Долаана Тюлюш
Интегрированная НОД в подготовительной группе «Путешествие в Сут-Холь»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: социально-коммуникативное и познавательное развитие.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с особенностями природных условий Тывы, учить детей восхищаться красотой родного края, расширять представления детей о домашних животных нашей республики, закреплять названия домашних животных и их детёнышей, познакомить детей обычаями и традициями тувинского народа. Формировать представления о Туве как о малой родине, познакомить с понятием «Малая родина».
Материал: билеты на автобус: карточки с точками от 1 до 8.
Публикация «Интегрированная НОД в подготовительной группе „Путешествие в Сут-Холь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Символы разных стран и герб Тувы, флаг Тувы, картинки домашних животных нашей республики и животных севера и пустыни, фотографии о Тыве: фотографии г. Кызыла, «Оваа на перевале», «Устуу-хурээ», «р. Чадаана», «Мост через реку Хемчик», «Озеро Сут-Холь», маленький макет «Оваа», пиала, тос - карак, мяч.
Предварительная работа: знакомства с государственными символами Тувы, знакомства с домашними животными Тывы, севера и пустыни, заучивание пословиц о Родине.
Словарная работа: перевал, оваа, переправа, малая родина, сарлык-як, детёныш яка-телёнок, детёныш верблюда-верблюжонок, оленёнок.
Ход занятия
- давайте поиграем в игру, «Кто в какой республике живет?».
«Кто в Хакасии живет?» - хакасы.
«Кто в Чувашии живет?» - чуваши.
«Кто в Башкирии живет?» - башкиры.
«Кто в Бурятии живет?» - буряты.
«Кто в Татарстане живет?» - татары.
«Кто в Осетии живет?» - осетины.
«Кто в Алтае живет?» - алтайцы.
«Кто в Тыве живет?» - тувинцы.
- Молодцы, ребята, все эти народы живут в России. Вот какая у нас большая и многонациональная страна (1 слайд-люди разных национальностей).
Сегодня мы с вами будем говорить о Родине. У каждого человека есть родная земля, то места, где он живет. Есть мама (2 слайд – мама с ребёнком, которая дала ему жизнь, она самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть ещё самое дорогое – это Родина, родная страна. Как называется наша родина? (ответы детей).
Правильно, Россия (3 слайд – карта России). А место где родился человек и вырос, называют мало родиной. Большинство из вас родились в Кызыле, значит ваша малая Родина – Тыва (4 слайд- карта Тувы).
Что такое Тыва? (5 слайд)
Это степи омытые солнцем… (6 слайд- степь)
(показ слайдов 7,8,9 по словам стихотворения).
- А кто нам расскажет стихи о Туве? (дети читают стихи)
(стук в дверь, воспитатель получает письмо от незнайки).
- Почтальон принес письмо. Кому же она адресована, давайте проверим.
Вы знаете почтовый адрес нашего детского сада? (ответы детей).
- Молодцы, тогда это письмо адресовано нам, подготовительной группе.
Давайте прочитаем.
«Здравствуйте дети! Мне сказали, что в детском саду «Ручеёк», в подготовительной группе есть очень умные, любознательные дети, помогите мне, пожалуйста, ответить на очень сложные вопросы».
1. Есть ли в Тыве озеро «Сут-Холь»? (отвечают дети).
2. Почему все тувинские сказки начинаются с присказки: «когда озеро Сут-Холь лужицей было, а гора Сумбер-Уула-холмом». Может это не озеро, а лужица, или, как оно превратилась в озеро?
(Дети затрудняются ответить на второй вопрос).
- Тогда нам надо отправиться в путешествие на озеро Сут-Холь. Озеро находиться в Сут-Хольском районе. Мы отправляемся туда в автобусе до села Суг-Аксы (Показывает на карте дорогу). Покупайте билеты, вместо денег будут ваши знания.
Игра «Детёныши животных»
За правильный ответ ребёнок получает билет, и ищет место с числом соответствующие количеству точек на билете. Шофер проверяет правильность, и собирает билеты.
- Тувинцы, собираясь в дальнюю дорогу, молились, чтобы их предстоящий путь был добрым, и чтобы все цели поездки были достигнуты. А до Сут-Холь далеко, будем проходить крутые перевалы и бурные реки (10 слайд-природа). (Воспитатель показывает обряд перед дорогой).
Пусть у нас перевалы будут низки
Пусть у нас переправа будет мелка
Пусть у нас кони будут крылаты.
Пусть у нас дела будут успешны.
- Все пассажиры на месте? Отправляемся на западную сторону республики.
- Через какой город мы проезжаем?
(11 слайд – достопримечательности г. Кызыла).
- Что это за город? (столица Р. Т.).
-Где город находится? (в центре Азии) (12 слайд-обелиск Центра Азии).
- Посмотрите, какие красивые горы! (13 слайд – горы). Не зря говорят, что Тыва – страна гор. Мы поднялись на перевал «Адар-Тош» (14 слайд - перевал). Человек, очутившиеся на перевале обязательно должен слезть с коня, выйти с машины привязать ленты к жердям оваа или положить камни. (Дети выполняют обряд с воспитателем).
- А чтобы дальнейшая дорога была доброй, белой и светлой мы должны выполнить задания:
1. Среди гербов др. стран найти герб Тувы (15 слайд – символики разных стан и Тувы).
2. Что означает флаг Тувы?
- Молодцы, все правильно выполнили, поехали дальше (дети садятся на стульчики).
- Мы приближаемся к городу Чадаана (16 слайд – Адрес г. Чадаана).
Недалеко от г. Чадаана есть самое священное место в Туве. Это – Устуу-Хурээ (17 слайд – руины храма). Здесь около 100 лет назад находился буддийский храм. На руинах этого храма люди до сих пор молятся. И там строят новый храм (18 – Новый храм).
- Где этот храм находится? (ответы детей).
- Правильно, ребята. А город Чадан является малой родиной С. К. Шойгу (19 слайд – фотография). Он родился у нас в Туве (Дети рассматривают фотографии Устуу-Хурээ, реки Чадаана).
- Отправляемся дальше. Мы приближаемся к реке Хемчик (20 слайд – мост через Хемчик). По этому мосту мы попадем в Суг-Аксы. Прежде чем пройти по мосту мы должны выполнить задания (на доске животные Севера, Тувы и жарких стран, дети должны среди этих животных найти тех животных, которые живут и в Туве и на Севере и в жарких странах – это верблюд, як и олень). Молодцы, поехали дальше (Дети садятся на стульчики).
- Вот мы приехали в село Суг-Аксы. Здесь, недалеко находится сказочное, загадочное озеро Сут-Холь. Дальше поедем верхом на лошадях (21 слайд – Люди на лошадях).
Физ. Минутка.
Дети ходят друг, за другом высоко поднимая колени и руками шлепают по коленям и выполняют артикуляционную гимнастику «Лошадка» и останавливаются у мольберта с фотографией озера Сут-Холь (22 слайд-озеро Сут-Холь).
- Сут-Холь запоминается каждому, кто хоть раз увидел его. Дикие скалы, причудливые полуострова, белые облака отражаются в воде как в сказке. В ранние, утренние часы Сут-Холь сияет серебром. Прекрасен он и вечером. От заходящего солнца пробежит по воде золотая дорожка, станет алой вода. Озеро лежит недалеко от бурной реки Хемчик на горе Кызыл-Тайга.
На берегах Сут-Холя растут могучие кедры, стройные ели, огромные лиственницы. Цветут колокольчики, лилии, ирисы. Сут-Холь в переводе на русский язык означает «Молочное озеро». Красивое озеро, да ребята? (рассматривают фотографию озера).
- Ой, дождь пошёл! (дети имитируют шум дождя, стучат пальцами по столам). Побежали в юрту! (Дети сделают круг(23 слайд- Юрта).
- Интересно, никто нет в юрте? Куда все ушли? (Звучит музыка. Запись с диска «Белек», трек №6). Слышите, кто-то поет? Так поют специально, когда овца или коза отказывается кормить своего детёныша. Значит они в кошаре, пойдемте, поможем? Дети садятся за столы. Работают в тетрадях. Игра «Найди детёнышу маму». (В это время, воспитатель одевает национальный халат, и выходит как хозяйка юрты.
- Здравствуйте ребята! Спасибо что помогли, а то я одна бы не справилась. Наши все уехали на заготовки сена на зиму, и я одна осталась, откуда приехали? Хорошо ли доехали? Зачем приехали?
- Так и быть расскажу вам легенду о нашем озере. (Звучит запись из диска трек №7).
В древние времена, когда озеро Сут-Холь лужицей была, в тех местах поселилась старуха колдунья. Она варила из трав целебные отвары. Иногда старуха была злой, насылала грозу на тайгу. Сут-Хольский народ сумели покорить ее добротой и щедрой душой. Однажды вечером старуха колдунья вышла из юрты, выплеснула в лужу большой чан молока. Проснулись люди и не узнали лужицу. Лужа превратилась в огромное озеро, белое-белое, словно молоко (24 – Озеро). Подбежали они к озеру и увидели, что это не молоко, а туман. С тех пор в народе стали замечать, что на Сут-Хольских пастбищах коровы дают много густого молока. Существуют среди народа и запреты: девушкам, женщинам нельзя купаться в озере, а мужчинам разрешается. Поэтому парни Сут-Холя сильные, ловкие, известные борцы (24 – Борцы из Сут-Холя). Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
- Вам понравился сказка?
- Как Сут-Холь превратился из лужи в озеро?
- Какие запреты в народе существуют?
- Молодцы ребята! Как вы думаете, мы достигли ли цели?
- Да, мы выяснили, что озеро Сут-Холь есть, и узнали как оно превратилось в озеро.
- Что еще интересного вы узнали?
- Спасибо что погостили, приезжайте еще. Доброй вам дороги! До свидания!
Литература:
1. Журнал «Башкы» 1 (19) 1996 г.
2. Журнал «Башкы» 3- 2001 г.
3. Журнал «Хуреш»
4. Книга «Женщины Центра Азии»
5. М. Б. Кенин-Лопсан «Традиционная культура тувинцев». Тувинское книжное издательство. Кызыл-2006
6. М. Б. Кенин-Лопсан «Тыва алгыши» Кызыл-1995
7. Музыка: «Белек», сольный диск Чодуры Тумат, Москва, 2005
8. Фото А. К. Купцов.