Марина Ревина
Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с предметным окружением
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников представлений о предметном мире охватывает все стороны воспитательно - образовательного процесса и является значимой и актуальной проблемой. Познавательный интерес к предметному миру, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства. Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать. Изменение окружающей действительности влечет за собой изменение воспринимаемой ребенком картины мира, его стремление познать эти преобразования, принимать в них активное участие. Именно предметы рукотворного мира обеспечивают ребенку данную возможность благодаря своим характеристикам, таким как форма, величина, цвет, материал, строение, функция, назначение, создание и преобразование, то есть признакам, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека.
Публикация «Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с предметным окружением» размещена в разделах
Понимание значимости предметного мира, успешное его использование в формировании личности ребенка во многом зависит от уровня профессиональной подготовки педагога. Только педагог, ориентированный в вопросах вещного мира и его многофункциональности, может знакомить детей с предметным миром и на этой основе решать задачи разностороннего формирования детей дошкольного возраста. [12]
В многочисленных исследованиях психологов и педагогов (Л. А. Венгер, В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, С. Ф. Сударчикова, М. В. Крулехт, Т. С. Комарова, Р. И. Жуковская, И. И. Розанова) предметный мир выступает как объект умственной, трудовой, изобразительной деятельности детей, как средство нравственного воспитания дошкольников. Отношение ребенка к человеку-творцу и продуктам его преобразования, стремление участвовать в изменении рукотворного мира, проявляя творческое начало, изучалось в работах С. А. Козловой, О. В. Дыбиной.
При всем понимании значимости ознакомления с предметным миром существует определенный дефицит именно интегрированного (межпредметного) подхода к разработке прикладных методик данного процесса, что определяет актуальность проблемы исследования: реализация интегрированного подхода при проектировании и реализации работы с детьми по данной теме.
Объект исследования – процесс ознакомления дошкольников с предметным окружением.
Предмет исследования – содержание, этапы, условия, формы и методы ознакомления с предметным окружением.
Цель исследования – овладеть практическим опытом проектирования системы работы по ознакомлению дошкольников с миром предметов, которые окружают ребенка.
Задачи исследования:
1) проанализировать содержательную группу требований: место данной проблемы в образовательных программах дошкольного образования;
2) раскрыть ресурсную группу требований: условия ознакомления дошкольников с предметным миром;
3) подобрать системообразующую группу : формы и методы реализации данной темы в работе с дошкольниками через различные виды деятельности;
4) Спроектировать систему работы по ознакомлению дошкольников с предметным окружением : мебель, посуда, одежда.
5) Осуществить частичную реализацию проекта в младшей группе
Выпускная квалификационная работа носит опытно – практический характер.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Автошка» города Димитровграда Ульяновской области».