Карина Мартынова
Проект «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста на основе художественно-творческой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста на основе художественно творческой деятельности»
Выполнила: воспитатель Мартынова К. С.
Актуальность
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере.
Публикация «Проект „Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста на основе художественно-творческой деятельности“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Существует множество вариантов развивать эмоциональный сферы. Одним из таких является работа на основе художественного творчества (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Благодаря использованию этих видов художественно-творческой деятельности дети приобретают опыт межличностных отношений, и у них развиваются общие эмоциональные переживания.
Развитие эмоционального интеллекта позволит в дальнейшем накопить опыт художественно-ценностного взаимодействия с миром, что, несомненно, станет фундаментом для успешной социализации ребенка.
Цель проекта :
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста на основе художественно творческой деятельности
Задачи:
Формирование умения детей понимать и выражать собственное эмоциональное состояние через творчество.
- снятие эмоционального и мышечного напряжения, гармонизация эмоциональной сферы.
-развитие позитивной самооценки, повышение уверенности в своих силах.
-формирование способов эффективного взаимодействия
-совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
-снижение уровня тревожности, агрессивности.
- обогащать опыт художественно – творческой деятельности; вызвать интерес к творческому экспериментированию, применению различных способов создания изображения, использованию разнообразных техник и их сочетаний;
- формировать практические навыки и умения в разных видах художественной деятельности; способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной)
развивать познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие, сенсорные способности, эмоциональную сферу;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Повышение уровня художественно-творческого развития детей;
- Пополнение декорациями дидактическими играми театрального уголка;
Заинтересованность детей в изготовлении декораций для театрального уголка;
Изготовление декораций к празднику «Масленица»;
Выставка атрибутов,декораций, рисунков к сказкам.
Формы работы:
Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок
Нетрадиционные техники рисования
Просмотр иллюстраций
Пластилинография
Аппликация: бумага, природный,бросовый материал
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Сроки реализации программы:1 учебный год.
Совместная деятельность педагога и детей
Самостоятельная деятельность детей
Этапы работы
Сроки выполнения каждого этапа
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
Подготовительный
Август-Сентябрь
Определение участников проекта; дети средней группы, родители, музыкальный руководитель и воспитатели группы. Уточнение имеющейся информации по теме. Доведение до участников проекта важности данной темы. Создание развивающей среды : подбор художественной литературы (иллюстрации, репродукции пальчиковые игры, раскраски). Составление плана реализации проекта.
Создание условий для реализации самостоятельной деятельности.
Октябрь
Рисование :“Осенний лес“ использование техники «Монотипия».
Цели:
-познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой;
-развивать мелкую моторику, мышление;
-успокоить нервную систему, привести в порядок эмоции.
Пластилинография : «Ягодка за ягодкой»
Цели:
освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин
развитие эмоций и фантазии
развитие пространственного мышления и творческих способностей.
Пальчиковая гимнастика:
«Две подружки»
игровая ситуация «Осень-добрая волшебница»;
Д/И «С какого дерева лист»;
настольная игра пазлы;
П/И «Вкусная ягодка».
Организация деятельности по развитию эмоционального интеллекта
пиктограмма «Мои эмоции»;
П. И «Скульптуры»
игра «Эмоциональное лото
Совместная деятельность.
Непосредственно-образовательная деятельность.
Совместная деятельность.
Самостоятельная деятельность.
Основной этап
Октябрь-Ноябрь
Работа в центре «Каляка-маляка» рисование “Книжки-малышки„ по сказке “Колобок”для деток младшей группы.
Цели:
-развивать мелкую моторику рук;
-снятие эмоционального и мышечного напряжения;
развивать художественно – творческие способности у детей.
Пластилинография : Сюжетная лепка “Колобок ”.
Цели:
-освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин ;
-развитие пространственного мышления и творческих способностей ;
-Развивать воображение, эстетические чувства.
Мозаичная аппликация «Колобок»
Цели:
Развивать мелкую моторику рук;
-Развитие познавательной сферы, чувство цвета, формы, композиции;
Пальчиковая гимнастика:
«Быстро тесто замесили»
Игровая ситуация «А кого встретил колобок в лесу»;
Д/И «Чудесный мешочек»;
Настольная игра «Что изменилось».
Организация деятельности по развитию эмоционального интеллекта.
Игра «Кубик эмоции»;
Упражнение «Как я зол»;
Д/И «Колобок потерял свою улыбку».
Непосредственно-образовательная деятельность.
Совместная деятельность.
Совместная деятельность во 2-й половине дня.
Совместная деятельность.
Самостоятельная деятельность
Декабрь-Январь
Рассматривание иллюстраций по сказке, знакомство с героями сказки.
Цели:
Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Раскраска домика зайки по сказке «Зайкина избушка»
Цель:
-вызывать эмоциональный отклик на сказку «Зайкина избушка»;
-создать условия для развития у детей образного представления.
Волшебное путешествие в страну „Рисовандию“ : рисование «Сосулек»
Цель:
-развивать чувство цвета, формы и ритма.
-развивать воображение
Пластилинография: «Елка»
Цель:
-развитие пространственного мышления и творческих способностей ;
-развивать воображение, эстетические чувства
Аппликация в технике квиллинг “Зимний лес”
Цель:
-Развитие творческого мышления и воображения ;
-Воспитывать коммуникабельность,умение работать в коллективе.
-Развитие познавательной сферы, чувство цвета, формы,
Пальчиковые игры: «Наш дом»
-Д/И «Зайкина избушка» ;
игровая ситуация «Зимнии забавы»;
П/И «Метелица»;
настольная игра пазлы.
Организация деятельности по развитию эмоционального интеллекта.
пиктограмма «круги Луллии»;
Д/И «Помоги зайке найти его настроение»;
игра «Эмоциональное лото».
Непосредственно-образовательная деятельность
Совместная деятельность
Совместная деятельность во 2-й половине дня.
Совместная деятельность.
Непосредственно-образовательная деятельность
Совместная деятельность.
Февраль
Подготовка к «Масленицы» :
Украшение одежды для праздника элементами по мотивам русских народных костюмов.
Цель:
-способствовать развитию национального самосознания учащихся, формировать уважения к русской культуре,
-развивать мелкую моторику, мышление;
-успокоить нервную систему, привести в порядок эмоции.
Раскраска на тему праздника «Масленица» .
Цель:
создать условия для развития у детей образного представления;
вызывать эмоциональный отклик на праздник «Масленица»;
Аппликация в технике торцевания «Огонь костра»
Цель:
-Развивать мелкую моторику рук;
-Развитие познавательной сферы, чувство цвета, формы, композиции;
-Д/И «Вежливые слова»;
лото «На лесной полянке»;
П/И «Горелки».
Организация деятельности по развитию эмоционального интеллекта.
Д/И «В мире эмоций»
пиктограмма «Мои эмоции»;
Упражнение «Цвет моего настроения».
Непосредственно-образовательная деятельность
Совместная деятельность.
Совместная деятельность во 2-й половине дня.
Совместная деятельность.
Март-Апрель
Пластилинография:
«Жаворонки»
Цели:
развитие эмоций и фантазии
развитие пространственного мышления и творческих способностей.
Рисование не традиционной техникой «Рисуем ладошками»
«Солнышко»
Цель:
-развивает память, внимание;
-развивать образное мышление;
-формировать предпосылки для гармоничного социально-коммуникативного развития
Объемная аппликация : «Кукла весна»
Цель:
-успокоить нервную систему, привести в порядок эмоции.
-развивать мелкую моторику рук;
-развитие познавательной сферы, чувство цвета, формы, композиции;
Игровая ситуация «Какой Я»;
Д/И «Чудесный мешочек»;
Настольная игра «Собери картинку и отгадай»;
Организация деятельности по развитию эмоционального интеллекта.
-Упражнение «Ты лев»;
Д/И «Не забывай о товарищах»;
игра «Эмоциональное лото»
Совместная деятельность.
Непосредственно-образовательная деятельность
Совместная деятельность.
Заключительный этап
Май
Изготовление декораций для театрализации сказки - «Теремок».
-Игровая ситуация «Акто живет в лесу»;
Д/И «Чудесный мешочек»;
Настольная игра «Что изменилось»;
Организация деятельности по развитию эмоционального интеллекта.
Игра «Эстафета добра»;
Упражнение «Как я говорю»;
Д/И «Эмоции»
Совместная деятельность.
Список использованной литературы:
1. Иллюстративный материал для детского изобразительного искусства В. А. Езикеева
2. Изобразительная деятельность в детском саду И. А. Лыкова
3.«Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному», В. Г. Дмитриева,
2006 г.
4.«Аппликация в детском саду», А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева, 2000 г.
5.«Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет «, С. Е. Гаврина и др., 2009 г.
6.«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1» Г. Н. Давыдова, 2007 г.
7. Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т. С. М. : Пед. Общество России, 2012. 147с.
8. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М. : Сфера, 2010. 188 с.