимушка - зима рукавами повела (развести руки)
Все снежинки закружила (Кружатся на месте)
И на землю опустила. (присели)
Картина «Зимнее утро»
Музыкальный руководитель:
Не хватает только к этой картине красивых выразительных стихов о зиме.
«Зимнее утро». Александр Сергеевич Пушкин.
Вика:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами.
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Музыкальный руководитель:
Вот какую красивую и волшебную мы посмотрели и услышали зиму
Напр., самое известное, наверное, стих. А. С. Пушкина :
Мороз и солнце!
День чудесный,
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись,
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроре
Звездою Севера явись!
Суров и грозен Дед Мороз. -Ах, - испуганно воскликнуло солнышко, заметалось оно по небу. Елочки, милые проснитесь! Подруженьки мои мне скучно без вас. Горячим дыханием своим согрело солнышко озябшие еловые ладошки. Пробежало ласково по белоснежным стволам берез и заискрилось алмазами снежинок в еловых ветках. И зазвучала вновь лесная музыка
Музыкальный руководитель:
Какой интересный рассказ у Зимушки. Вот также композитор Р. Шуман изобразил ее в музыке, сурового холодного Деда Мороза.
Звучит пьеса из детского альбома Р. Шумана “Дед Мороз”. И видео
Музыкальный руководитель:
У самой природы тоже разные звуки бывают: завывание ветра, метель, вьюга и т. д. (Слушание фонограммы «Звуки природы»).Давайте мы тоже изобразим голосом песни зимы. Какими звуками можем это сделать?
Распевание: (у-у-у-у – восходящее и нисходящее пение по звукоряду в мажоре и в миноре; с-с-с-с, ш-ш-ш-ш – с усиление и затиханием).
Музыкальный руководитель:
Вот стихли вьюга и пурга, Все словно замерло под первыми лучами солнца.
Сани расписные
Лошади гнедые
Колокольчик радостно звенит,
Тройка по морозу весело бежит.
Да любим мы по морозу на саночках. А в давние времена любили и взрослые на лошадках прокатиться с ветерком, а это очень быстро да с колокольчиками. А вы знаете, есть музыка “Сани с колокольчиками” В. Агафонникова, она об этом и говорит.
Звучит музыка “Сани с колокольчиками” В. Агафонникова.
Повторное слушание.
Дети стучат палочками в ритм.
Музыкальный руководитель:
Ну вот вы и другую зиму послушали? Бывает зима не только суровая и холодная. Какая ещё зима бывает?
Дети: Веселая, задорная, бодрая, озорная.
Картина «Зимнее утро»
Музыкальный руководитель:
Да, зима приходит к нам веселая, игривая, бойкая. А мы и песню такую знаем,
Песня «Зимушка – зима»
Ваша песня подняла мне настроение. Песня о настоящей, задорной русской зиме.
Презентация картин о зиме
Ребята, какой любимый праздник приходит к нам зимой?
Дети: Новый год.
Музыкальный руководитель: Правильно дети. Шумный, маскарадный, карнавальный Новый год. Давайте вспомним эти веселые дни.
Хоровод «Мы повесим шарики»
Музыкальный руководитель.
Зима – волшебница! Мы с ней еще встретимся на прогулке. Она также нас будет радовать своими волшебными звуками:
скрипом снега под ногами, звоном сосулек, танцем снежных хлопьев и веселыми зимними играми.
Я предлагаю вам на своих занятиях по ИЗО отобразить в своих рисунках то о чем мы говорили сегодня на нашем занятии.