Вера Ивановна Елишева
Интегрированная познавательно-исследовательская НОД «Удивительные тайны обыкновенного мяча» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительные тайны обыкновенного мяча
Интегрированная познавательная - исследовательская НОД
(в рамках физкультурного занятия)
Подготовительная к школе группа
Цель:
формировать первичные представления детей о многообразии предметного окружения, созданного руками людей.
Задачи:
1. Повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление детей.
2. Знакомить детей с функциями, назначением, свойствами и качествами мячей.
3. Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи между миром предметов и миром природы.
4. Воспитывать умение удивляться, радоваться приобретённым навыкам и знаниям.
Публикация «Интегрированная познавательно-исследовательская НОД „Удивительные тайны обыкновенного мяча“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мяч, мячик
- Подготовительная группа
- Темочки
Примерный ход занятия:
Ведущая: Что такое секреты?
У вас есть свои секреты?
У всех спортивных снарядов физкультурного зала тоже есть свои тайны!
Не верите?
Вы бы хотели раскрыть тайны какого-либо оборудования нашего физкультурного зала?
Дети высказывают свои предположения.
Ведущая направляет детей на тему разговора о мячах.
Ведущая: Что вы знаете о мячах?
Ответы детей.
Ведущая:
Ребята, давайте, представим себе, что у детей не стало этой игрушки – мяча!
Это будет плохо или хорошо для детей?
Плохо: можно разбить стекло, попасть мячом в лицо, можно попасть под машину на улице, больно ударить вместо мяча по ноге сопернику.
Хорошо: можно весело играть, найти новых друзей по интересам, заниматься баскетболом, волейболом и т. д.
Ведущая:
Дети берут резиновые мячи, строятся в шеренгу.
Ведущая предлагает детям рассмотреть мяч, провести по нему рукой.
Рассказывают, какой мяч: резиновый, круглый, разноцветный.
Ведущая: Что вы ещё можете сказать о мяче?
Что можно делать с мячом? Ответы детей.
Ведущая: Ребята, вы считаете, что всё рассказали о мяче?
Мне кажется, что мы раскрыли не все секреты мяча. Предлагаю вам отправиться в путешествие в необычную страну.
Дети идут за педагогом, подбрасывая и перебрасывая мяч из руки в руку.
Ведущая: Мы с вами пришли в страну, которая называется «Секретики».
На середине зала стоят столы, на них под покрывалом лежат разные мячи.
Дети садятся за столы.
Ведущая предлагает нащупать предметы, которые лежат на столе, не снимая покрывало.
Нужно будет ответить на три вопроса, не доставая предмет:
- что это?
- какой формы предмет?
- из чего сделан предмет?
Высказывания детей:
Это мячик, он круглой формы, он сделан из резины.
У кого ещё такой предмет, какой описал Савелий?
Дети отвечают.
Ведущая: У кого другой предмет, не такой, как описал Савелий?
Когда все дети ответят, они достают мячи и убеждаются, что ответили правильно или неправильно.
Ведущая: правильно, ребята, это мячи. Они такие разные, интересные.
Но, в тоже время, у них есть общий признак. Что у них общее?
Ответы детей: Мячи все круглые.
Ведущая: Чем они отличаются друг от друга?
- Размером
- Цветом
- Формой
- Материалом
Акцентировать внимание детей на материале.
Дидактическая игра «Выбери нужный предмет»
Ведущая показывает кусок ткани – дети показывают мяч, сделанный из ткани, показывает резину, пластмассу, войлок, пенопласт, железо.
1 секретик:
У мячей есть общий признак: мячи в основном круглые.
Они различаются по форме, размеру, цвету, материалу, из которого изготовлены.
Ведущая предлагает детям встать и передавать мячи друг другу, чтобы все почувствовали материал, из которого сделан мяч.
Ведущая спрашивает: У тебя какой мяч?
Ответ ребёнка: У меня пластмассовый мяч. У меня резиновый мяч и т. д.
Дети выходят из-за столов, располагаются на полу врассыпную.
Задание детям: отбить о пол мячик, и послушать какой он издаёт звук. Какой звук ты услышал, Серёжа? Звуки: глухой, звонкий, бесшумный, громкий.
Дети садятся за стол.
Дидактическая игра «Узнай по звуку»
Дети закрывают глаза, ведущая бросает мяч о стол, дети показывают тот мяч, который использовала ведущая.
2 секретик:
Разные мячи издают разные звуки, при бросании их на пол.
Ведущая предлагает детям встать и взять большие резиновые мячи.
Проводится эстафета с мячами в 3 колонках.
Разговор о безопасной игре с мячом: стекло, машины, удар по ноге, по лицу.
Сделать красивую позу с мячом.
3 секретик:
С мячом можно не только играть, но и танцевать, использовать в художественной и спортивной гимнастике.
Играя с мячом, необходимо соблюдая правила безопасности:
Не бросать в лицо товарищу, не метиться в окно, не пинать, если занимаешься в помещении.
Ведущая: Давайте, мы с вами попробуем узнать ещё один секретик мяча.
Мы будем отбивать мяч об разные поверхности: о пол, о мат, о ткань, об руки человека.
Как вы думаете, от какой поверхности мяч будет отскакивать выше и лучше?
Высказывание детей.
Сейчас мы с вами проверим эти предположения.
Ведущая вместе с детьми отбивает большой мяч о пол, о мат, о ткань, о палас, об руки человека.
После эксперимента дети делают вывод. Кладут мячи на пол.
4 секретик:
Мяч отскакивает по - разному, это зависит от поверхности, на которую он брошен.
Дети садятся в шеренгу. Ведущая берёт 2 мяча и спрашивает у детей: какой мяч будет прыгать долго, а какой нет?
Затем дети берут мячи, которые надуты по-разному, отбивают их и делают вывод, почему один мяч прыгал долго, а другой нет.
5 секретик: Мячик, который сильно накачен воздухом, прыгает долго и высоко.
Ведущая предлагает взять мячики со стола и подумать ещё о том, какой секретик мяча мы ещё не узнали.
Дети подходят к скамейке, на которых стоят ёмкости с водой.
Дети догадываются, что мяч ещё может плавать.
Вопросы детям:
- Какой мяч не утонет? Почему?
- Какой мяч утонет? Почему?
- Какой мяч будет тонуть долго? Почему?
Ведущая: Давайте, мы с вами проверим наши предположения.
Дети кладут мячи в ёмкости с водой и наблюдают за ними, затем делятся впечатлениями. Объясняют, почему мяч утонул сразу, или пока не тонет и т. д.
6 секретик: Мячи не тонут в воде, потому, что они накачены воздухом, а воздух легче воды.
Мячик может передвигаться по воде? С помощью чего?
Ветер передвигает мяч с места. Дети берут трубочки и дуют на мячи. Какой мяч поплыл быстрее, а какой медленней? Почему?
Положить большой резиновый мяч в ёмкость. Дети все вместе дуют на него. Почему мы с вами не можем сдвинуть его с места? Мячик тяжёлый, силы нашего дыхания не хватает.
7 секретик: Мячик может передвигаться по воде, если на него дует ветер.
Ведущая предлагает детям поразмышлять над вопросом: Можно ли использовать мяч, как спасательное средство?
Ответы детей.
Если человек тонет, а вы не умеете плавать, то, что можно бросить в воду, чтобы спасти его?
Почему мяч не тонет? Если мяч порван, может ли он оказать помощь человеку?
8 секретик: Мяч может спасти человека от беды.
Посмотреть, что мяч из ткани ещё не утонул. Почему?
Ведущая: пока продолжается наш опыт, я вас научу играть в русскую народную игру.
Игра «Скрути и раскрути мячик»
Дети скручивают из ткани мячик. Побеждает тот, кто скрутил быстрее и ровно.
Посмотреть ещё раз утонул ли мячик из ткани. Если нет, то оставить эксперимент до утра.
Подведение итогов:
Сколько у нас получилось секретов? Мы узнали целых 8 секретов! Давайте, проверим, все ли вы секретики запомнили?
Подвижная игра «Мяч на поле».
Дети передают мяч друг другу, на ком остановился, тот говорит, какой он узнал секрет мяча.
Ведущая: Вот сколько интересных секретов мы узнали о мяче. Не жалеете, что побывали в такой удивительной стране? К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. Наши помощники – мячи помогут нам найти дорогу.
Дети берут большие мячи и уходят, отбивая мяч о пол.