Елена Коваль
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» в других образовательных областях в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» в других образовательных областях в условиях реализации ФГОС».
Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным, частичным, а единым, целым.
Ян Амос Каменский
Основоположник научной педагогики.
1 слайд
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин.
Публикация «Интеграция образовательной области „Физическое развитие“ в других образовательных областях в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
• Использование интегрированного подхода в образовательной деятельности развивает потенциал воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
- Форма проведения образовательной деятельности нестандартна, интересна, с использованием различных видов деятельности, что повышает познавательный интерес, развивает воображение, внимание, мышление, речь, память, двигательные качества и способности.
• Интеграция в обществе ведет к интеграции в образовании.
• За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, занятий физическими упражнениями.
• Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Одна из форм реализации интегрированного подхода в образовании дошкольников – интегрированные занятия.
Их цель: формировать целостные представления об изучаемом явлении, событии, процессе путем интеграции различных видов детской деятельности.
Задачи:
- Формировать осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физкультуре;
- Повышать уровень физической подготовки путем формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей;
- Воспитывать потребность в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.
Методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.
Практика показала эффективность следующих методов и приемов:
сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность (перед детьми ставится проблема и даётся несколько вариантов ее решения, они, сравнивая и сопоставляя, ищут наиболее подходящий);
- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребёнку найти ответ (использование заданий типа «докажи», объясни», «как ты узнал?» и др.);
- разнообразные речевые дидактические игры для ознакомления с культурно-речевыми эталонами, активизация словаря, расширения представления о многообразии родного языка, для воспитания чувства уверенности в своих силах («Что за предмет?», «Найди игрушку», «Кто больше увидит и назовет?» и др.)
Интегрированные занятия вызывают интерес, способствуют снятию напряжения и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности, способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется взросло-детское сообщество.
В работе с детьми я учитываю следующие направления интеграции :
• Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие, активизирую у детей фантазию, развиваю творческие способности, фонематический слух и свободное общение со взрослыми и детьми через проговаривание действий, название упражнений, игровых правил, игр и упражнений с текстами стихотворений, потешек, считалок, сюжетных физкультурных занятий по прочитанным сказкам и рассказам,
• умения действовать в коллективе, улучшаю настроение, способствую появлению желания заниматься спортом, формирую правильное дыхание.
• Интеграция физической культуры и художественно-эстетического развития дошкольников развивает умственные способности, учит анализировать, сравнивать и обобщать. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики, положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка. В процессе художественно – двигательной деятельности активизируется фантазия, развиваются творческие способности.
Примером служат упражнения имитационного характера: рисование предметов в воздухе, изображение движущейся волны, летящей птицы и т. д. Совместная художественная деятельность развивает умение действовать в коллективе, доводить начатое дело до конца. В конструктивной деятельности формируется умение видеть конструкцию объекта, ее части и функциональное назначение. Использование музыкального сопровождения в музыкально – ритмических упражнениях, подвижных играх, спортивных соревнованиях, помогает детям запомнить движения, выполнить их более выразительно, артистично передать характер и настроение, развивает умение двигаться согласованно с музыкой.
• Интеграция физкультуры и познавательной деятельности: улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации, увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.
Например, упражняя детей в количественном счете и знании дней недели, по рекомендации инструктора по физической культуре, использую прыжки:
• Подпрыгните на одной (двух) ногах указанное количество раз,
• Подпрыгните на два раз меньше, чем дней в неделе;
• Посчитайте количество прыжков до кубика (или другого предмета);
• Попрыгайте по 5 раз на правой и левой ноге;
• Прыгая из обруча в обруч, назовите, каким по счету лежит обруч красного (синего и т. д.) цвета.
• Интеграция «Физической и Социально – коммуникативной» области проходит через взаимодействие детей, помощь друг другу во время эстафет, выполнение упражнений, создание педагогических ситуаций, ситуаций морального выбора, оценивание результатов игр и соревнований. Что формирует развитие нравственных качеств: находчивости, выдержки, проявление смелости, взаимовыручки, умению действовать сообща, а также первичные представления о себе и собственных возможностях.
• Накопление двигательной активности происходит и при выполнении трудовых поручений: уходе, расстановке и уборке физкультурного инвентаря. Безусловно решается и задача формирования навыков безопасного поведения при, проведении подвижных, спортивных игр, выполнении упражнений на спортивных снарядах, с физкультурным инвентарем.
Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропе. Или физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении по тропе «Здоровье» в детском саду.
• Очень важную роль играет использование здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, воздушного закаливания, гимнастики для глаз, самомассажа, су – джок терапии, пальчиковых игр, психогимнастики, игровых упражнений, направленных на профилактику плоскостопия и правильной осанки.
• Работая по данной теме, могу сделать некоторые выводы:
1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.
2. У детей формируется познавательный интерес, а занятия дают высокую результативность.
3. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс.
4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
5. Интеграция помогает сократить количество НОД, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.