Лучший педагог года

Интегрированная НОД по познавательному развитию «Станем друзьями природы»

Елена Толкачева
Интегрированная НОД по познавательному развитию «Станем друзьями природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формировать понимания детьми того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять, защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

Задачи:

Образовательные: поощрять обсуждение детьми соответствующих проекту ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм поведения в природе, помогать детям в символическом отображении ситуации; установлении связи между природными явлениями при проведении игры «Кто вернется в лес?»

Публикация «Интегрированная НОД по познавательному развитию „Станем друзьями природы“» размещена в разделах

Развивающие : развивать познавательно – исследовательский интерес, привлекая к простейшим опытам;

Воспитательные: воспитывать умение правильно вести себя в природе, воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие (ФЭМП) : продолжать учить детей читать простейшую графическую информацию, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы);

Художественно – эстетическое развитие : закреплять умение передавать свое отношение к природе в продуктивных видах деятельности (аппликации, продолжать учить составлять изображение по представлению, развивать чувство композиции;

Речевое развитие : развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи, учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, совершенствовать умение составлять рассказ по содержанию картинки;

Физическое развитие : сохранение, укрепление и охрана здоровья детей, повышение умственной работоспособности, предупреждение утомления;

Социально – коммуникативное развитие : формировать основы экологической культуры, продолжать знакомить детей с правилами поведения в природе, познакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в него.

1. Мотивационно – побудительный этап. Дидактическая игра «Наш дом – природа»

Восп. Ребята, как вы думаете, как называется общий дом для растений, животных и людей?

Дети. Наш общий дом – природа.

Восп. Давайте сравним части дома человека и части нашего большого дома – природы. Назовем части дома человека.

Дети. Крыша, стены, пол.

Восп. Что вместо крыши в природе?

Дети. Голубое небо.

Восп. А что вместо стен?

Дети. Леса, горы.

Восп. Что выступает в роли пола?

Дети. Земля, почва, трава.

Игровой прием. Звучит сигнал SOS.(аудиозапись сигнала SOS)

Восп. Ребята, что это за звук?

Дети. Это сигнал SOS.

Восп. Что он означает?

Дети. Кто-то терпит бедствие.

Восп. Когда посылают этот сигнал?

Дети. Кому-то нужна помощь.

Восп. Откуда могут послать такой сигнал?

Дети. С тонущего корабля, с терпящего крушение самолета.

Восп. Интересно, кто же нам посылает сигнал SOS.

2. Организационно - поисковый этап.

а) Закрепление знаний и способов действий в знакомой и измененной ситуациях

Дидактическая игра «Планета Земля в опасности»

Слышится стук в дверь. Входит Экоша с глобусом в руках.

Экоша. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Экоша. Я – ученый, интересуюсь, как относится человек к растениям и животным, и понял, что наша планета находится в большой опасности. Подсказали мне, что в вашей группе дети любят природу, заботливо относятся к ней. Это я послал вам сигнал SOS.

Восп. Что же делать.

Дети. Помочь Экоше, спасти нашу планету.

Восп. Дети, как называется наша планета?

Дети. Земля.

Восп. Чему же грозит опасность на Земле?

Экоша. Много чему. У меня в руках глобус. А что это такое?

Дети. Это модель Земли.

Экоша. Какую форму имеет Земля?

Дети. Она имеет форму шара.

Экоша. Что и каким цветом обозначается на глобусе? Что обозначается зеленым цветом?

Дети. Леса.

Экоша. А голубым?

Дети. Реки, моря и океаны.

Экоша. Над нашей планетой есть еще один невидимый океан – воздушный.

Вот этому всему и грозит опасность.

Восп. С чего же начать?

Дидактическая игра «Прочтем схему, узнаем план действий»

Экоша. Есть у меня с собой схема. Если мы ее, правильно прочитаем, узнаем план наших действий.

Дети рассматривают схему.

Восп. Куда отправимся в первую очередь?

Дети. В лес

Восп. А потом?

Дети. К реке.

Восп. А затем?

Дети. Поднимемся к облакам, в небо.

Экоша. Для начала заглянем в лес, посмотрим, в каком он состоянии.

Экоша. На чем же можно добраться до ближайшего леса?

Дети. Пешком, на машине, на поезде.

Экоша. Давайте пойдем пешком, тут недалеко.

Дети двигаются к «лесу» с песней «Вместе весело шагать»

Настольная игра «Стань другом природе»

Экоша. Быстро добрались мы до леса. А ведь лес тоже чей- то дом. Чей?

Дети. Насекомых, птиц, диких животных, цветов, кустарников, травы, деревьев.

