Елена Толкачева
Интегрированная бинарная ООД по речевому развитию «Что такое Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать речь как средство общения
Задачи:
Образовательные: формирование всех компонентов устной речи :
Формирование словаря:
Грамматический строй речи:
Связная речь:
Подготовка к обучению грамоте:
Развивающие :
Воспитательные: формирование гражданской принадлежности, воспитание любви к Родине, патриотических чувств.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Интегрированная бинарная ООД по речевому развитию „Что такое Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Социально - коммуникативное развитие :
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание: углублять и уточнять представление о Родине – России, закрепить знания о флаге, гербе, гимне России, развивать представление о том, что РФ – огромная, многонациональная страна, расширять представление о Москве – столице России, родном крае, в котором живут дети.
Познавательное развитие :
Развитие познавательно – исследовательской деятельности:
Первичные представления об объектах окружающего мира: углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах предметов, привлекать к простейшим экспериментам, развивать познавательно – исследовательский интерес;
Ознакомление с миром природы: расширять представления детей о деревьях, кустарниках, птицах, насекомых, диких животных, развивать интерес к родному краю.
Художественно – эстетическое развитие :
Изобразительная деятельность:
Декоративное рисование: продолжать развивать декоративное творчество детей, умение создавать узоры по мотивам народных росписей.
Музыкальная деятельность:
Пение: закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением.
Физическое развитие :
Физическая культура: предупреждение утомления, сохранение и охрана здоровья детей, повышение умственной работоспособности.
Развитие игровой деятельности:
Дидактические игры: содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно- образного и логического мышления, познавательной активности.
Восп. Здравствуй, мир (руки вверх)
Это - я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (рука с раскрытой ладонью вверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там - леса! (замах вправо)
А там - поля! (замах влево)
Здесь - друзья (поворот головы)
И здесь друзья (вправо-влево)
Здравствуй, дом - ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий (раскинуть руки вверх)
Здравствуй же, страна моя (раскинуть руки в стороны)
Очень любим мы тебя.
Игровой прием.
Восп. Ребята, почтальон принес нам посылку.
Дети. Посмотрим, что внутри.
Восп с детьми открывают посылку и обнаруживают там волшебную лампу.
Восп. Что будем делать с ней дальше?
Дети. Потрем ее, выпустим джинна и попросим его исполнить три наших желания.
Восп. Что ж, будь по-вашему! Потрем лампу и скажем волшебные слова: «
Проблемная ситуация
Звучит сказочная музыка, появляется грустный джинн.
Джинн. Здравствуйте, о, юные отроки! Я – Гасан Абдуррахман ибн Хоттаб, можете меня звать старик Хоттабыч, я - раб лампы и тех, кто владеет лампой. Требуйте от меня, чего хотите. Приказывайте!
Восп. Ребята, вы заметили, что джинн, старик Хоттабыч, грустный?
Дети. Да.
Восп. Как вы это поняли?
Дети. Он не улыбается нам, у него грустные глаза. Почему ты грустишь?
Джинн. Вот уже три тысячи лет я исполняю чужие желания. Никто меня не спросит, чего же я хочу.
Дети. А что же ты хочешь?
А я путешествовать хочу, знакомиться с разными странами, с вашей с удовольствием бы познакомился.
Восп. Что же делать?
Дети. Исполним желание джинна, расскажем ему о нашей стране.
Дидактическая игра «Я – гражданин России»
Джинн. Как называется ваша страна?
Дети. Россия
Джинн. А как называть вас, жители России?
Дети. Мы – россияне
Джинн А покажите мне ее на карте.
Дети. Она расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце наступает утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнце.
Джигг. Россия – огромная страна. А как сказать иначе?
Дидактическая игра «Как сказать иначе?»
Дети. Большая, необъятная, бескрайняя, безграничная, просторная
Дидактическая игра «Чего много в России» по подгруппам
Космик. А чего много в России?
Дети. В России много лесов, полей, рек, городов, сел, озер, степей. А омывают Россию моря и океаны.
Джинн. Вот вы сказали, что в России много лесов. А чего и кого много в лесах?
Дети. Деревьев, диких животных, грибов, птиц, кустарников, цветов, трав, птиц.
