Приложение МААМ

Интегрированная фольклорная традиция в средней группе «Платок расписной»

Любовь Григорьева
Интегрированная фольклорная традиция в средней группе «Платок расписной»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Платок расписной»

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить детей с русским народным платком, дать представление об истории возникновения платка.

• Уточнить понятия о разных видах тканей.

• Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «оттиск печатки из картошки, пробки, смятой бумагой».

Развивающие:

Публикация «Интегрированная фольклорная традиция в средней группе „Платок расписной“» размещена в разделах

• Развивать внимание, память, фантазию, артистические способности, эстетический вкус, интерес детей к народному творчеству.

Воспитательные:

• Воспитывать уважение и интерес к обычаям старины, привычку работать аккуратно, неторопливо, пользоваться влажной салфеткой для рук.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд».

Методы и приёмы:

Наглядные: Презентация «История русского платка», показ движений, образец воспитателя, разноцветные платки.

Словесные: Пение частушек, рассказ воспитателя, поощрение, показ, описание, словарная работа, беседа.

Игровые: Сказка «Синенький платочек», подвижная игра «Платочек», пальчиковая игра «Сложим правильно платочек», танец с платочками.

Практические: Рисование нетрадиционной техникой (оттиск печатки из картошки, пробок, смятой бумагой).

Оборудование: Квадраты из ситца белого цвета, блюдце, в которое вложена подушечка из поролона, пропитанная гуашью, смятая бумага, печатки из пробки и картошки, влажные салфетки для рук, использование ИКТ.

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки: «Маша и Даша»; просмотр мультфильмов «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; рассматривание платков в альбомах, разучивание подвижной игры «Платок», танца с платочками, частушек, беседа о русских платках, украшение платочков (шаблонами, мятой бумагой).

Ход:

Воспитатель: Ребята нас с вами сегодня ждёт в гости Хозяюшка и приглашает совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь. Повернитесь, пожалуйста, ко мне.

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Колесо историй мы повернём

И рассказывать о ней начнём

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!

Вот мы и оказались в другом веке, в русской избе.

Выход девушек в народных костюмах и платках (мамы, танцуют делают из платков воротики. Под русскую народную музыку дети входят в зал.

Их встречает Хозяюшка в русском сарафане и красивом платке:

День вам добрый,

День вам чистый,

День без боли и без зла,

И от добрых всех людей

Шлем поклон мы вам, друзья!

— Здравствуйте гости дорогие, малые и большие!

Хозяюшка: Какие нарядные девицы и добры молодцы ко мне пожаловали. Я сегодня так старалась, наряжалась и всё это для того, чтобы понравиться вам. Вам нравиться мой костюм? А что вам нравится в моём наряде?

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный …. (платок).

А хотите, я вам расскажу сказку про платок? Тогда слушайте, внимательно.

«Жили-были муж с женой, и была у них дочка Машенька, она очень любила наряжаться. Вот однажды постучался к ним купец с ярмарки.

Купец: Здравствуйте хозяева, я хочу вам показать красивые платки для вашей доченьки, какой понравится ей, тот она и выберет. Машенька, увидев платки, от радости засияла.

Машенька: Какие красивые платочки, матушка купи мне платочек.

Матушка: Выбирай Машенька сама.

Хозяюшка: И Машенька себе выбрала синенький платочек. Примерила его, посмотрела в зеркало, какая она красивая. Вот сказочки конец, а кто слушал молодец!»

Купец:

Дети подходите!

Платки поглядите.

Один красный, другой синий,

А уж третий то хорош,

Становитесь в ряд,

Рассмотрите всё подряд.

Хозяюшка: А сейчас мы с вами потанцуем с нарядными платочками.

Девочка:

Эх, топни ногой

Да притопни другой

Потанцуем мы с тобой,

Платочек озорной.

Танец с платочками

Воспитатель: А сейчас вам расскажу про русский народный платок.

Презентация русского платка. В старину люди ткали платки дома на самодельных станках, украшали их вышивкой. Потом, позднее были созданы заводы и фабрики для изготовления платков. Сначала платком считалось белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины покрывали голову, и потом только спустя время, на Руси появились платки «шаль», означающее большой узорный платок. Платки носили, как праздничные наряды и даже повседневно. Придумали платки наши талантливые российские художники и мастера по ткацкому и красильному делу. Особенно славились платки, которые, в Павловском Посаде. В платке можно рассмотреть узоры: это русская ромашка, образы лебедя и павлина, птицы, гуси – лебеди, дерево жизни, гирлянды из роз и лилий и многое другое, цвет фона у платка может быть бардовым, белым, зелёным, чёрным. Чаще всего цветы располагались по кайме и углам, а середина платка равномерно заполнялась редко разбросанными мелкими цветочками. Отделка платков вообще отличалась разнообразием. Встречается на них и ручная вышивка, и украшение в виде кисточек. Раньше очень модно было носить платок, и до сих пор, платок и шаль всегда остаются лучшим подарком, ведь платком можно укутаться в стужу, набрасывать на плечо. В городах платки продают не только в магазинах, но и на ярмарках и выставках. Настоящим достоянием русской культуры стали оренбургские платки из козьего пуха. Платки очень красивы и настолько тонки, что их можно поместить вовнутрь гусиного яйца и даже протянуть сквозь кольцо. Красивый платок был лучшим подарком к любому празднику. Нарядные платки и сейчас пользуются спросом в мире моды. Они могут дополнить деловой костюм, украсить платье, а также они могут придать вашему облику особую привлекательность и неповторимость.