Экоша. Я принес вам картинки. На них нарисовано то, что я увидел в лесу. Расскажем, что на них изображено. Хорошие или плохие это поступки? И что будет, если люди будут себя вести подобным образом.

1 ребенок. Девочка ловит бабочек. Это плохой поступок. Если не будет бабочек, они не опылят цветы, не будет ягод, пчелы не соберут мед. Медведю нечего будет есть.

2 ребенок. Мальчик топчет мухоморы. Этого нельзя делать. Мухоморами лечатся животные в лесу.

3 ребенок. На моей картинке дети берут яйца птиц. Это плохо, взрослые птицы не вернутся к гнезду. Птенцы не вылупятся. Если не будет птиц, кто тогда уничтожит вредных насекомых? Птиц из леса тоже нельзя брать домой, они не выживут в домашних условиях, погибнут.

4 ребенок. У меня нарисовано, как мальчик ломает ветви деревьев. Дерево будет болеть. Негде будет построить гнездо птице, найти дупло белке, спрятаться в норке ежу. Где построят себе муравейник муравьи?

5 ребенок. Нельзя уничтожать насекомых, нечего будет есть птицам.

6 ребенок. После себя надо убирать мусор. О консервную банку, например, может пораниться животное.

7 ребенок. Нельзя в лесу на полную громкость слушать музыку, животные могут испугаться.

8 ребенок. А на моей картинке девочка нарвала большой букет цветов. Я думаю, что не надо этого делать. Цветы быстро завянут, и их выбросят. А в лесу они будут радовать других людей.

Экоша. К тому же некоторые цветы, растения занесены в Красную книгу?

А вы знаете, что это такое?

Дети. Это книга, в которую занесены редкие животные, растения, которые могут исчезнуть.

Экоша. Я предлагаю вам посмотреть презентацию «Красная книга Саратовской области»

Экоша. Так что же нужно делать человеку, чтобы животные, растения, насекомые из Красной книги не исчезли?

Дети. Не уничтожать их.

Экоша. А что нарисовано на твоей картинке?

9 Ребенок. На моей картинке люди оставили непотушенный костер, может случится пожар.

Экоша. Послушайте, ребята, как плачет лес. (аудиозапись звука пожара в лесу)

Восп. Чем можно потушить пожар?

Дети. Землей, водой, песком.

Восп. А если пожар охватил уже большую площадь леса?

Дети. Позвонить в пожарную команду.

Восп. По какому номеру телефона?

Дети. 112

Экоша. Ребята, а почему считается, что после пожара лес умирает?

Дети. Лес умирает, потому что не остается ничего живого.

Дидактическое упражнение «Лес – наше богатство»

Восп. А ведь от пожара в лесу пострадают не только животные и растения леса. Но и человек. Почему говорят: «Лес – наше богатство»?

Дети. В лесу люди собирают лекарственные травы, грибы, ягоды, орехи.

В лес ходят в поход, на прогулку, зимой в лесу катаются на лыжах.

В лесу свежий воздух, поют птицы, тихо, красиво.

В лесу дети с родителями собирают шишки, плоды, перья, коряги для поделок.

В лесу строят санатории, там люди лечатся, отдыхают.

Охотники охотятся в лесу на диких животных.

Из деревьев делают бревна, доски. Из них строят дома, делают мебель, деревянную посуду, сувениры, книги, альбомы, журналы, тетради, газеты, салфетки.

Интерактивная игра «Кто вернется в лес»

Экоша. Ребята, представляете, трава на месте пожара начнет расти только через 5 лет. Как постепенно будет возрождаться лес? Я приготовил для вас игру «Кто вернется в лес». Построим все вместе экологическую цепочку.

(Трава – насекомые- мелкие наземные животные – деревья – птицы, крупные животные – хищники)

Восп. Чем мы можем помочь лесу?

Экоша. Вот были бы у меня природоохранные знаки, развесил бы я их по лесу. Пусть они напоминали бы всем о правилах поведения в лесу.

Восп. Можем мы сделать такие знаки для Экоши.

Дети. Да.

Аппликация из готовых форм «Природоохранные знаки» .Дети работают под музыку «Звуки леса»

Восп. Подготовим наши пальцы к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Здравствуй, солнце золотое! Потянуться, растопырив пальцы

Здравствуй, небо голубое! Помахать «небу»

Здравствуй, вольный ветерок! Волнообразные движения кистей рук

Здравствуй, маленький дубок! Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую! «Обнимашки»

Из готовых форм дети изготавливают природоохранные знаки. В ходе работы воспитатель и Экоша помогают нуждающимся в помощи воспитанникам и спрашивают, что означает данный знак.

Экоша. Спасибо, ребята.

