Надежда Кирченко
Интеграция музыкальной и изобразительной деятельности в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Темочки
Изобразительная деятельность по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.
Т. С. Комарова определяет изобразительную деятельность как художественно-творческую деятельность, направленную не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.
О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Б. Т. Юсов и др.). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В Лоунфельд, У. Ламберт (США, К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.
Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.
Проблема обучения изобразительной деятельности актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работе по изобразительной деятельности в современных условиях педагогического процесса уделяется недостаточное внимание, некоторые виды изобразительной деятельности вынесены за рамки занятий, и практикуются в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных умений в изобразительной деятельности.
В формировании художественно-творческих способностей важную роль способен играть процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельностей.
Заметную роль в развитии изобразительной деятельности дошкольников представляет музыка и её влияние на развитие ребенка.
Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.
Музыка таит в себе большие возможности для творческого развития ребенка. С первых лет жизни, она является его постоянным спутником, так как чрезвычайно близка эмоционально детской натуре.
Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности.
Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.
Очень важно слушать фрагменты классических произведений разного времени – старинную музыку А. Вивальди, Г. Генделя, И. -С. Баха, произведения В. -А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, П. Чайковского и других зарубежных и отечественных композиторов – классиков. К полюбившимся произведениям можно возвращаться неоднократно. Так дети глубже постигают язык музыки, открывают для себя в знакомых мелодиях новый смысл.
Объем детского внимания не велик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объему произведения, с яркой мелодией, несложной гармонии, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу.
Музыка влияет на их изобразительную деятельность, тем самым развивая соответствующие умения. Именно изобразительная деятельность является наиболее приемлемой формой продуктивного выражения результатов творчества дошкольников в процессе слушания музыки.
Процесс развития изобразительной деятельности и процесс восприятия музыки тесно связаны между собой наличием эмоциональной отзывчивости, преобладанием эмоций, которые могут стать показателем духовной культуры ребенка, если перерастут в эстетические переживания, которые углубляются и усложняются к дошкольному возрасту.
Необходимым условием развития изобразительной деятельности детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего в музыкальную. Музыка может быть успешно использована в развитии изобразительной деятельности у детей.
Возможными путями для развития изобразительной деятельности на занятиях рисования могут быть: применение игровых приемов; рисование на темы; использование нетрадиционных выразительных техник изображения. Но особенно большую роль играет применение музыки на занятиях по изобразительной деятельности.
Ведущим видом деятельности является слушание-восприятие. Остальные виды изобразительной деятельности помогают его активизации. Однако их подбор не случаен, а педагогически целесообразен. Так, рисование помогает понять эмоциональное состояние детей при слушании музыки. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно. Взаимосвязь изобразительной деятельности с музыкой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы музыки, что способствует развитию изобразительной деятельности.