Емельянчик Елена Сергеевна
Инструментарий к диагностике по ФГОС в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Критерии диагностики образовательного процесса.
Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным
областям:
1 балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
3 балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
Публикация «Инструментарий к диагностике по ФГОС в средней группе» размещена в разделах
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 баллов — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Таблицы мониторинга заполняются дважды в год (трижды в группе раннего и младшего возраста) — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов, для проведения сравнительной диагностики.
Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество детей по списку, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество детей по списку, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.
Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или
общегрупповому параметру развития больше 3,8.
Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза.
Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту.
Чтобы определить уровень образовательного процесса, приводим интервалы: низкий – менее 2,2 средний – 2,3 - 3,7 высокий – больше 3,8
Для того чтобы узнать общий уровень одной образовательной области в %, необходимо Итоговый
показатель по каждому ребенку (ср. значение) умножить на 100 и разделить на 5 (это самый высокий балл).
Наличие математической обработки результатов мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов освоения каждым ребенком общеобразовательной программы дошкольного образования.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение.
Уровень знаний о предметах ближайшего окружения.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Материал: 10-15 предметов, различных по назначению, признакам и форме (муляжи овощей, игрушки-инструменты, кубики строительного материала и т. п.).
Содержание диагностического задания:
Задание ребенку.
1) Выбери любой предмет из мешочка. Назови, что это за предмет, для чего предназначен (где применяется).
2) Опиши его (какой предмет).
Критерии оценки:
1 балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
3 балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 баллов — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Уровень знаний ребенка о семье, семейном быте, традициях.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическое упражнение «Семейная фотография».
Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра, или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).
Содержание диагностического задания:
Задание:
1) Покажи на картинке детей (дай им имена).
2) Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.)
3) Чем вы любите заниматься всей семьей?
4) Какой у тебя самый любимый праздник?
5) Почему? И т. п.
Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - ребёнок называет по картинке членов семьи, но не называет их родственных связей, преимущественно ситуативная речь, жесты.
3 балла - ребёнок правильно называет членов семьи на картинке, допускает ошибки в родственных связях (покажи родителей папы и мамы, речь ребенка бедна.
4 балла - ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.
5 баллов — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Формирование элементарных математических представлений.
Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики».
Материал: кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета.
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
- Что ты видишь на столе?
- Сколько кубиков на столе всего?
- Чем отличаются кубики друг от друга?
- Посчитай кубики по порядку.
- Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д.)
- Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем.)
- Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика.
- Что можно о них сказать?
Критерии оценки:
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - ребенок частично справляется с заданиями при помощи педагога.
3 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.
4балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5, а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.
5 баллов — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Ориентировка в пространстве.
Дидактическая игра «Назови, что видишь»
Содержание диагностического задания:
По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.
Критерии оценки:
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - ребенок частично справляется с заданиями с помощью взрослого.
3 балла - ребенок после дополнительных инструкций справляется с заданиями. Не знает левую и правую руки.
4 балла - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
5 баллов — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Ориентировка во времени.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Игровое упражнение «Когда это бывает?».
Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи и загадки о разных частях суток и времен года.
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку.
ПОТЕШКИ
Утром дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Делают все по порядку:
Занимаются зарядкой,
Завтракают и играют,
Все растенья поливают.
Днем гуляем и играем.
Все листочки собираем.
Повар сделал нам котлет,
Приглашает на обед.
Вечер - солнышко садится,
Всех зовет угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи, малыши».
Ночью дети спят в кроватке.
Снятся сны им сладки, сладки.
Звезды светят им в тиши,
Спите крепко, малыши. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.
- Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п.
Критерии оценки:
1 балл - ребенок не имеет представления о частях суток, времени года ошибается при перечислении дней недели. Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра; весна, лето, осень, зима.
2 балла - ребенок называет и показывает все с затруднениями, справляется с заданиями с помощью педагога.
3 балла - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели и названии месяцев года.
4 балла - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели и месяцы года.
5 баллов — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.