Оксана
Интеграция литературного образования дошкольников с другими образовательными областями и видами детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция литературного образования дошкольников с другими образовательными областями и видами детской деятельности
Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Публикация «Интеграция литературного образования дошкольников с другими образовательными областями и видами детской деятельности» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Темочки
Интеграция в образовании – это не мода, а необходимость для подготовки качественных специалистов для любой сферы человеческой деятельности. Ещё В. И. Вернадский говорил о том, что рост количества и качества знаний будет способствовать стиранию границ между различными направлениями науки. И люди в последующем будут специализироваться на конкретных проблемах. Технология интеграции в образовании предусматривает объединение отдельных частей науки в целостный комплекс. Причем это не просто механическое соединение различных знаний, а применение подхода, при котором они являются взаимосвязанными, и при решении определённых проблем человек может действовать систематически. Понятие интеграции в образовании довольно расплывчато. Это связано с разнообразием видов.
Особое место в литературном образовании занимает художественная литература, оказывающая огромное влияние на интеллектуальное, нравственно-эстетическое, речевое развитие. Поэтому в практике работы с дошкольниками художественное произведение зачастую рассматривается как средство в ущерб его самоценности. Читать детям рекомендуется ежедневно. Репертуарные списки обновлены и значительно расширены, включают произведения, художественная ценность которых не вызывает сомнений. При необходимости педагоги дополняют списки литературой, содержащейся в классических хрестоматиях для детей дошкольного возраста. Знакомят дошкольников с лучшими детскими фольклорными произведениями родного края (региона, области, района).
Детям читают и заучивают наизусть произведения из сборников местных писателей и поэтов: И. В. Беляков «Мы живем среди полей», «Вертишейка», «Гори, гори, солнышко»; В. Б. Бакалдин «Стихи о хлебе», «Русский порт Новороссийск», Т. Д. Голуб «Хлебное дерево», В. Д. Нестеренко «Веснушки», «О чем мечтают зерна»; И. И. Варава «Три ветра и яблонька» и др. С детьми разучивают кубанские пословицы и поговорки.
Именно в литературном образовании происходит наибольшая интеграция с другими образовательными областями и видами детской деятельности.
Интеграция образовательных областей проявляется и в том, что большинство из перечисленных умений решаются и другими образовательными областями. Так, умения, связанные с эмоционально-образной деятельностью связаны с образовательной задачей социализации ребенка (его вхождением в мир социальных отношений людей, постижением им нравственных основ жизни). Именно с помощью литературных произведений ребенок может понять разные эмоциональные состояния человека. Литературное произведение здесь способствует развитию чувственно-эмоциональной сферы ребенка, его умению сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
Умения, связанные с осмыслением содержания произведения решаются в области познавательно-речевого и коммуникативного развития ребенка: беседы по прочитанным произведениям способствуют развитию свободного общения ребенка со взрослыми и другими детьми по поводу произведения, практическому овладению нормами русской речи, а также формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит под влиянием художественной литературы : стремление дошкольников под влиянием литературных произведений к сочинительству собственных сюжетов, рифмовке слов может стать их первым самостоятельным творческим опытам.
Рассмотрим интеграцию литературного образования с некоторыми другими образовательными областями более подробно.
Образовательные области :
1. Физическая культура.
Задачи:
1. Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек, песенок.
2. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей.
3. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений.
4. Учить самостоятельно организовывать и придумывать варианты игр, собственные игры.
Совместная деятельность с педагогом :
- Подбор иллюстраций о спорте. Чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок.
- Подвижные игры.
- Физкультурные досуги.
- Заучивание.
Самостоятельная деятельность детей :
- Рассматривание иллюстраций и книг.
Совместная деятельность с семьей :
- Изучение справочной литературы о спорте, физической культуре.
- Объяснение.
- Игры.
2. Здоровье.
Задачи:
1. На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания.
2. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы.
3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения.
Совместная деятельность с педагогом :
- Чтение стихов, сказок, рассказов о пользе еды, спорта, соблюдения чистоты.
- Рассказывание.
- Напоминание.
- Игры.
- Беседы.
Самостоятельная деятельность детей :
- Самообслуживание.
- Рассматривание иллюстраций.
- Творческие задания.
Совместная деятельность с семьей :
- Личный пример.
- Беседы.
- Тренинги.
- Ситуативное обучение
3. Социализация.
Задачи:
1. Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации.
2. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование.
3. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений.
4. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
5. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев.
6. Участвовать в драматизации знакомых произведений.
Совместная деятельность с педагогом :
- Рассказывание иллюстраций.
- Чтение.
- Творческие задания.
- Ситуативное обучение.
- Праздники.
- Заучивание.
Самостоятельная деятельность детей :
- Игры.
- Досуги.
- Продуктивная деятельность.
- Рассматривание иллюстраций.
Совместная деятельность с семьей :
- Посещение театра.
- Беседы.
- Рассказы.
- Чтение.
- Прослушивание аудиозаписей
4. Безопасность.
Задачи:
1. Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах.
2. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города.
3. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т. п.).
Совместная деятельность с педагогом :
- Знакомство с правилами поведения на улице, дома, в природе и т. д.
- Досуги.
- Праздники.
- Обучение.
- Чтение.
- Игры.
- Рассказывание.
- Заучивание.
- Дидактические игры.
Самостоятельная деятельность детей :
- Игра.
- Рассматривание иллюстраций.
Совместная деятельность с семьей :
- Беседы.
- Игры.
- Объяснения.
- Личный пример.
5. Труд.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается.
2. Воспитывать заботливое отношение к животным.
3. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.
4. Знакомство с трудом взрослых (профессии).
Совместная деятельность с педагогом :
- Беседы.
- Чтение художественной литературы о труде, профессиях.
- Экскурсии.
- Досуги.
- Напоминания.
- Упражнения.
- Литературные викторины.
Самостоятельная деятельность детей :
- Рассматривание.
- Наблюдение.
- Рассказ.
Совместная деятельность с семьей :
- Наблюдения за трудом взрослых.
- Личный пример.
- Ситуативное обучение.
- Поручения
6. Познание.
Задачи:
1. Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.
2. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.
3. Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях.
4. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений.
5. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях сказочного жанра.
Совместная деятельность с педагогом :
- Чтение художественной и познавательной литературы.
- Рассказ.
- Обучение.
- Экскурсии.
- Заучивание.
- Объяснения.
- Творческие задания.
Самостоятельная деятельность детей :
- Рассматривание иллюстраций.
- Игры.
- Продуктивная деятельность.
- Настольно-печатные игры.
Совместная деятельность с семьей :
- Посещение театров, музеев, выставок.
- Упражнения.
- Объяснения.
- Творческие задания.
- Рассказы
7. Коммуникация.
Задачи:
1. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве.
2. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения.
3. Формировать образность речи : чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
4. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво.
5. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.
Совместная деятельность с педагогом :
- Развитие диалогической речи.
- Беседы.
- Чтение.
- Рассказывание.
- Пересказ.
- Литературные праздники.
- Досуги.
- Презентации проектов.
- Ситуативное общение.
Самостоятельная деятельность детей :
- Игры.
- Дидактические игры.
- Театр.
- Праздники.
- Беседы.
- Театр.
Совместная деятельность с семьей :
- Беседы.
- Игры.
- Творческие игры.
- Экскурсии
8. Художественное творчество.
Задачи:
1. Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу.
2. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора.
3. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.
4. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.
5. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке.
6. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность.
Совместная деятельность с педагогом :
- Творческие игры.
- Театр.
- Заучивание.
- Чтение.
- Объяснения.
Самостоятельная деятельность детей :
- Пересказ.
- Драматизация.
- Рассматривание иллюстраций.
- Продуктивная деятельность.
- Игры.
Совместная деятельность с семьей :
- Творческие задания.
- Чтение.
- Игры.
- Посещение музеев, выставок, галерей.
- Продуктивная деятельность
9. Музыка.
Задачи:
1. Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи.
2. Развитие образности речи.
3. В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно-речевые характеристики персонажа.
4. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.
Совместная деятельность с педагогом :
- Показ.
- Объяснение.
- Рассказывание.
- Игры.
- Праздники.
- Досуги.
- Театр.
- Заучивание.
- Чтение.
Самостоятельная деятельность детей :
- Разучивание песен.
- Просмотр концертов.
- Игры.
Совместная деятельность с семьей :
- Посещение театров, концертов.
- Разучивание и исполнение песен.
- Организация концертов [53].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что литературное образование очень тесно взаимодействует со всеми образовательными областями и содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей решается интегрировано с использованием различных форм и методов как в самостоятельной деятельности, так и в совместной деятельности с педагогами и семьей.