Анастасия Казакова
Интеграция духовно-нравственного компонента воспитания детей дошкольного возраста посредством конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
«…Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра,
милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только
религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все
времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции
и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои
исторические корни и культурно-духовную самостоятельность»
Д. А. Медведев.
Публикация «Интеграция духовно-нравственного компонента воспитания детей дошкольного возраста посредством конструирования» размещена в разделах
Наш детский сад «Сказка» реализует воспитательно-образовательный процесс по программе Н. М. Крыловой «Детский сад - Дом радости». На мой взгляд, эта программа уникальна в том, что воспитанники «Дома радости» - одаренные дети! В наших группах одаренным является каждый воспитанник. Программа названа так потому, что детский сад для дошкольника (а также и для его наставника, включая всех сотрудников дошкольной организации и родителей) - самый настоящий дом, где каждый проживает день своей жизни максимально активно, переживает успешность и эмоциональный комфорт. Здесь он удовлетворяет присущую человеку потребность в самореализации, защите, развитии и саморазвитии себя как индивидуальности, направляемой самосознанием. В этом доме каждого понимают, принимают его самобытность, любят и уважают. Дом, дарующий ребенку и его наставнику радость, приумножает силы и способствует успешному стартапу каждого его жителя.
Программа «Детский сад - Дом радости» составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук; представляет один из инновационных вариантов проектирования содержания дошкольного уровня образования в соответствии с ФГОС ДОО и отражает авторскую концепцию воспитания дошкольника как неповторимой индивидуальности.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях.
Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, добросовестных, духовно - подпитанных, всесторонне развитых людей нашего общества. В нынешнее время у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости и патриотизме. Детей отмечает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Из опыта работы я убедилась, что в программе Н. М. Крыловой очень значима технология работы, благодаря которой формируется личность каждого ребенка.
Программа воспитания в детском саду отводит конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, духовно-нравственного, трудового, эстетического воспитания. Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых. Именно благодаря ей, в детях доступно и ненавязчиво можно сформировать такие качества как доброта, сострадание, взаимопомощь, взаимопонимание и др. Именно процесс конструирования раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и даёт реальную возможность адаптироваться в игровой среде.
Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы детей. В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими. Все это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к школе.
Наши дети очень любят строительные игры. Начиная с младшей группы мы познакомились с детьми с настольным и напольным строителем. Что бы вызвать желание и интерес ребенка, появляются персонажи. Например: Матрешки. Для них дети стоят стол и стул, диванчики, скамеечки, кровати, умывальники, дорожки, воротики. Дети знакомятся с народной игрушкой, что способствует приобщение детей к национально-культурным традициям. Дети хотят позаботиться о матрешках, что воспитывает заботу, доброжелательное отношение, отзывчивость по отношению к сверстникам. У детей появляется желание не только заботиться о матрешках, но и узнать кто же они такие. Тем самым возникает процесс познавательно-речевого, эстетического развития. Рассматриваем с детьми иллюстрации с изображением разных матрешек (расписные, сарафан, фартук, кофта, платочек, читаем произведения устного народного творчества (потешки, загадки, слушаем произведения музыкальных фольклорных композиций. В самостоятельных играх дети передают заботу о куклах, зайчиках и др. персонажах, тем самым строят элементарные предметы обихода.
Дети знакомятся с постройкой классического дома, домика из ворот, двухэтажного дома, двухквартирного дома, дом с чердаком, дом с балконом. Благодаря технологии Н. М. Крыловой, практически с трех лет у ребенка развивается потребность учиться, планировать свою деятельность от цели до результата, оценивать результат своей деятельности для саморазвития. Это методика «5 пальцев». Благодаря ей, каждый воспитанник учится концентрировать усилия для достижения цели — как результата каждого вида деятельности. Деятельность рассматривается как модель —система из пяти компонентов : задумки, материала, инструментов, порядка действия и результата.
Данная взаимосвязь ярко моделируется пальцами руки:
1. Что я задумал сделать? О ком позаботиться?
2. Из чего буду делать?
3. Чем буду делать?
4. Буду делать по порядку…
5. У меня получилось то, что я задумал!
Происходит это всегда, независимо от вида выполняемой деятельности: задумал - доведи до результата!
Данная методика " 5 пальцев" положена в основу разработанного алгоритма содействия овладению ребенком каждым видом деятельности, будь то игра, труд или учеба.
При строительстве домов углубляются знания о людях строительных профессий, ребенок понимает труд взрослых, что способствует уважительному отношению к труду строителей, возникает желание придти на помощь.
«А матрешки пришли не одни, лошади тоже хотят жилище». Для животных дети учатся строить хлев, конюшню. У детей формируется стремление оказать помощь, забота о животных. Формируются такие виды деятельности, как: коммуникативная, познавательно-исследовательская.
В младшей группе дети учатся конструировать мосты : пешеходный и транспортный. Это способствует расширению представлений о мостах, их строении и назначении.
Дети расширяют представления о транспорте, конструируя грузовые и легковые машины, автобусы, понимая необходимость транспорта в нашей жизни.
В средней группе дети строят магазины, что углубляет интерес к профессиям (кассир, грузчик, помощник, труду взрослых, понимание к предметам обихода повседневной жизни, о необходимости продуктов питания, материальным ценностям. Дети учатся различать виды магазинов: продуктовые, магазин одежды, игрушек, магазин мебели, универмаг, супермаркеты.
При строительстве больнице, дети узнают что в нашем поселке Комсомольский есть не только больница, но и поликлиника, профилакторий, тем самым знания детей о нашем поселке расширяются.
Наши дети очень любят строительные игры. В процессе конструктивной деятельности дети учатся строить разные здания, улицы, деревни по замыслу, по схеме и по чертежу. Вспомнили с детьми достопримечательности нашего поселка Комсомольский, затем дети строили улицу поселка, деревню. Изучив поселок дали представление о Чамзинском районе, о том что не только есть улицы и деревни, но еще и предприятия, птицефабрика, хлебозавод. Поговорив о Мордовии и о ее столице - городе Саранске, дети узнали о достопримечательностях города - театры, музеи, кинотеатры, фабрики. Тем самым знания дошкольников расширяются и детям прививается патриотическое воспитание, любовь к Родине, своему поселку, эстетическое, духовно-нравственное воспитание, музейная культура, формируется художественно – эстетический вкус, чувство прекрасного, коммуникативные качества.
Говоря о достопримечательностях города, нашего поселка пришли к пониманию духовной - нравственной культуры. Это церкви, храмы и соборы. Знакомство детей с храмом – дело очень легкое и одновременно очень сложное. Легкое потому, что совершенная красота храма действует на ребенка, который к Богу гораздо ближе, чем взрослый, настолько сильно и пронзительно, что воспитателю не надо много говорить. Слова значат горазда меньше, чем таинственная и неземная красота классического образца архитектуры храма. А сложное, потому что сам ребенок должен осознать главное: в храме приходят к Богу.
Предварительно рекомендовали родителям познакомить детей с церковью, посоветовали сходить вместе с детьми. Некоторые воспитанники нашей группы посещают церковь со своими родителями.
С детьми рассматривали фотографии, репродукции, проводили беседы о том, что такое церковь, зачем ее посещать. Расширили представления детей о том, что в нашем поселке есть замечательная Благовещенская церковь – Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Храм Архангела Михаила. Познакомили детей с традициями жизни православных христиан.
В процессе духовно-нравственного воспитания необходимо развить личность, развить все благое, изначально заложенное в ней, умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух); развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту и эстетику.
С познанием церкви у детей формируются такие качества личности как, доброта, милосердие, взаимопонимание, доброжелательность, радость, добрые дела и поступки. Научились конструировать церковь и храм.
Знакомя детей с различными видами скульптуры, мы раскрываем перед ними силу и героизм русского народа. Воспитывая у дошкольников патриотические чувства, давали представление о великих героях, полководцах России. Богата наша русская земля героями! И почти все они были православными: святые Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков, полководцы Александр Суворов, Михаил Кутузов и многие другие. Это герои не только для земли русской, но и Всея земли, сотворенной Господом Вседержителем.
Расширили представление детей о том, что в городе Саранске построен кафедральный собор в честь святого праведного воина Федора Ушакова. Это одно из самых красивых зданий города.
По программе Н. М. Крыловой дети учатся конструировать лодочки, корабли, баржи, пароходы, флотилии. Дали представление о том, кто такой с Федор Ушаков - великий русский флотоводец, адмирал. Был одним из создателей Черноморского флота и его командующим. Разработал и применил манёвренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом.
И опять же дети реализовывали свои знания в постройках. Научились строить флотилию Ушакова и кафедральный собор святого праведного воина Федора Ушакова.
Дети научились строить такие скульптурные здания как: Адмиралтейство (г. Санкт - Петербург, Кремль и красную площадь (г. Москва). Приобщение детей к духовно – нравственной культуре несомненно затрагивает патриотическое воспитание, что формирует личность как патриота своей страны, защитника.
Для украшения построек с помощью родителей в группе создана хорошая материально-техническая база как для настольного, так и для напольного строителя: деревья (березы, елочки); клумбы, фонтаны, фонари, качели. Обыгрывая постройки, дети используют различные мелкие игрушки: машинки, куклы, матрешки, зверушки.
В заключении хочется отметить, что работа по программе «Детский сад –Дом радости», ведется систематически и планомерно. Вся наша работа направлена на оздоровление духовно - нравственной атмосферы в коллективе, в группах, в семьях воспитанников. Приятно осознавать, что дети многому учатся и им это пригодится в дальнейшей жизни, а родители воспитанников активно вовлекаются в воспитательно образовательный процесс детского сада.
Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей : стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки.