Татьяна Бубукина
Инновационный проект «Матрешка — душа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект – художественно эстетического, творческого, познавательного, экспериментального, и игрового направления.
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы посещающих детский сад и их родители, воспитателя групп, педагог дополнительного образования.
1. Содержание инновационного проекта
1.1. Обоснование актуальности инновационного проекта
Публикация «Инновационный проект „Матрешка — душа России“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Мы живем на Тамбовской земле, мы ездим на экскурсии в соседние города, знакомимся с культурой. У нас проходят тематические недели, посвященные русским народным ремеслам. Мы и наши дети знакомимся с культурным наследием соседних городов. Ведь мы живем в России. У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Каждый человек должен соотносить себя с той страной, в которой он живет, причем с детства. Наибольший интерес у детей в дошкольном возрасте вызывают игрушки, народные игрушки.
В детском саду было проведено анкетирование родителей по теме: «Народная игрушка в жизни вашей семьи». По итогам анкетирования сделан вывод, что у детей и их родителей плохо сформированы представления о народных игрушках, в семье мало уделяется внимания этой теме.
Поэтому в детском саду решили создать условия для знакомства с народной игрушкой. Самая простая и понятная народная игрушка это матрешка. Она до сих пор нравится и взрослым и детям. В ее содержании, форме и отделке отразилась вся широта души русской, представления о мире, добре, красоте. Матрешка – это не просто игрушка, это частичка каждого из нас, россиян.
Играя с ней, дети знакомятся не только с историей создания игрушки, мы возрождаем добрую традицию народа, передаём опыт старшего поколения. В народной игрушке есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.
Поэтому задумались над проблемой о знакомстве детей и их родителей с русской народной матрешкой как проводником к русской народной культуры.
Это может позволить сформировать понимание, что на Тамбовщине есть русская культура, русские корни и наш город это часть России.
1.2. Цели и задачи проекта
Цель проекта: Дать представление о русской народной игрушке матрешке, как символе нашей страны, откуда она к нам пришла.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с русской народной игрушкой матрешкой. Рассказать детям об истории создания игрушки, ее росписях, их отличие, русских традициях и праздниках связанных с игрушкой.
2. Познакомить детей с мультфильмами и презентациями, со сказками, стихами, и народными и дидактическими играми, связанными с матрешкой.
3. Организовать экскурсии в мини – музей «Забавушка» детского сада.
4. Создать условия для экспериментальной деятельности.
5. Организовать беседы, НОД с детьми (по лепке, рисованию, квиллингу, аппликации, ручному труду, и творческие мастерские по росписи матрешек.
6. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
7. Создать в детском саду картотеку игр, стихов, презентаций, мультфильмов, художественных произведений о матрешке.
8. Вовлечь родителей в работу проекта.
9. Представить и распространить информацию о проекте, на стенде для родителей, отражать информацию о реализации проекта в групповых родительских уголках.
1.3. Сроки реализации проекта: 6 месяцев
1.4. Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Проведение родительского собрания-диспута и круглого стола.
2. Подбор материала и изготовление дидактических игр, альбомов, запись мультфильмов, презентаций.
3. Подбор методической, художественной литературы, загадок, стихов, сказок, бесед по теме проекта.
4. Подбор наглядно-дидактического иллюстративного, материала, для реализации проекта.
5. Подготовка экскурсоводов (дети подготовительной к школе группы) в мини – музей «Забавушка», посещения мини – музея остальными детьми посещающих детский сад.
6. Продумывание практической, экспериментальной деятельности.
7. Создание в изостудии условий для реализации проекта.
Основной этап:
1. Беседы с детьми.
2. Экспериментальная деятельность.
3. Экскурсия в мини – музей.
4. Просмотр презентаций, мультфильмов и познавательных фильмов.
5. Чтение художественной литературы, загадок, сказок. Разучивание стихов.
6. Проведение НОД по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.
7. Разучивание подвижных игр, физминуток.
8. Совместно с родителями изготовление и рассматривание альбома «Русская матрешка».
9. В конце проводится выставка детских работ «Русская матрешка – душа России».
Продут проекта:
1. Презентация альбома «Русская матрешка».
2. Выставка детских рисунков и поделки на тему: «Русская матрешка – душа России».
3. В детском саду появится подборка мультфильмов, презентаций, художественной литературы, загадок, стихов, сказок, дидактических игр, русских подвижных игр, физминуток, пальчиковых игр по теме проекта.
4. Размещение информация на стенде «Для родителей», и в групповых родительских уголках по теме проекта.
5. Результатами данного проекта: (собранный и изготовленный печатный материал, созданные мультимедийные презентации и записанные мультфильмы, д/и, литературные произведения) будут использовать ежегодно в работе с детьми педагоги, родители, воспитанники.
1.4. Содержание деятельности:
Описание проекта:
Во время проекта в детском саду работали:
1. Школа «Матрешки - Всезнайки»;
2. Экспериментальная деятельность матрешки;
3. Матрешкин кинозал;
4. Читальный зал;
5. Поэтическая гостинная;
6. Творческая мастерская;
7. Матрешкин спортзал;
8. Матрешкина игротека.
Тема мероприятия. "Взаимодействие с родителями".
Экспериментальная деятельность матрешки.
Тема: «Матрешка деревянная»
Цель: Познакомь со свойствами дерева
Тема: «Сарафан Матрешки»
Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги.
Тема: «Пирожки для Матрешки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
Привлечение родителей к экспериментальной деятельности. Закрепление полученных знаний на занятии.
Школа «Матрешки - Всезнайки» Тема: «Как изготавливают матрешку».
Цель: Систематизировать и расширить представления детей о матрешке, познакомить с производством игрушки.
Тема: «Матрешка – русская красавица».
Цель: Приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.
Тема: «Семеновская матрешка».
Цель: Познакомить детей с народным промыслом семеновская матрешка - элементами росписи.
Тема: «Матрешка из Сергиево Посада».
Цель: Знакомство с матрешкой, особенностями росписи.
Тема: «Веселая матрешка» (вятская).
Цель: Познакомить детей с матрешкой и вызвать интерес к росписи.
Экскурсия в мини – музей «Забавушка».
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.
Приглашение к участию.
Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.
Активное участие в подборе книг, иллюстраций.
Матрешкин кинозал
Просмотр электронных презентаций:
«Матрешка – русская красавица».
«Как изготавливают матрешку».
Просмотр фильмов:
«Секрет матрешки».
«Жили были матрешки».
«Русские матрешки».
Диафильм (презентация) «Катя в гостях у матрешки».
Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:
• «Матрешка» 2007.
• «Кукла и матрешка». «Матрешки» 2004
Поэтическая гостинная.
Чтение поэтических произведений:
• Чтение стихов и потешек о Матрешке.
• И. Черницкой «Матрёшки».
• С. Маршак (о матрёшках).
«Копилка мудрых мыслей» - разучивание пословиц и загадок о матрешках. Вместе с детьми найти новое стихотворение, загадку и разучить.
Читальный зал
Чтение с детьми произведений о матрешке:
• Чтение Верещагина О. В. «В некотором царстве».
• Серия «Мамины сказки» «Жили, были матрешки», «Пропавшая матрешка».
• Приходько В. «Весёлые матрёшки», «Матрёшка на окошке».
• Чтение родителей с детьми произведений (на выбор).
• Чтение сказки М. М. Пришвина «Матрешка в картошке».
• «Матрешка и ее история».
Консультация для родителей: «Игры с матрешками», «Влияние русского фольклора на развитие речи детей».
Творческая мастерская:
• Лепка «Матрешка символ России».
• Рисование «Матрешка в гости к нам пришла».
• Пластилинография «Украсим матрешке сарафан».
• Аппликация с использованием нетрадиционной техники работы с бумагой «квиллинг». «Цветок для матрешки».
• Оригами «Хоровод», «Русская матрешка».
• Рисование «Веселые матрешки».
• Ручной труд «Кукла матрешка из разовых ложек»
• Лепка из соленого теста «Русская красавица». • Конкурс совместных поделок детей и родителей «Ай да – Матрешка».
Матрешкина игротека.
Дидактические игры:
«Собери матрешку» пазлы.
«Найди пару».
«Подбери косынку».
«Собери матрешки по размеру».
«Узор для фартука».
Папка-передвижка для родителей
«МАТРЕШКА» - сборник идей для совместных игр и занятий с детьми дома
Матрешкин спортзал.
Физминутки:
«Матрёшки».
«Мы, матрешки, вот такие крошки».
«Все они матрешеньки».
«Матрёшкины частушки».
«Мы весёлые матрёшки».
«Ножки».
«Ах, какие щечки».
Пальчиковые игры:
«Мы веселые матрешки».
«Кукла».
«Мы — красавицы матрешки».
«Строили ладошки домик для матрешки».
«Нужно пальчики размять».
«Кукла славная матрешка».
«Мы становимся всё выше». Физминутка для глаз.
Подвижные игры:
«Матрёшки и мышки».
«Матрёшечка - матрёшка».
«Матрешки и карусели».
«Кто первый?»
«Найди матрешку».
«Весёлые матрёшки».
2. Краткий анализ теоретических источников.
«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»: писал Д. Ушинский.
Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду».
А. П. Усова писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».
Целенаправленное ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой - матрёшкой - это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка, как в нашей стране, так и далеко за её пределами. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка.
Из словаря С. И. Ожегова узнали, что матрешка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
Есть легенда: «Однажды субботним вечером кто-то принес в мастерскую смешную японскую куклу лысого старика Фукурамы. Кукла состояла из пяти фигурок, вложенных одна в другую. Происхождение этой куклы доподлинно неизвестно; никто не знает, откуда она взялась». Однако существуют разные легенды, наиболее популярная из которых гласит, что первую куклу такого типа сделал русский монах на острове Хонсю в Японии.
В действительности такой тип изделий, когда несколько предметов вкладываются один в другой, известен очень давно. По такой технологии русские ремесленники несколько столетий производили деревянные пасхальные яйца и яблоки.
Первая русская матрешка была выточена по этому образцу в одной из московских игрушечных мастерских. Назвали куклу «Матрёшкой» – очень популярно тогда было женское имя – Матрёна (Матрона). Массовым же производством русской народной куклы занялись умельцы Сергиева-Посада. Особый интерес к русской матрешке со стороны иностранцев, посещающих Троице-Сергиеву Лавру, обусловил то, что Сергиев-Посад стал центром матрешечной росписи.
Особенно ярко роль русской матрёшки представлена в тексте Паустовского К. Г. «Толпа на набережной».
— Когда ты сойдешь на берег в Неаполе, — сказала мне моя дочь, — то подари эту матрешку первой же итальянской девочке. Я согласился. До моего отъезда матрешка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрытая лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрешка, величиной с наперсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрешек чисто русской красотой - соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца.
Пароход причалил в Неаполе. Через огромный зал таможни я вышел на мол, и ступил на итальянскую землю. Я вышел на набережную. Я не забыл об итальянской девочке и нес матрешку, завернутую в папиросную бумагу.
Никакой девочки я сразу не встретил. Правда, я легко мог пропустить ее потому, что часто останавливался и смотрел в глубину улиц, выходивших на набережную…
…и, наконец, я увидел ее. Навстречу мне шла девочка лет десяти с худеньким, бледным лицом и светлыми косами. На ней было старенькое черное платье, протертое на локтях, заштопанные светлые чулки и старые — тоже черные — тапочки. Когда девочка подошла, я развернул папиросную бумагу и вынул из нее матрешку. Она увидела матрешку, остановилась и засмеялась, прижав к груди смуглые пальцы. Так люди смеются, когда сбываются их любимые или смешные сны. Я протянул девочке матрешку. Она не взяла ее. Она перестала смеяться, сжала темные брови и испуганно метнулась в сторону. Я схватил ее за руку и почти силой заставил ее взять матрешку.