Хозяюшка:

Наш платочек расписной,

Поиграть хотим с тобой,

Ты беги платок по кругу,

Позабавь ребят друг с другом.

Игра «Платок»

Дети бегают по залу под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите побывать у меня в мастерской? Там вы будете художниками и сами раскрасите платочки, чтобы потом подарить близким людям. Для того чтобы платки получились нарядными и красивыми нужно каждому «мастеру» очень-очень этого захотеть!

Воспитатель: «Руки наши не для скуки, всё умеют наши руки»

«Ребятки, давайте вспомним нашу присказку и за дело: штампик я возьму, в краску окуну, к уголку платочка ровненько прижму – оп!».

В процессе выполнения работы звучит песня «Подари мне платок». Когда платок готов, дети выставляют свои работы на мольберт любуются. Делятся своими впечатлениями, кому они подарят свой платочек.

Хозяюшка: А теперь мы споём частушки про платочки.

1. Мы частушки запоем,

Запоем мы громко.

Затыкайте ваши уши,

Лопнут перепонки.

2. Вы, подружки дорогие,

В стороне не стойте,

А частушки про платки

Веселее пойте.

3. У березки, у осинки

Тоненькие веточки.

А мы бойкие девчонки,

Все мы как конфеточки.

4. На платочке у меня

Розы распускаются.

Не могу стоять на месте,

Пчёлы все слетаются.

5. Я платочком помашу,

Покружусь немножко,

Пусть посмотрит на меня

Озорник Серёжка.

6. Свой платочек подарю

Я соседу Саше,

Чтобы съел на завтрак он

За меня всю кашу.

Вместе: Мы девчата боевые,

Не видали вы таких.

А платки на нас какие-

В ярких красках расписные!

Воспитатель: Всем русские платки к лицу. Накинет девица на плечи праздничный платок, взглянет в зеркало и улыбнётся. Красавица! Хороши наши девочки в нарядных платках! Трудно выбрать лучшую. Носите платки: в них и в пир, и в мир, и в добрые люди!

«Демонстрация способов ношения Павлопосадского платка на новый лад»

Литература:

1. Князева О. Л. Махалева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

2. «Детям – о традициях народного мастерства» (под редакцией Шпикаловой Т. Я.)

3. Шмаков С. «Нетрадиционные праздники», М. «Новая школа»

Публикации по теме:

Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» по теме «Фрукты»Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» по теме «Фрукты» Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» Цели и задачи: 1. Закреплять знания детей о.

«Серый катится клубок». Интегрированная НОД в средней группе Интеграция ОО: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Особое внимание будет уделено формированию.

Фольклорная группа «Светлояр» на наших курсах (фоторепортаж)Фольклорная группа «Светлояр» на наших курсах (фоторепортаж) Пока мы с ребятами наряжаем группу к Новому году, а фоторепортаж об этом еще только готовится, между тем, в субботу на курсах в Александро-Невской.

Интегрированная НОД с детьми средней группы по окружающему миру «Моя Родина — Россия» Видео Тема. Моя Родина - Россия! Интегрируемые области: - «Социально-коммуникативное развитие», - «Познавательное развитие», - «Речевое развитие»,.

Интегрированная НОД по музыке в средней группе «Заюшкина избушка»Интегрированная НОД по музыке в средней группе «Заюшкина избушка» Музыкальный руководитель Лебедева Лариса Алексеевна. МКДОУ детский сад «Светлячок» п. Орловка Хохольского района Воронежской области. Интеграция.

Интегрированная НОД по рисованию с применением оттиска «Веточка рябины» в средней группеИнтегрированная НОД по рисованию с применением оттиска «Веточка рябины» в средней группе Интеграция областей: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация. Цель: закрепление знаний о круге, один-много, умение.

Интегрированная НОД «Роспись сарафана матрёшки» в средней группеИнтегрированная НОД «Роспись сарафана матрёшки» в средней группе Цель. Продолжать знакомить детей с матрёшкой, как видом декоративно – прикладного искусства. Задачи. Образовательная. Продолжать знакомить.

Интегрированная НОД в средней группе «Игрушки для новогодней елки»Интегрированная НОД в средней группе «Игрушки для новогодней елки» Интегрированная НОД в средней группе «Игрушки для Новогодней елки»Автор: Табакова О. И. Соавтор: Антропова Н. И. Интеграция образовательных.

Молодцы-удальцы (интегрированная игровая ситуация для детей средней группы).Молодцы-удальцы (интегрированная игровая ситуация для детей средней группы). В детских садах по всей России проводился месячник по оборонно-массовой и военно-патриотической работе. В рамках месячника в средней группе.

«Балаган». Театрализованная фольклорная постановка для детей старшего дошкольного возраста«Балаган». Театрализованная фольклорная постановка для детей старшего дошкольного возраста Тюрина Л. В., Маркова И. В. В конце марта в нашем детском саду ежегодно проходит театральная неделя, приуроченная ко Всемирному дню театра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированная фольклорная традиция в средней группе «Платок расписной»
Опубликовано: 25 февраля 2022 в 08:51
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированная фольклорная традиция в средней группе «Платок расписной»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Григорьева (УИ 44101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД