Лариса Салямова
Инновационный педагогический опыт воспитателя по теме «Формирование культуры безопасности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный педагогический опыт воспитателя
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Салямовой Ларисы Марсовны
по теме : «формирование культуры безопасности у детей дошкольного возраста»
Профессиональное образование: высшее, МГУ им. Н. П. Огарева, факультет национальной культуры, Библиотечное отделение 1997 г.
Публикация «Инновационный педагогический опыт воспитателя по теме „Формирование культуры безопасности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Квалификация «Библиограф и библиотековедение. Педагог по МХК»
ФГБОУ ВПО МГПИ им. М. Е. Евсевьева, «Педагогика и методика дошкольного образования», 2015 г.
Квалификация «Воспитатель»
(общий трудовой стаж работы –15 лет; стаж работы в ДОУ – 14 лет)
Наличие квалификационной категории: первая
Дата последней аттестации: 2015 г.
Введение
Актуальность
Существуют различные правила о том, как вести себя в общественном месте, транспорте, правила культуры и этикета и др. Многие из них появились еще в глубокой древности, а существуют и в наши дни.
С приходом технологического прогресса в жизнь человека многие правила изменились. Это связано с многочисленным транспортом на улицах, развитием сети коммуникаций, с увеличением жителей планеты.
Актуальность темы связана с тем, что в дошкольном возрасте, в силу возрастных, психологических и физиологических особенностей: чрезвычайное любопытство и эмоциональность, подвижность, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, физическая слабость, неумение контролировать свое поведение, отсутствие личного опыта, возникают различного рода проблемы, которые не редко приводят к неожиданным печальным последствиям.
Работая по теме безопасности детей, я поняла, что до ребёнка важно донести, значимость его здоровья, научить беречь и защищать свою жизнь. И чем раньше это сделать, тем быстрее он начнет сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих, проявлять адекватные действия и поступки в опасных ситуациях, будет готов справляться с различными сложными жизненными ситуациями.
Именно поэтому я стараюсь заинтересовать моих воспитанников темой безопасности, знакомлю их с правилами безопасного поведения на дорогах, дома, на природе, ввожу эти правила в активную деятельность детей постепенно, показываю как можно их применять в различных жизненных ситуациях, упражняю в применении этих правил к определенным обстоятельствам. Еще я создаю условия, которые способствуют тому, что каждый ребенок овладевает навыками безопасного поведения в процессе игры, познавательно-исследовательской, продуктивной, трудовой деятельности, коммуникации и т. д. Также я стараюсь привлечь в этот процесс родителей, которые являются первыми воспитателями своих детей и примером для подражания.
Конечно, чтобы чему-то научить, необходимо тщательно подобрать методический материал, отработать его содержание, выбрать доступные и интересные формы организации детей, пересмотреть методы и средства для реализации поставленных задач.
Основная идея опыта
Основной идеей моего инновационного опыта является формирование умений и знаний у детей дошкольного возраста правил безопасности и применение их в повседневной жизни.
Теоретическая база
Многие авторы занимались вопросами формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста. Они изложены в научных трудах многих отечественных авторов. Проблема формирования основ безопасности отражена и в образовательной программе «Детство»,которая реализуется в нашем детском саду.
В своей работе с детьми я использую программу Р. В. Стёркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Еще использую такую методическую литературу как:
Белая К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольнику», Шорыгина Т. А. «Основы безопасности для детей 5 – 8 лет»; журналы: «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребёнок в детском саду» и различные электронные пособия.
Изученные теории помогают мне нацелить дошкольников на формирование представлений о правильном поведении в самых неожиданных ситуациях и приобрести навыки быстрого принятия решений, воспитать ответственность за совершенные поступки. Такая работа позволяет тренировать умение реагировать опасную ситуацию, опираясь на свой собственный опыт, полученный ранее на занятиях. Я уверена, что такая деятельность способствует овладению навыком умения оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
Изученные мной материалы, пособия и программы позволили мне выделить следующие задачи:
Развивать у детей интерес к правилам безопасного поведения.
Формировать и развивать навык безопасного поведения.
Воспитывать устойчивую привычку беречь свое здоровье, соблюдая правила безопасности.
Новизна
Своеобразие и новизна опыта заключается в широком использовании информационно - коммуникационных технологий для формировании у дошкольников культуры безопасного поведения : презентации тематические, мультфильмы и видео сопровождение, с привлечением родителей.
Технология опыта
Целью моего инновационного педагогического опыта является :
знакомство воспитанников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта и сформировать навыки адекватного поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Для успешных решений этих задач в работе с детьми по моему мнению нужно придерживаться следующих принципов:
систематичности;
психологического комфорта;
наглядности;
доступности;
непрерывности.