Она потупилась, присела и сказала едва слышно:
- Грацие, синьоро! Через минуту вокруг нас уже перекрикивалась разноцветная толпа продавщиц. Они оставили без надзора свои лотки. Матрешка пошла по рукам. Толпа росла. Девочка вся искрилась от восторга. По толпе прошел тихий восторженный гул. Надсмотрщик и из зеленой матрешки мгновенно достал желтую, потом синюю, фиолетовую, и, наконец, он вынул двумя пальцами и осторожно поднял последнюю, самую маленькую матрешку — в золотой шали. Тогда толпа как бы взорвалась. Вихрь криков пронесся над ней. Люди хлопали в ладоши, свистели, топали ногами и хохотали. Надсмотрщик так же спокойно собрал все шесть матрешек в одну и отдал девочке. Она прижала матрешку к груди и бросилась бежать.
Надсмотрщик на ломаном французском языке сказал мне наставительно и суховато:
- Вы сделали маленькую оплошность, месье.
- Какую?
-Вы могли подарить эту игрушку не одной, а шести девочкам-неаполитанкам….
3. Возможные риски реализации инновационного проектаи меры по их минимизации
1. Пассивность и сопротивление со стороны родителей.
Меры устранения: проведение консультаций и бесед.
4. Дальнейшее развитие проекта
В детском саду продолжит действовать мини – музей «Забавушки».
Собранный и изготовленный печатный материал, созданные мультимедийные презентации и записанные мультфильмы будут использоваться ежегодно в работе с детьми, согласно календарно-тематическому плану.
Педагоги детского сада будут использовать в своей практической работе разработки по теме проекта.
Подготовленные дети-экскурсоводы будут проводить экскурсии по мини – музею «Забавушка» для посетителей.
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
В детском саду:
1. Созданы условия для приобщения детей к русской народной культуре через народную игрушку матрешку, сказки, игры, беседы.
2. Изготовлены дидактические игры для детей, оформлен альбом для рассматривания «Русская Матрешка», собранны и записаны на DVD мультфильмы и презентации по теме проекта.
3. Проведены родительское собрание-диспут и круглый стол.
4. В работе проекта примут непосредственное участие 72% семей и 16 детей посещающих детский сад в возрасте от 6 до 7 лет.
К окончанию срока реализации проекта у детей обогатился кругозор, сформируется представление о матрешке, как символе нашей страны, откуда она к нам пришла. Дети подготовительных к школе групп ориентируются в полученном материале, используя знания в играх и НОД.
Дети будут знать и называть:
• Матрешка – символ и гордость России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому-то она несет в себе любовь и дружбу.
• Познакомятся с русской народной игрушкой матрешкой в которой отразилось народное представление о семье, добре, красоте.
• Знать историю происхождения матрешки. Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, а расписал художник Сергей Малютин.
• Знать отличия и уметь находить матрешек по росписи: семеновскую, вятскую матрешки и матрешку из Сергиево-Посада.
• Познакомятся с малыми формами устного народного творчества, загадками, сказками, уметь употреблять их в жизни.
• У детей развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникнет желание творить и исследовать вместе с взрослыми.
6. Финансово-экономическое обоснование затрат на реализацию проекта
Для приобретений необходимого материала, пособий была использована финансовая база дошкольного учреждения и кабинета ИЗО.
7. Результаты мониторинга
В результате целенаправленной работы с детьми при содействии родителей мы добились позитивных результатов по теме проекта. На что указывают данные мониторинга.
На начало проекта.
Высокий уровень: 11%;
Средний уровень: 26%;
Низкий уровень: 63%;
На конец проекта:
Высокий уровень: 37%;
Средний уровень: 54%;
Низкий уровень: 9%;
Список литературы:
Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 112с. – (Серия «Методический кабинет»).
2. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис – пресс, 2008. – 208 с.
3. Сыпченко Е. А Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
4. Хабарова Т. В Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 80 с.
Интернет ресурсы:
5. http://rusmatreshka.narod.ru Русская матрёшка и ее виды.
6. http://www.maam.ru/ Матрёшка и ее история
7. http://www.dollplanet.ru/ Русская матрёшка.