Джинн. А кого много в реках?
Дети. В реках много рыбы.
Джинн. А что для вас значит Россия?
Дети. Россия – это наша Родина.
Джинн. А почему вы называете ее родиной?
Восп. Чтобы тебе было понятно, старик Хоттабыч, мы поиграем в игру «Родные слова», и ты сам все поймешь.
Дидактическая игра «Родные слова»
Россия – наша? (Родина)
Мама, папа, бабушки и дедушки – близкие? (Родственники)
Саратовская область моя область? (Родная)
На свет появился - значит? (Родился)
- Правильно. Все эти слова: Родина, родственники, родной, родился - похожи по звучанию и значению. Как их назвать одним словом?
Дети. Это слова - родственники
Восп. Они появились от одного главного слова “Род”. И называются – родственные слова.
Все они объединены одним смыслом, одним значением. Поэтому Родину, часто называют матушкой. Ведь нет у человека никого роднее и любимее чем мама. Родина как мама родная каждому человеку.
Дидактическая игра «Скажи иначе»
Джинн. А можно как – то по –другому назвать Родину?
Дети. Отечество, Отчизна.
Джинн. А в какой город я попал?
Дети. Город Ртищево.
Дидактическая игра «Назови жителей»
Джинн. Как называть вас, жители Ртищево?
Дети. Мы – ртищевцы.
Физминутка.
Дидактическая игра «Россия – многонациональная страна»
Джинн. А чем ваша страна отличается от других стран?
Дети. Языком, на котором говорит народ, своими символами, обычаями, традициями.
Джинн. Какой же язык у вас государственный, на котором говорит весь народ?
Дети. Русский.
Джинн. Значит, в вашей стране живут только русские люди?
Дети. Нет. Наша страна – многонациональная.
Джинн. А люди каких национальностей населяют вашу страну?
Восп. Поиграй с нами в игру «Найди пару» и узнаешь.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дети самостоятельно собирают изображение мужчины и женщины в национальном костюме и называют народ.
Джинн. А чем народы отличаются друг от друга?
Дети. Они отличаются внешностью, обычаями, у них своя национальная одежда. Они говорят на своем языке.
Восп. На каком языке говорят татары? (татарском, удмурты (удмуртском, якуты
(якутском, башкиры (башкирском, чуваши (чувашском, буряты (бурятском, ненцы (ненецком)
Джинн. Так почему же тогда главный язык - русский?
Дети. Самый многочисленный народ в стране русский, поэтому русский язык главный в нашей стране.
Дидактическая игра «Символы России»
Джинн. А какие же символы есть у России?
Дети. У каждой страны есть свой герб, флаг и гимн.
Джинн. Что такое государственный гимн?
Дети. Это главная песня страны.
Восп. Она исполняется в особо торжественных случаях. (на торжественных собраниях, на параде, когда награждают спортсменов на олимпиаде, по радио утром и в полночь). Слушать гимн нужно стоя, сняв головной убор, проявляя уважение.
Предлагаю прослушать гимн стоя.
Звучит гимн России (начало). Все садятся.
Восп. Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали гимн России?
Дети. Чувство гордости за страну, любовь к Отечеству.
Джинн. Где можно увидеть российский флаг?
Дети. На государственных зданиях, кораблях, самолётах, жилых домах в дни государственных праздников.
Обычно, когда звучит гимн, поднимается флаг нашей страны.
Джинн. Какой ваш флаг?
Восп. Из каких частей состоит флаг? Из каких частей он состоит?
Дидактическия игра «Части флага»
Дети. Древко, полотнище, навершие.
Джинн. А как он выглядит?
Дидактическая игра «Собери флаг России»
Восп. Какая полоса первая сверху? Какая полоса над синей? Какая полоса между синей и красной? Какая полоса под синей (во время сбора флага России)
Восп. Флаг у нас прекрасный-
Бело-сине-красный!
Джинн. А что обозначают цвета нашего флага?
Степа Белый - мир и чистота.
Синий - верность, небеса.
Красный - мужество, отвага.
Вот цвета родного флага!
Дидактическая игра «Узнай герб нашей страны»
Джинн. Что изображено на гербе России?
