Светлана Артамонова Лямина
Инновационный проект по экологическому воспитанию «Тропинка в чудесный мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный проект
по экологическому воспитанию дошкольников
«Тропинка в чудесный мир природы»
воспитатель : Артамонова С. В.
2019-2020 г.
Участники проекта :
дети;
родители воспитанников;
воспитатели групп.
Проект :
долгосрочный;
групповой;
исследовательско-творческий.
Публикация «Инновационный проект по экологическому воспитанию „Тропинка в чудесный мир природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Любовь к природе, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства».
И. Соколов-Микитов
Актуальность темы:
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается.
Таким образом, необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного,эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
— развитие познавательного интереса к миру природы;
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения, умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
— ознакомление детей с флорой и фауной родного края;
— ознакомление детей с методами, необходимыми для проектно-исследовательской работы : изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;
— создание развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении;
— обеспечение непрерывности экологического образования в системе: детский сад – семья.
Для реализации данных задач выделяются ведущие принципы дошкольного экологического воспитания :
Научности. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
Доступности. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
Проблемности. Принцип предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.
Системности. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи.
Последовательности. Принцип связан с принципами системности и проблемности. Например, экологические занятия должны проводиться в определенной логической последовательности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному. Он применим как к обучению детей разного возраста (например, последовательность изложения материала детям от 3 до 7 лет, так и к обучению детей в пределах одного возраста.
Наглядности. Принцип позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т. п.
Гуманистичности. Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде.
Прогностичности. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). По сравнению со школой, в дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе. Не нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности за состояние всей планеты» (или окружающей среды, как это нередко предлагается). Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.
Деятельностности. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда». Принцип деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Интеграции. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.
Целостности. Принцип отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода (в отличие от поурочных занятий в школе с преобладанием однопредметного подхода).
Конструктивизма. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
Регионализма. Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Формирование экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером. Представляется нецелесообразным и знакомство дошкольников с такими темами, как экологическая обстановка всего региона («Экология воды, воздуха… области»). Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.
Преемственности. Принципиальная особенность системы экологического образования — это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней (уровней, звеньев) системы непрерывного экологического образования : детский сад — школа — вуз — повышение квалификации специалистов — население. Принцип преемственности предполагает, что содержание экологического образования дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, вузов, готовящих будущих специалистов.
Безопасности. Принцип предполагает, что используемые педагогом формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Практическая деятельность дошкольников должна исключать потенциально опасные для них территории и методики работы. Принцип безопасности подразумевает также, что воспитатель не забывает о призыве «Не навреди природе!». То есть в процессе организуемых им наблюдений, опытов не должны пострадать объекты природы.
Для решения поставленных задач работа обозначена в трех направлениях.
Работа с педагогами
Анкетирование педагогов:
Семинары-практикумы:
Консультации:
Педагогические советы:
Контроль:
Работа с детьми
Специально организованная образовательная деятельность:
Совместная деятельность педагога и ребенка:
Самостоятельная деятельность ребенка:
Работа с родителями
Мероприятия с детьми и родителями:
Общие родительские встречи, клубы:
Групповые родительские встречи, клубы:
Консультации и наглядная информация:
Анкетирование родителей:
Ожидаемые результаты реализации проекта
Педагоги:
- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- пополнится развивающая среда в группе;
- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Дети:
- у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- у детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
- дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Родители:
- у родителей повысится уровень экологических знаний;
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Продукт реализации проекта
1. Перспективные планы по экологическому воспитанию дошкольников во всех возрастных группах.
2. Картотека художественного слова для проведения сезонных прогулок во всех возрастных группах.
3. Подборка интерактивных игр «Мой родной край» для старших и подготовительных групп.
4. Тесты для родителей в интерактивной системе голосования и тестирования VOTUM.
5. Экологическая газета.
6. Красная книга родного края.
7. КВН «Знатоки природы».
