Ольга Горшкова
Интегративное качество «Способность управлять своим поведением»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегративное качество : «Способность управлять своим поведением»
На сегодняшний день в целом системе образования (дошкольном, среднем, высшем) актуальным является использование активных методов и новых технологий в обучении и воспитании подрастающего поколения
Одним из основополагающих факторов эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является формирование интегративных качеств личности ребенка.
По своей сути личность представляет собой целостную систему. В процессе личностного развития ребенок постепенно обретает самостоятельность и социальную активность.
Публикация «Интегративное качество „Способность управлять своим поведением“» размещена в разделах
Концепция интегральной индивидуальности принадлежит известному психологу В. С. Мерлину. В. С. Мерлин тоже исходил из целостного понимания индивидуальности, только слово целостность поменял на «интегральность». В основе его понимания индивидуальности лежит принцип системности, общая теория живых саморегулирующих и самоактуализирующихся систем. Интегральная индивидуальность - это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека.
Интегральная же индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.
Проведено очень много психолого-педагогических исследований по проблеме развития произвольного поведения детей дошкольного возраста.
Существуют два различных и относительно независимых подхода к определению сущности понятия произвольность: в контексте сознания (Выготский, Лурия, Эльконин); в связи с мотивационной сферой человека (Леонтьев, Рубинштейн,Божович)
Первый подход суть: Наиболее универсальной системой знаковых средств выступает речь. «С помощью речи ребенок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к самому себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект Речь помогает овладеть этим объектом посредством организации и планирования собственных действий и поведения» Однако речь не является единственным средством осознания своего поведения. В качестве такого средства могут выступать образцы, способы действия, правила. Сравнение с образцом и есть осознание своего поведения,личное сознание, формирование которого связано со становлением произвольного управления собственным поведением.
Другой, достаточно распространенный подход это рассмотрение в контексте мотивационно - потребностной сферы человека. Согласно представлениям А. Н. Леонтьева в дошкольном возрасте впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности. Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определит все его поведение. Ребенок дошкольного возраста становится способным подчинять свои непосредственные желания сознательно принятым намерениям и правильно воспроизводить социальные нормы поведения. Во главе возникшей иерархии становятся чисто человеческие, опосредованные по своей структуре. У дошкольника они опосредуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксируемыми соответствующих нравственных представлениях.
Система соподчиненных мотивов по А. Н. Леонтьеву
игровые мотивы
познавательные мотивы
стремление к самоутверждению и признанию
мотивы общения со сверстниками
мотивы поощрения и взыскания
нравственные мотивы
Л. С. Выготский подчеркивал, что истоки произвольности, воли, саморегуляции ребенка лежат не внутри организма ребенка и не в его индивидуальной деятельности, а в его отношениях с другими людьми. Исходя из закона высших психических функций, произвольность, «как всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва-социальном, потом-психологическом,овол сперва между людьми как категория интерпсихическая (внешняя, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая (внутренняя)
Наиболее важным и ответственным периодом формирования интегративного качества умения управлять своим поведением является дошкольный возраст. Е. О. Смирнова отмечает, что произвольное поведение формируется прежде всего в ведущей для дошкольников игровой деятельности.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры- развлечь,доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес)
коммуникативную: освоение диалектики общения
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития
Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, именно создание игровой технологии позволит оптимизировать — образовательный процесс в дошкольном учреждении, и будет способствовать формированию необходимых психических функций и интегративных качеств личности.
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в психолого-педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социально-психологической природы, значения для развития обучаемого в отечественной психологии занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин.
Целью создания игровой технологии в дошкольном учреждении является:
Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка
Подготовка детей к новой социальной ситуации развития
побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности
отбор и применение эффективных игровых методов работы, направленных на развитие интегративных качеств дошкольников
Планируемые результаты освоения технологии:
Сформированность у дошкольников интегративных качеств (все качества)
Приоритетные направления:
1. Физическая культура и здоровье
2. Познание
3. Коммуникация
4. Социализация
5. Художественное творчество и музыка
По каждому из данных направлений можно создать подборку игр, игровых упражнений и этюдов.
По направлению познание: «Подарок», «Волшебная шляпа», «Смешная сказка», дидактические игры «Профессии». «Времена года»
По направлению коммуникация: «Кто в домике живет», «Зеркало», «Добавь слово»
Игры на социально-личностное развитие: «Комплименты», «Фруктовый компот», «Слепой и поводырь»
Данная игровая технология ориентирована на совместную деятельность всех участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог-ребенок, ребенок-ребенок, дети-родители.
В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, у него развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
Как свидетельствуют результаты многих экспериментальных исследований по дошкольному возрасту использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания дошкольников способствуют повышения у детей показателей сформированности таких интегративных качеств личности, как «любознательность, активность», «способность управлять своим поведением и планировать действия», «Эмоциональная отзывчивость», а также произвольность психических процессов и творческая активность.
В настоящее время важная роль взрослого в становлении разных форм произвольного поведения подчеркивается практически всеми исследователями- как отечественными, так и зарубежными.
В большинстве экспериментальных исследований и теоретических построений взрослый выступает лишь как носитель средств человеческой деятельности (знаков, способов,норм, правил).Но как показали исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной взрослый выступает для ребенка не только как носитель средств и способов деятельности, но и как реальное, живое олицетворение тех мотивационных и смысловых уровней, которыми он еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым-через общение, совместную деятельность и общие переживания.
М. И. Лисина полагала, что внеситуативно-личностное общение является решающим условием преодоления ситуативности в поведении дошкольников и становления саморегуляции.
Однако в дошкольном возрасте интенсивно развивается сфера общения ребенка со сверстниками. Намного уступая сфере общения со взрослыми, она имеет большое значение в развитии ребенка-дошкольника.
Исследования Лисиной М. И, А. Г. Рузской, что в этой сфере общения создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Общение с другими детьми помогает дошкольнику лучше выделить и осознать самого себя, обрести инициативность и самостоятельность.
В сфере общения создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Здесь дети могут проверить, как они усвоили опыт и наставления старших, прямо сопоставляя свое поведение с действиями других детей, в споре и обсуждении с ними того, что и как следует делать.
Литература: «Развитие интегративных качеств дошкольников» Афонькина Ю. А. - методический конструктор. - Волгоград, Учитель,2013г.