Дети. Золотой двуглавый орёл со скипетром и державой. На щите изображен Георгий Победоносец на коне. Он копьём поражает Змея.
Джинн. Наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.
Джинн. Где можно встретить изображение герба России?
Дети. На пограничных столбах, полицейских машинах, в паспорте, монетах, документах, печатях, медалях.
Джинн. Молодцы, ребята! Вы настоящие знатоки символики вашей Родины – России.
Джинн. У каждой страны есть свой главный город. А у вас как он называется?
Дети. Наш главный город – столица Москва.
Джинн. А почему именно он?
Дети. Он самый большой, в нем работает правительство и наш президент Владимир Владимирович Путин.
Джинн. А где он работает?
Дети. В Кремле на Красной площади
Джинн. А почему площадь так называется?
Дети. Раньше красная значило самая красивая.
Лог. Какие образные выражения со словом «красная» вы знаете?
Дети. Красна девица, лето красное, весна-красна, красно солнышко.
Джинн. Очень мне Красную площадь увидеть хочется!
Восп. Что ж, отправляемся в виртуальную экскурсию по Красной площади.
«Прогулка по Красной площади в 3Д формате»
Джинн. Спасибо.
Восп. Главные праздники в России принято отмечать на Красной
площади. Здесь устраивают военные парады, концерты. Москву мы любим, как столицу, а Ртищево, как край родной!
Джинн. А как называется ваш родной край?
Дети. Мы живем в Саратовской области.
Восп. Саратовская область одна из самых больших в России.
Джинн. Наверно, много городов разных. Вы, дети, какие знаете?
Восп. Мы специально для тебя, старик Хоттабыч, поделим названия городов на слоги, чтобы ты хорошо запомнил
Дидактическая игра «Сколько в слове слогов?»
Дети. Балашов, Саратов, Энгельс, Аркадак, Аткарск, Балаково, Ершов, Вольск.
Джинн. Спасибо, запомню. А реки, водоемы какие?
Дидактическая игра «Сколько в слове слогов?»
Дети. Волга, Хопер, Изнаир, Медведица, Ольшанка
Джинн. А какая река самая большая?
Восп. Мы сделаем звуковой анализ и синтез этого слова, чтобы ты запомнил.
Дидактическая игра «Звуковой анализ и синтез слова Волга» (обратить внимание, что слово Волга пишется с заглавной буквы)
Восп. Давайте составим предложения о Волге. Сколько слов в вашем предложении?
Дети. Волга – большая река. Течет река Волга. Я плавал по Волге.
Джинн. Что же для вас значит Ртищево?
Дети. Ртищево – это наша малая Родина. Здесь мы родились и растем, здесь живут наши родители, родственники, друзья.
Джинн. Вот ваша воспитательница сказала, что вы любите свой родной город, а почему?
Словесная игра «Город мой любимый»
Дети. Я люблю свой город, потому что он красивый (зеленый, чистый, маленький, но уютный, он является перекрестком России, крупный железнодорожный узел, поезда идут с севера на юг, с запада на восток нашей страны)
Джинн. А что вам нравится в вашем городе больше всего?
Интерактивная игра «Ртищевские загадки»
Восп. Наши дети настоящие знатоки родного города. Смогут по фрагменту фото узнать памятные знакомые места города и рассказать тебе.
Джинн. А что делают люди, чтобы ваш город выглядел таким красивым, чистым?
Дети. Сажают цветы, деревья, следят за чистотой.
Восп. А что можете сделать вы для родного города?
Дети. Не мусорить, не ломать деревья, не топтать клумбы, не рвать цветы.
Джинн. Когда я вспоминаю свой родной край, я представляю себе пустыню,
А вы?
Дети. Свой дом, картины родной природы, березу – неофициальный символ России.
Джинн. А почему именно береза стала символом России?
Дети. Таких березовых рощ нет больше нигде в мире.
Джинн. Интересно было бы узнать о березе поподробнее.
Опытно – экспериментальная деятельность «Свойства дерева»
Восп. А чем же отличается кора береза от других деревьев?
Дети. (рассматривают кору дерева) Кора у березы белая.