Восп. А мы двигаемся дальше. Вспомним, куда лежит наш путь.

Дети смотрят на схему.

Дети. Мы отправляемся к реке.

Восп. Идем пешком. Поем нашу любимую песню «Вместе весело шагать»

Экоша. Ребята, реки, моря и океаны - это тоже чей-то дом. Чей?

Дети. Водорослей, рыб, водоплавающих птиц, насекомых, животных.

Экоша. Кому нужна вода в природе?

Дети. Деревьям, цветам, грибам, траве, рыбам, лягушкам, ракам, птицам, диким животным.

Восп. А человеку нужна вода?

Дети. Да, нужна, чтобы мыть руки, умываться, купаться, готовить еду, стирать, мыть полы, ухаживать за домашними животными и птицами.

Дидактическая игра «Поиск воды в группе»

Восп. Вспомним места, где вода нужна в группе.

1 ребенок. Вода нужна в уголке природы - поливать цветы, без воды они засохнут, завянут и погибнут.

2 ребенок. Вода нужна няне, она моет посуду, полы.

3ребенок. Вода нужна в игровом уголке- стереть пыль, постирать куклам одежду.

4 ребенок. Вода нужна в туалетной комнате, чтобы помыть руки.

5 ребенок. У нас есть чайник с водой, чтобы мы пили воду, когда захотим.

Экоша. Я приготовил картинки и о воде. Расскажем, что на них изображено.

1 Ребенок. Грязную воду сливают трубы завода. Погибнут водоросли, рыба, негде будет плавать водоплавающим птицам.

2 Ребенок. Нефть разлилась по морю. Нефть в воде не растворяется. Погибнет все живое. Если птицы опустятся на воду, нефть склеит им крылья. Нефть не пропускает в воду кислород, гибнут водоросли и обитатели морей и рек.

Экоша. Я ученый и очень обеспокоен состоянием воды в реках. Приглашаю вас в научную лабораторию «Хочу все знать»

Экспериментальная деятельность «Как сделать воду чистой»

Экоша. Здесь вы видите модель реки. Что на ее поверхности?

Дети. Мусор, грязь

Экоша. Как мусор и грязь попали в воду?

Дети. Заводы и фабрики слили отходы в реку.

Экоша. Рыба сможет выжить в такой воде?

Дети. Нет, погибнет.

Экоша. Только ли рыба погибнет?

Дети. Насекомые исчезнут, водоплавающие птицы.

Восп. А человек пострадает от этого.

Дети. Да. Эту воду нельзя пить, готовить на ней еду, стирать,купаться, отдыхать на такой реке не захочется.

Восп. Как можно исправить положение?

Дети. Строить очистные сооружения.

Экоша. А мы попробуем с вами очистить грязную воду. Перед вами два стакана. В одном вода из реки. Какая вода?

Дети. Грязная

Экоша. Чтобы ее очистить, нам нужно положить воронку в пустой стакан, сделать фильтр. Делайте со мной вместе. На дно воронки кладем бумажную салфетку. На нее вату, а потом слой бинта. А теперь льем грязную воду через воронку.

Экоша. Что получилось?

Дети. Вода стала чистой.

Экоша. Кто может пить такую воду?

Дети. Животные.

Восп. А откуда человек получает воду?

Дети. Из водопровода.

Восп. А откуда она поступает в водопровод?

Дети. Из реки.

Восп. А что будет, если человек не будет экономить воду?

Дети. Реки обмелеют, высохнут.

Восп. Можно ли пить воду из водопровода?

Дети. Нет.

Восп. Почему?

Дети. В ней микробы, можно заболеть.

Восп. Какую воду можно пить?

Дети. Можно пить кипяченую воду.

Восп. А нам пора двигаться дальше. Сверимся со схемой. Что будем исследовать?

Дети. Воздух.

Экоша. Кому нужен воздух?

Дети. Растениям, птицам, животным, человеку. Мы не сможем жить без воздуха.

Экоша. Воздух находится тоже в плохом состоянии. Рассмотрим картинку.

1 Ребенок. На картинке нарисовано, как из трубы завода в воздух идет дым.

2 Ребенок. Машины выбрасывают в воздух много выхлопных газов.

Экоша. Каким становится воздух?

Дети. Грязным.

Экоша. А почему же тогда мы не задыхаемся?

Дети. Деревья поглощают углекислый газ из воздуха, а выделяют кислород

Восп. Значит, хорошо сажать деревья. Решим про деревья задачу.

Школьники посадили вдоль улицы сначала 8 деревьев. А потом еще 2. Сколько деревьев посадили школьники?

Восп. Из каких частей состоит задача?

Дети. Задача состоит из условия и вопроса.

Восп. Повторим условие, вопрос.

Восп. Задача будет на сложение или вычитание?

Дети. На сложение, т. к. предметов становится больше.

Восп. Плюс или минус поставим в этой задаче?

Дети. Плюс.

Восп. Как будем решать задачу?

Ребенок. 8+2=10 (К 8 прибавить 2 получится 10)

Восп. Выложим решение задачи примером.

Восп. Прочтем решение задачи другим способом. (8 плюс 2 равно десяти).

Восп. Объясним, как мы прибавляли 2. Как составить число 2 из единиц?

Дети. К одному прибавить 1.

Восп. Прибавлять будем по одному. К 8 прибавить 1 получится…

Дети. 9

Восп. К 9 прибавить один, получится….

Дети. 10

Восп. Значит к 8 прибавить 2, получится.

Дети. 10

Восп. Сколько деревьев посадили школьники?

Дети. Школьники посадили 10 деревьев.

Восп. А как могут взрослые очистить грязный воздух?

Дети. Над трубами фабрик, заводов надо устанавливать уловители дыма.

б) Обобщение знаний по теме

Экоша. Посмотрите ребята, какая большая картина у нас получилась.

Составляя ее, о чем мы говорили?

Дети. О том, как вредят природе плохие поступки людей.

Экоша. Что же делать, чтобы наша Земля становилась чище?

Дети. Охранять природу, соблюдать правила поведения в природе.

Восп. Чем мы сегодня помогли природе?

Дети. Мы сделали для Экоши природоохранные знаки, очистили воду.

Экоша. Дорогие ребята, спасибо вам! Вы – настоящие друзья природы.

3. Рефлексивно – коррегирующий этап. Посвящение детей в юные экологи.

Экоша. Через ваши добрые дела достойны стать юными экологами. Прошу вас встать в одну шеренгу.

Под музыку Экоша повязывает детям зеленые галстуки.

Экоша. А теперь произнесем клятву юных экологов.

Мы – юные экологи,

Плечо к плечу встаём

И клятву нашей Родине

Торжественно даём!

Мы вышли на просторы

И твё рдо говорим:

Леса, поля и горы

В обиду не дадим!

Мы клятвы не забудем,

Как станем вырастать.

Клянемся мы природу

Беречь и защищать!

Самоанализ.

Экоша. Ребята, я принес вам значки юных экологов Саратовской области. Выберите себе значок на красном фоне, если вам было легко рассказывать о том, как сохранить родную природу, если вы испытывали затруднения, выберите значок на зеленом фоне, если вам трудно было выполнять задания – на синем фоне.

Публикации по теме:

«Путешествие в осенний лес». Конспект НОД по познавательному развитию («Мир природы») в старшей группе Образовательная область «Познавательное развитие» Конспект НОД «Мир природы» Тема: «Путешествие в осенний лес» старшая группа. Цель: Развивать.

Интегрированная ООД по ознакомлению с миром природы с использованием ИКТ «Волшебница вода» Тема: «Волшебница вода» Конспект занятия по экологии в старшей группе Програмное содержание: Познавательное развитие: * Продолжать знакомить.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Свойства воздуха» Интеграция образовательных областей: • Социально – коммуникативное развитие • Познавательное развитие • Художественно – эстетическое развитие.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — друзья природы» в старшей группеКонспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — друзья природы» в старшей группе Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экологического воспитания для детей старшего.

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для старшего дошкольного возраста Воспитатель МКДОУ Д/сад № 2 Березуцкая Т. В. Тема: «Заповедные острова». Цель: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Активизировать.

Конспект НОД по познавательному развитию «В лаборатории природы» (подготовительная группа) Программные задачи. Расширить представления о живой и неживой природе, уточнить характерные признаки живого, обратить внимание на взаимозависимость.

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе «Друзья природы» Конспект занятия по познавательному развитию в 1 младшей группе «Друзья природы». Цель: формировать у детей осознанное правильное отношение.

НОД по развитию эмоций у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с друзьями в космос»НОД по развитию эмоций у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с друзьями в космос» Программное содержание: Повторить с детьми эмоции страха, злости, грусти, радости, веселья, удовольствия. Закрепить умение различать эмоции.

Родительского собрание «Мы подарок маме покупать не станем, нарисуем сами своими руками». Родительского собрания во второй младшей группе ГБОУ СОШ с, Пестравка структурного подразделения детского сада «Колосок». Тема: «Мы подарок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированная НОД по познавательному развитию «Станем друзьями природы»
Опубликовано: 11 марта 2017 в 22:23
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированная НОД по познавательному развитию «Станем друзьями природы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Толкачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД