Стрелкова Татьяна
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие «Прогулка Колобка в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБУ
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Бельского района
Тверской области
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие
«Прогулка Колобка в лесу»
Открытое занятие
Авторы:
Педагог-психолог Т. А. Стрелкова
РФ, г. Белый
Пояснительная записка
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых благодаря наличию межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОУ, практически совпадают.
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
В связи с этим очевидна актуальность взаимодействия старшего воспитателя и педагога – психолога ГБУ СРЦН в решении речевых и связанных с ними психологических проблем детей дошкольного возраста.
В настоящее время в ГБУ СРЦН больше внимание уделяется интегрированным занятиям. Такая система обучения позволяет лучше закрепить знания, полученные дошкольниками в ходе образовательной деятельности.
У детей с общим недоразвитием речи наряду с речевыми нарушениями отмечаются также недостаточная сформированность словесно – логического мышления, мелкой моторики, внимания и памяти. Все эти процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично. Поэтому в нашей практике интеграция стала одним из видов деятельности в работе с детьми.
Использование интегрированных занятий старшего воспитателя и педагога -психолога, проводимые в системе, эффективны, а также в интересной игровой форме происходит обогащение словаря детей, а главное – развиваются коммуникативные умения, то есть умения свободно высказать свою мысль, поделится впечатлениями, развивается познавательная активность.
Цель интегрированного занятия : отработка модели комплексной коррекции речевых и психических нарушений у детей дошкольной группы. Развивать воображение, умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.
Коррекционно – образовательные цели:
совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе в именительном падеже, составление простых предложений);
совершенствование коммуникативных умений и навыков.
Коррекционно – развивающие цели :
развитие целостного восприятия, связной речи, зрительного внимания, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развитие навыков общения; развитие эмоциональной сферы; снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности.
Коррекционно – воспитательные цели:
формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, сплоченности группы.
Задачи:
развитие артикуляционного аппарата;
развитие элементов логического мышления: закрепление умения классифицировать предметы, отгадывать загадки; совершенствование мелкой и общей моторики;
развивать познавательную активность, активизировать мыслительные процессы;
развивать речевую активность, обогащать словарь;
развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение отстаивать свое мнение;
воспитывать в детях внимание к своему здоровью, дружеское отношение к сверстникам.
Оборудование и материалы: магнитофон, диск «Пальчиковые игры» серия «Музыкальные обучалочки» (автор – Е. Железнова, ноутбук с презентацией герои сказки «Колобок», картинки к заданиям «Четвёртый лишний» и «Расположи по размеру», раздаточные материалы – листы для обведения картинок по точкам, цветные карандаши – жёлтый и зелёный на каждого ребёнка, непрозрачный тканевый мешочек.
Организация работы. Занятие проводится одновременно старшим воспитателем и педагогом-психологом с группой детей 4-6 лет (5 человек, нуждающихся в коррекции развития словесно-логического мышления.
Ход интегрированного коррекционно-развивающего занятия :
Приветствие. Продолжительность 5 минут.
Педагог-психолог: Пальчиками правой руки по очереди необходимо поздороваться с пальчиками левой руки.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Старший воспитатель: Ребята, а сейчас давайте попробуем отгадать по словесному описанию свойств и признаков.
Кто в дом не идет, Бьют его рукой и палкой —
Меня за ручку берет. Никому его не жалко.
Ответы детей: Дверь А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч)
Черный Ивашка, Он большой, как мяч футбольный,
Деревянная рубашка, Если спелый — все довольны.
Где носом пройдет — Так приятен он на вкус!
Там заметку кладет. Что это за шар?
(Карандаш) (Арбуз)
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
(Петух)
Основная часть. Продолжительность
Все участники садятся на стулья, поставленные по полукругу.
Упражнение на развитие воображения.
Старший воспитатель: Ребята, сейчас закройте глазки и скажите «Раз, два, три – в сказку попади». Открывайте глазки. Мы попадем с вами в сказку.
— Ребята, какие сказки вы знаете?
Ответы детей:___
Старший воспитатель: предлагает детям рассказать сказку «Колобок» на новый лад. Начало сказки («Жили-были дед и баба….» До того момента, как бабка решила испечь колобка).
Дети начинают рассказывать и сочинять сказку.
Педагог-психолог: «Поможем бабке испечь колобка?»
Ответы детей: Да.
Проводится пальчиковая гимнастика «Тесто»
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
Колобка мы испечём.
Остудили (дыхание через нос)
На окно положили.
Колобок лежал-лежал,
Да и в лес убежал.
Старший воспитатель: «Давайте поможем колобку преодолеть все препятствия в сказочном лесу. Но для этого нам надо запомнить пароль: «Кто ничего не начал, тот ничего не сделал». В трудных ситуациях он нам пригодится.
Дети разучивают пароль, старший воспитатель проверяет, все ли дети его запомнили.
Педагог-психолог проводит артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы у нас всё получилось, давайте улыбнёмся (упражнение «Лягушка»). К прогулке нужно как следует подготовиться – сытно позавтракать. Давайте напечём блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнения «Месим тесто» и «Блинчики»). К блинам возьмём с собой вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»). Проверим, готовы ли у нас чашечки для чая (упражнение «Чашка»). Чистим зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправляемся на прогулку в осенний лес.
Педагог-психолог: «Ребята, а вы пароль помните?» (Вспоминаем пароль).
Дети идут с педагогом-психологом под музыку по выложенной дорожке. В руках у старшего воспитателя появляется заяц.
С. воспитатель с изображением зайца в руках: «Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!»
Педагог-психолог с детьми: Колобку ты не мешай, нам задание давай!
Заяц (с. воспитатель) : «Тогда скажите пароль».
Дети говорят пароль зайцу.
Заяц: «Я вас отпущу, если выполните моё задание»
Проводится игра «Доскажи словечко»
Ёлочка, ёлочка, колкая… (иголочка).
А возле этой ёлки бродили злые… (волки).
На ветке не птичка – зверёк – невеличка,
Мех тёплый, как грелка. Кто же это? … (белка).
Раскалённая стрела дуб свалила у села. (Молния)
Всё время стучим, деревья долбим.
Но их не калечим, а только лечим. (Дятлы)
Не вода, не суша - на лодке не переплывешь,
И ногами не пройдешь. (Болото)
Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила, а зовут её… (пчела).
Заяц: «Молодцы, отпускаю колобка, счастливого пути!».
Дети идут дальше по дорожкам под музыку.
С. воспитатель с изображением волка в руках: «Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!»
Педагог-психолог с детьми: Колобку ты не мешай, нам задание давай!
Волк (с. воспитатель) : «Тогда скажите пароль». Дети говорят пароль.
Волк: «Я вас отпущу, если выполните моё задание»
Выполняется упражнение «Сравнение предметов»
С. воспитатель: Сейчас мы поиграем в мою любимую игру. Смотрите внимательно на картинки. Объясните, что объединяет картинки, а в чем различие.
Цель: научить ребенка правильно производить сравнение, выделять при этом как черты сходства, так и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам, а по главным.
Для сравнения предлагаются следующие пары слов:
1. Муха и бабочка
2. Дом и избушка
3. Стол и стулья
4. Книга и тетрадь
5. Шалость и драка
6. Щекотать и гладить
Ребенок должен представить то, что он будет сравнивать. Можно задать ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку? Похожа муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем они отличаются друг от друга?»
Как правило, дети особенно затрудняются в нахождении сходства, поэтому необходимо в процессе упражнения обратить на это внимание.
Волк: «Молодцы, отпускаю колобка, счастливого пути!».
Дети идут дальше по дорожкам под музыку.
С. воспитатель с изображением медведя в руках: «Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!»
Педагог-психолог с детьми: Колобку ты не мешай, нам задание давай!
Медведь: «Тогда скажите пароль». Дети говорят пароль.
Медведь: «Я вас отпущу, если выполните моё задание. Мне в берлогу листьев намело. Поможете мне собрать листочки?»
Проводится упражнение «Обведи по точкам»
Задание: кленовые листочки обвести зелёным карандашом, а дубовые жёлтым.
Медведь: «Устали ребята, пора вам подвигаться, а я спать пойду»
Педагог-психолог проводит динамическую пауза под песню «Тук-тук» (трек №9 с диска Е. Железновой) :
Тук, тук, туки, ток, бьет кулак, как молоток – 2 раза.
Тук, тук, тук, туки, застучали две руки – 2 раза.
Тук, тук, туки, ток, застучал мой каблучок – 2 раза.
Тук, тук, тук, туки, застучали каблучки – 2 раза.
Тук, тук, тук, туки, две ноги и две руки – 2 раза.
С. воспитатель с изображением лисы в руках: «Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!»
Педагог-психолог с детьми: Колобку ты не мешай, нам задание давай!
Лиса: «Тогда скажите пароль». Дети говорят пароль.
Лиса: «Я вас отпущу, если выполните моё задание»
Проводится упражнение «Животные в лесу»
Детям показываются картинки с изображениями животных. Педагог -психолог задает вопросы и задания по картинкам: Перечислите животных, которых мы можем встретить у нас в лесу. Перечислите всех диких животных. Кто из животных живёт в жарких странах? Перечислите животных от самого большого к самому маленькому. Перечислите животных от самого маленького к самому большому.
Лиса: «Молодцы, отпускаю колобка, счастливого пути!».
Заключительная часть. Продолжительность
Педагог- психолог и старший воспитатель подводят итоги по выполненным заданиям: отгадывали загадки, находили лишний предмет, учились называть одним словом предметы.
Старший воспитатель предлагает решить следующую задачу: Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? Разное?
Педагог- психолог: «И последняя игра, в которую мы поиграем, называется «Да и нет». Педагог -психолог показывает детям мешочек, в котором что-то лежит. Дети должны задавать вопросы, на которые психолог отвечает только либо «Да», либо «Нет». Дети должны догадаться, что лежит в мешке.
(В мешочке лежат яблоки. Затем угостить детей).
Рефлексия занятия.
Ритуал прощания.
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Добрый день» проводит педагог-психолог.
Добрый день! Разводят руки в стороны и слегка кланяются
Улыбнись скорее! друг другу.
И сегодня весь день «Пружинка»
Будет веселее. Поднимают руки вверх
Мы погладим лобик Выполняют движения по тексту
Мы погладим носик. И щёчки.
Будем мы красивыми, Наклоны головы к правому и левому плечу
Как в саду цветочки! поочерёдно.
Разотрём ладошки. Движения по тексту
Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём И здоровье соберём. Улыбнёмся снова,
Будьте все здоровы! Разводят руки в стороны
Литература:
1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М. : Генезис, СПб, Речь, 2006
2. Тимофеева Н. В. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками – Волгоград: Учитель, 2010
3. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога – Ростов н/ Д: Феникс, 2007