Восп. Как называется кора березы?
Дети. Берестой.
Восп. Как называются черные черточки, идущие поперек ствола?
Дети. Чечевички
Восп. Для чего они нужны?
Дети. Через них к стволу дерева поступает кислород, необходимый для дыхания дерева. На зиму эти чечевички замуровываются.
1. У нас на столах деревянные брусочки. Приложите брусок к щеке, Что вы почувствовали? (дерево удерживает тепло)
2. Возьмите брусок. Потрогайте его. Какой на ощупь он? (Ребристый, шершавый). Вот ещё одно свойство дерева. Оно не ровное.
3. Как вы думаете, тонет ли дерево в воде или нет? Давайте проверим. Для этого возьмем брусок и опустим его в воду. Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном брусочке, который находятся в воде? Он тонул или нет?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет). Ребята, о каком же свойстве дерева мы узнали?
(Дерево не тонет в воде)
4. А сейчас следующий опыт. Посмотрите у меня деревянный стакан Сейчас я положу в него шарик. Скажите, в деревянном стакане виден шарик? (не виден). Значит дерево какое? (Непрозрачное).
Джинн. Скажите, зачем людям знать свойства материала?
Дети. Люди узнают свойства материалов для того, чтобы знать, чем и как их обрабатывать и что из них делать.
Восп. В наших домах в России много деревянных предметов
Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»
Восп. Дверь из дерева какая? (мебель, ложка, сувенир, рама, салфетница, матрешка) Деревянная
Художественно – эстетическое развитие. Рисование «Наша добрая матрешка»
Восп. В России народ гостеприимный, любит встречать гостей, дарить им подарки. И мы очень хотим сделать тебе подарок, еще один неофициальный символ России – матрешку.
Джинн. А что это такое?
Дети. Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней.
Восп. Будет она у нас плоскостная, из бумаги.
Восп. Мы уже нарисовали матрешке лицо (глаза, рот, нос). Раскрасили платок, рубаху, сарафан. Осталось украсить матрешку декоративными элементами.
Джинн. Какими?
Дети. Цветами, листьями, точками, кругами, волнистыми линиями, завитками, целыми букетами.
Джинн. А какие краски используют мастера?
Дети. Мастера используют яркие, сочные цвета: желтый, красный, синий и зеленый.
Восп. Старайтесь рисовать аккуратно. Точки, завитки, тонкие линии делайте тонкой кисточкой или кончиком кисточки, лепестки цветов — короткими толстыми штрихами. Можно использовать для работы и ватные палочки. Подготовим к работе наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика.
Мы ребята – мастера (указать на себя)
Долотом тук – тук стучали, (постучать кулаком по ладони)
Все сучочки убирали, (указательным пальцем по ладони)
Получилось как-то криво (рукой показать кривую линию)
Отпилили мы красиво, (провести ребром по ладони)
Зачищали шкуркой долго, (потереть ладонь о ладонь)
Покрывали лаком стойким, (потереть пальцами о ладонь)
Всё узором украшали, (указательными пальцами обеих рук нарисовать узоры в воздухе)
Посмотреть гостей позвали! (руками поманить к себе)
Пока дети рисуют, звучит русская народная мелодия.
Восп. А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело –
Украшай матрешек смело.
Дети украшают матрешек узорами под русскую народную мелодию.
Джинн. Мне вот интересно, можете ли вы,юные патриоты, уже сейчас сделать вашу страну крепче и могучей?
Дети. Если будем дружными, будем любить друзей и близких, не ссориться.
Восп. Недаром есть у русского народа пословица «Если дружба велика, будет Родина крепка».
Джинн. О, благодарю вас, прекрасные и мудрые отроки, я узнал от вас много нового и интересного о вашей стране России, вашем родном крае - Саратовской области, о вашей малой Родине – городе Ртищево.
На память о нашей сегодняшней встрече хочу и я вам сделать подарок: мою любимую сладость – халву, она прикреплена к карточкам разного цвета. Выберите ее себе на красном фоне, если вам было легко рассказывать мне о своей Родине, если испытывали затруднения, на зеленом фоне, а если вам было трудно - на синем. И помните, если я понадоблюсь, потрите лампу!