П Л А Н
реализации проекта
Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Сентябрь 2019г. 1. Диагностика ( цель: выявление уровня экологических знаний). 1. Консультация:
- «Экологическое воспитание детей в семье». 1. Анкетирование
( цель: выявление уровня экологических знаний).
2. Консультации:
-«Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольника».
- «Проектно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию».
Октябрь 2019г. 1. Музей:
«Нерпа – удивительное животное Байкала».
2. Заповедник:
«Соболь – символ сибирской тайги».
3. Праздник
«Золотая осень».
4. Открытые мероприятия:
«Познавательно-исследовательская деятельность в экологическом воспитании детей в средней, старшей, подготовительной группах. 1. Анкетирование
( цель: выявление уровня экологических знаний).
2. Консультация:
- «Играя, познаем природу». 1. Контроль
( цель: оценка состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников).
2. Консультация:
- «Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду».
3. Составление перспективных планов по экологическому воспитанию в каждой возрастной группе.
Ноябрь 2019г. 1. Музей:
«Деревья – краса земли».
2. Фестиваль кормушек.
3. Заповедник:
«Откуда у бурундука полоски?».
4. Выпуск экологической газеты. 1. Консультация:
- «Войди в природу другом». 1. Консультации:
- «Путешествие по экологической тропинке для детей 2 младшей группы».
- «Формирование экологической культуры у детей среднего возраста».
2. Семинар-практикум:
«Использование ИКТ в создании экологической газеты».
Декабрь 2019г. 1. Заповедник:
«Лиса – всему свету краса».
2. Музей:
«По следам таежных зверей». 1. Создание тестов для родителей в интерактивной системе голосования и тестирования VOTUM. 1. Тематический пед. совет.
Январь 2020г. 1. Заповедник:
«Где ты, рысь, ходила».
2. Музей:
«Камни – самоцветы». 1. Выставка – конкурс семейного творчества «Мир вокруг нас». 1. Создание подборки интерактивных игр «Мой родной край» для старших и подготовительных групп.
Февраль 2020г. 1. Заповедник:
«Хозяин тайги».
2. Выпуск экологической газеты. 1. Консультация:
- «Взаимодействие детей и животных». 1. Брейн-ринг.
Март 2020г. 1. Заповедник:
«Лось и олень» (интерактивная игра).
«Марш парков» (конкурс детских рисунков).
2. Музей:
«Эвенкийское предание». 1. Консультация:
- «Воспитываем в детях гуманное отношение к окружающему миру». 1. Создание картотеки художественного слова для проведения сезонных прогулок во всех возрастных группах.
Апрель 2020г. 1. Праздник стихов:
«Земля без зверей – не земля.
2. Музей:
«Птицы. Маленькие загадки в большом мире птиц».
3. Мониторинг по экологическому воспитанию детей. 1. Заповедник:
«Защитим лес от пожаров» (конкурс листовок).
2. Анкетирование-отзывы. 1. Презентация экологической газеты через сайт детского сада.
Май
2020г. 1. Музей:
«Пусть яркое солнце светит всем детям на свете».
2. Выпуск экологической газеты.
3. КВН «Знатоки природы». 1. КВН «Знатоки природы». 1. КВН «Знатоки природы».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурштейн Л. М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М. : 1996.
2. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
3. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.
4. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
5. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
6. Кондратьева Н. Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
7. Л. П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
8. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
9. Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. : Педагогическое общество России, 2003.
10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
11. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
12. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
13. Петрова Н. А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
14. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
15. Н. А. Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA – PRESS 1998.
16. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
17. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду. М. : 1993.
18. Рыжова Н. А., Наш дом природа. М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
19. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт. -сост. Г. А. Лапшина. -2-е изд. -Волгоград: Учитель, 2009.
20. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу», - Москва «Просвещение» 2002.
21. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленников, А. А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
2. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011
2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.
Часть 2, - М., Издательство: Баласс, 2006
3. Егупова В. А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009
4. Поддубная Л. Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
5. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2011.