Любовь Григорьева
Интегрированная фольклорная традиция в средней группе «Платок расписной»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Платок расписной»
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с русским народным платком, дать представление об истории возникновения платка.
• Уточнить понятия о разных видах тканей.
• Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «оттиск печатки из картошки, пробки, смятой бумагой».
Развивающие:
Публикация «Интегрированная фольклорная традиция в средней группе „Платок расписной“» размещена в разделах
• Развивать внимание, память, фантазию, артистические способности, эстетический вкус, интерес детей к народному творчеству.
Воспитательные:
• Воспитывать уважение и интерес к обычаям старины, привычку работать аккуратно, неторопливо, пользоваться влажной салфеткой для рук.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд».
Методы и приёмы:
Наглядные: Презентация «История русского платка», показ движений, образец воспитателя, разноцветные платки.
Словесные: Пение частушек, рассказ воспитателя, поощрение, показ, описание, словарная работа, беседа.
Игровые: Сказка «Синенький платочек», подвижная игра «Платочек», пальчиковая игра «Сложим правильно платочек», танец с платочками.
Практические: Рисование нетрадиционной техникой (оттиск печатки из картошки, пробок, смятой бумагой).
Оборудование: Квадраты из ситца белого цвета, блюдце, в которое вложена подушечка из поролона, пропитанная гуашью, смятая бумага, печатки из пробки и картошки, влажные салфетки для рук, использование ИКТ.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки: «Маша и Даша»; просмотр мультфильмов «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; рассматривание платков в альбомах, разучивание подвижной игры «Платок», танца с платочками, частушек, беседа о русских платках, украшение платочков (шаблонами, мятой бумагой).
Ход:
Воспитатель: Ребята нас с вами сегодня ждёт в гости Хозяюшка и приглашает совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь. Повернитесь, пожалуйста, ко мне.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо историй мы повернём
И рассказывать о ней начнём
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!
Вот мы и оказались в другом веке, в русской избе.
Выход девушек в народных костюмах и платках (мамы, танцуют делают из платков воротики. Под русскую народную музыку дети входят в зал.
Их встречает Хозяюшка в русском сарафане и красивом платке:
День вам добрый,
День вам чистый,
День без боли и без зла,
И от добрых всех людей
Шлем поклон мы вам, друзья!
— Здравствуйте гости дорогие, малые и большие!
Хозяюшка: Какие нарядные девицы и добры молодцы ко мне пожаловали. Я сегодня так старалась, наряжалась и всё это для того, чтобы понравиться вам. Вам нравиться мой костюм? А что вам нравится в моём наряде?
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки –
К уголочку – уголок
Сложен красочный …. (платок).
А хотите, я вам расскажу сказку про платок? Тогда слушайте, внимательно.
«Жили-были муж с женой, и была у них дочка Машенька, она очень любила наряжаться. Вот однажды постучался к ним купец с ярмарки.
Купец: Здравствуйте хозяева, я хочу вам показать красивые платки для вашей доченьки, какой понравится ей, тот она и выберет. Машенька, увидев платки, от радости засияла.
Машенька: Какие красивые платочки, матушка купи мне платочек.
Матушка: Выбирай Машенька сама.
Хозяюшка: И Машенька себе выбрала синенький платочек. Примерила его, посмотрела в зеркало, какая она красивая. Вот сказочки конец, а кто слушал молодец!»
Купец:
Дети подходите!
Платки поглядите.
Один красный, другой синий,
А уж третий то хорош,
Становитесь в ряд,
Рассмотрите всё подряд.
Хозяюшка: А сейчас мы с вами потанцуем с нарядными платочками.
Девочка:
Эх, топни ногой
Да притопни другой
Потанцуем мы с тобой,
Платочек озорной.
Танец с платочками
Воспитатель: А сейчас вам расскажу про русский народный платок.
Презентация русского платка. В старину люди ткали платки дома на самодельных станках, украшали их вышивкой. Потом, позднее были созданы заводы и фабрики для изготовления платков. Сначала платком считалось белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины покрывали голову, и потом только спустя время, на Руси появились платки «шаль», означающее большой узорный платок. Платки носили, как праздничные наряды и даже повседневно. Придумали платки наши талантливые российские художники и мастера по ткацкому и красильному делу. Особенно славились платки, которые, в Павловском Посаде. В платке можно рассмотреть узоры: это русская ромашка, образы лебедя и павлина, птицы, гуси – лебеди, дерево жизни, гирлянды из роз и лилий и многое другое, цвет фона у платка может быть бардовым, белым, зелёным, чёрным. Чаще всего цветы располагались по кайме и углам, а середина платка равномерно заполнялась редко разбросанными мелкими цветочками. Отделка платков вообще отличалась разнообразием. Встречается на них и ручная вышивка, и украшение в виде кисточек. Раньше очень модно было носить платок, и до сих пор, платок и шаль всегда остаются лучшим подарком, ведь платком можно укутаться в стужу, набрасывать на плечо. В городах платки продают не только в магазинах, но и на ярмарках и выставках. Настоящим достоянием русской культуры стали оренбургские платки из козьего пуха. Платки очень красивы и настолько тонки, что их можно поместить вовнутрь гусиного яйца и даже протянуть сквозь кольцо. Красивый платок был лучшим подарком к любому празднику. Нарядные платки и сейчас пользуются спросом в мире моды. Они могут дополнить деловой костюм, украсить платье, а также они могут придать вашему облику особую привлекательность и неповторимость.
Хозяюшка:
Наш платочек расписной,
Поиграть хотим с тобой,
Ты беги платок по кругу,
Позабавь ребят друг с другом.
Игра «Платок»
Дети бегают по залу под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите побывать у меня в мастерской? Там вы будете художниками и сами раскрасите платочки, чтобы потом подарить близким людям. Для того чтобы платки получились нарядными и красивыми нужно каждому «мастеру» очень-очень этого захотеть!
Воспитатель: «Руки наши не для скуки, всё умеют наши руки»
«Ребятки, давайте вспомним нашу присказку и за дело: штампик я возьму, в краску окуну, к уголку платочка ровненько прижму – оп!».
В процессе выполнения работы звучит песня «Подари мне платок». Когда платок готов, дети выставляют свои работы на мольберт любуются. Делятся своими впечатлениями, кому они подарят свой платочек.
Хозяюшка: А теперь мы споём частушки про платочки.
1. Мы частушки запоем,
Запоем мы громко.
Затыкайте ваши уши,
Лопнут перепонки.
2. Вы, подружки дорогие,
В стороне не стойте,
А частушки про платки
Веселее пойте.
3. У березки, у осинки
Тоненькие веточки.
А мы бойкие девчонки,
Все мы как конфеточки.
4. На платочке у меня
Розы распускаются.
Не могу стоять на месте,
Пчёлы все слетаются.
5. Я платочком помашу,
Покружусь немножко,
Пусть посмотрит на меня
Озорник Серёжка.
6. Свой платочек подарю
Я соседу Саше,
Чтобы съел на завтрак он
За меня всю кашу.
Вместе: Мы девчата боевые,
Не видали вы таких.
А платки на нас какие-
В ярких красках расписные!
Воспитатель: Всем русские платки к лицу. Накинет девица на плечи праздничный платок, взглянет в зеркало и улыбнётся. Красавица! Хороши наши девочки в нарядных платках! Трудно выбрать лучшую. Носите платки: в них и в пир, и в мир, и в добрые люди!
«Демонстрация способов ношения Павлопосадского платка на новый лад»
Литература:
1. Князева О. Л. Махалева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
2. «Детям – о традициях народного мастерства» (под редакцией Шпикаловой Т. Я.)
3. Шмаков С. «Нетрадиционные праздники», М. «Новая школа»