Александр Владимирович Гришин
Интегрированная система корпоративного образования как экосистема
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир существенно изменился за последние несколько месяцев. Новые условия коммуникации и новые технологии работы в ситуации пандемии COVID-19, ситуация после локдауна формирует новые требования к системе корпоративного образования. В этих условиях система корпоративного обучения не просто претерпевает изменения, она должна просто принципиально измениться и измениться очень быстро. Как писал Ли Якокка «В будущем останется только два типа компаний –
быстрые и мертвые». Так вот это будущее уже наступило.
Публикация «Интегрированная система корпоративного образования как экосистема» размещена в разделах
Ситуация локдауна в Российской Федерации, в странах Западной Европы показала несколько лакун между требованиями и необходимостями бизнеса и реальными компетенциями сотрудников компаний,
предпринимателей и т. д. причем эти лакуны прогнозировались только на уровне крупных корпораций.
Самым крупным несоответствием между требованиями бизнеса и возможностями сотрудников компании стал уровень цифровой грамотности. Цифровая грамотность определяется набором знаний
и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Цифровая грамотность - это способность человека использовать цифровые инструменты в самом широком смысле с пользой для себя. ументы в самом широком смысле с пользой для себя.
Время локдауна показало, что сотрудники компаний в большинстве своем не смогли одномоментно перейти на работу полностью в цифровую среду, не показали знаний программ и ресурсов, а самое главное
не продемонстрировали готовность быстро учиться и развивать цифровые компетенции.
Второй важной проблемой оказались проблемы с медийно информационной грамотностью. Медийно-информационная грамотность в целом –это совокупность знаний, навыков, установок, компетенций и практик, которые позволяют обеспечить эффективный доступ, анализ, критическую оценку, интерпретацию, использование, создание и распространение информации и медийных продуктов с использованием всех необходимых средств и инструментов на творческой, законной и этичной основе.
Медийно-информационная грамотность является неотъемлемой частью т. н. «навыков XXI века», или «мягких» навыков. В современных условиях пандемии COVID-19 в информационном пространстве прошло взрывное увеличение объема информации, включая фейки, дезинформацию и т. д. Кроме того необходимо отметить, что при переходе в онлайн также происходит существенное увеличение информационного потока рабочей информации. В такой ситуации информационного взрыва наличие медийно-информационных компетенций становится критическим.
Таким образом, последние события показали ключевую необходимость развития принципиально новых для корпоративного сектора компетенций цифровой и медийно-информационной грамотности.
Необходимо признать, что крупные корпорации и до пандемии 2020 года начали включать программы по развитию цифровой и медийно-информационной грамотности у сотрудников. Такие программы были включены в программное содержание и образовательный контент корпоративных университетов Red Bull, например. В России это корпоративные университеты Билайна и корпорации КРОК, например. Более того, корпорация Билайн разместила в открытом доступе специальный сайт BeeFree с полезными материалами и ресурсами для удаленной работы. Например, компания Норникель уже запустила проект «Цифровой Норникель». Программа рассчитана на два года; ее первый этап стартовал в середине апреля, второй запланирован на сентябрь текущего года. Сформированный цикл программ «Цифровой «Норникель» позволит всем сотрудникам выбрать необходимые курсы в онлайн обучении цифровой грамотности, развить соответствующие компетенции и повысить уровень квалификации.
Данная ситуация заставляет принципиально по другому взглянуть на систему корпоративного образования и, базируясь, на опыте локдауна 2020 года выстраивать систему корпоративного образования совершенно на других подходах. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что система корпоративного образования требует сейчас сочетания трех подходов в обучении в целом. До 2020 года в большинстве своем внутри системы корпоративного образования использовались в основном технологии офлайн образования.
Личное присутствие сотрудника на тренинге, семинаре или мастер-классе безусловно позволяет максимально быстро и эффективно развить необходимые навыки и умения. В офлайн формате есть возможность отработать на практике навыки. Однако в сегодняшней ситуации два фактора существенно влияют на использование подобного формата. Это необходимость оптимизации бюджетов на обучение с одной стороны, и быстрота развития навыков с другой. Фактор времени становится основополагающим в сегодняшней ситуации.
Вторым фактором частичного ухода из офлайна становится присутствие на рынке труда и в штате любой компании трех поколений сотрудников. Поколения X, Y, Z присутствуют сейчас в компании
одномоментно. Конечно, поколение Z только начинает выходить на рынок труда и формировать свой запрос на обучение, но массово в компании сейчас присутствуют поколения X и Y. Система корпоративного образования во многих компаниях выстроена под запрос поколения X. Как отмечает С. Журихин, для поколения Y характерен совершенно другой запрос на обучение. Для поколения Y в обучении важна быстрота получения навыка, в удобное для них время, в удобном для них формате (как правило цифровом, обучение в стиле Snack Learning и обучение в игровом формате. Этот запрос заставляет компании частично отказываясь от офлайн формата, развивать онлайн обучение. И, наконец, нельзя исключать и формат самообразования в системе корпоративного образования. Сочетание офлайн и онлайн форматов обучения, а также элементы самообразования образуют смешанный подход к системе корпоративного образования. Принцип смешанного (blended) образования несет в себе огромный потенциал. Смешанное обучение - это сочетание традиционных форм обучения с элементами электронного или онлайн обучения (eLearning) в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т. д. Процесс смешанного обучения представляет собой последовательность этапов традиционного обучения и электронного обучения, которые чередуются со временем. Смешанное
обучение является основой глобальной трансформации общего и корпоративного образования. Сам принцип смешанного обучения в современной интегрированной системе корпоративного образования
дает хорошие возможности для развития самой системы.
Интеграция корпоративной системы обучения состоит не только в сочетании различных форматов обучения, хотя безусловно, это принцип во многом придает интегрированный характер. Вторым важным фактором интеграции системы корпоративного обучения является формирование по сути экосистемы обучения внутри компании. Какие факторы будут влиять на формирование экосистемы?
Прежде всего, это непрерывный характер обучения. Экосистема обучения работает по тому же принципу, что и любая другая экосистема. Элементы экосистемы корпоративного обучения – это люди, технологии, контент, процессы. Эти элементы постоянно взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Это означает, что среда обучения, технологии, инструменты и люди должны быть задействованы в служении одной цели – дать слушателю возможность получить необходимые знания и навыки.
Каждый участник экосистемы должен вкладываться в ее развитие, а каждый слушатель должен активно использовать ресурсы, предоставленные ему для обучения. Именно онлайн формат дает возможность максимально эффективно развивать такую экосистему. Онлайн-формат позволяет вовлекать сотрудников в развитие программ, быстро интегрировать полезные решения и делать обучение частью
повседневной жизни профессионалов. Компании важно создать экосистему обучения, где каждый сотрудник может выбрать интересный для него формат, сочетать различные курсы и получать навыки и
знания на самые актуальные темы. Важно отметить, что формирование экосистемы корпоративного образования результативнее всего реализовывать в формате корпоративного университета.
В заключении необходимо отметить, что в условиях пандемии COVID-19 и особенно после нее необходимо быстро и эффективно перестраивать систему корпоративного образования. Реализация интегрированного подхода, использования принципа смешанного обучения и развитие формата корпоративного университета даже для среднего бизнеса позволит создать экосистему корпоративного образования. Такой подход позволит не только выстроить систему корпоративного обучения под стратегические и операционные задачи компании, но и создать существенное конкурентное преимущество в конкурентной борьбе.