В своей работе я использую разные методы:
наблюдение (за транспортом, за поведением в разных жизненных ситуациях);
целевые экскурсии (к пешеходному переходу, по улице);
заучивание (стихов, пословиц и поговорок, песенок соответствующего содержания);
чтение детских художественных произведений по теме безопасности;
рассматривание репродукций картин и иллюстраций (с проблемными ситуациями);
просмотр видеофильмов, мультфильмов, способствующих расширению представлений детей об ОБЖ;
художественный труд (художественно-эстетическая деятельность);
проектная деятельность (совместные детско-родительские проекты);
стимулирование (поощрение за инициативность);
личный пример педагога.
Формы работы.
Мой опыт в этом направлении показывает, что обучая детей правилам безопасности важно и нужно использовать разнообразные формы и методы работы. Все правила написаны сложным для ребенка языком. Дошкольников же необходимо знакомить с правилами в доступной для них форме. Это обсуждение, наблюдение заучивания стихов театрализация и драматизация чтение художественных текстов, просмотр – видео и мультфильмов настольные и дидактические игры воспитатель должен создать у детей положительный настрой. Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания. Важно понимать, что нужно взаимодействие: педагог-родитель-ребенок знания закрепляются в играх развлечениях в соревнованиях конкурсах именно во время их у детей воспитывается характер расширяется представления об окружающем формируется и совершенствуются двигательные навыки точность движений координация ориентировка в пространстве: то есть все те качества, которые необходимы для предупреждения опасности
Опыт показывает, что предметно - развивающая среда группы имеет важное значение в формировании основ безопасности. Поэтому я совместно с родителями подготовила макеты дорожного движения, макеты улиц, деревенского двора и леса, также я создала раскладушку с объектами, имитирующими опасные предметы. В группе оформлен центр безопасности с различными игровыми наборами инструментов и оборудования, который содержит разработанные дидактические игры и пособия, способствующие закреплению понятий об источниках опасности и мерах предосторожности.
В своей практике я часто моделирую возможные в жизни опасные ситуации и предлагаю детям найти выход из них. На мой взгляд, такая совместная деятельность является наиболее эффективным методом усвоения правил безопасности.
Также я использую многообразие игр. Это такие игры как: «Безопасная дорога» с использованием макета улицы; «Хорошие и плохие поступки»; «На катке»; «Лес полный неожиданностей» и другие.
Я заметила, играя, дети приближаются к реальным действиям и упражняются в выборе определенного поведения в нужный момент. Мы вместе с детьми обсуждаем разные проблемы и ситуации, ищем выход из разных предложенных ситуаций.
Я часто использую в своей практике презентации, компьютерные игры, мультфильмы. Они способствуют повышению интереса к изучаемому материалу и помогают удерживать его в течении всего занятия. Они помогают визуально представить ту или иную чрезвычайную ситуацию, понять насколько опасны и безопасны действия и поступки в этих ситуациях, способствуют развитию наблюдательности, навыков сравнивания, анализа, умения обобщать полученную информацию, переносить ее на реальные жизненные ситуации.
Так, например, изучаемая в детском саду, тема «Электроприборы» помогает установить не только их роль в жизни человека, но и знакомит детей с правилами их безопасного использования. А презентация и видеозаставки наглядно демонстрирует негативные последствия их неправильного применения.
На занятиях по безопасности я применяю обучающие мультфильмы из серии «Уроки тетушки Совы» : «Уроки осторожности», «Азбука безопасности». После просмотра, обязательно, провожу анализ поступков и действий персонажей, что усиливает эффективность образовательной деятельности.
Важную роль в воспитании и развитии дошкольников в вопросах безопасного поведения отвожу участию родителей. Они мои помощники во всех вопросах, касающихся воспитания и развития детей. Поэтому я поддерживаю тесные отношения с семьями воспитанников. Провожу родительские собрания, консультации, распространяю среди них буклеты, оформляю папки-передвижки и т. д. на такие темы как «Безопасность на воде (на льду)», «Один дома», «Безопасность на дорогах», «Правила поведения в лесу»; «Правила пожарной безопасности» и другие. Провела конкурс рисунков «Спички - это не игрушки».
Не забываю напоминать родителям, что именно они являются незаменимым «учителем» и примером неукоснительно соблюдения ребёнком правил безопасного поведения.
Результативность опыта
Мониторинг уровня сформированности навыков безопасного поведения у детей говорит о том, что они умеют выделить источник опасности, владеют способом обращения с потенциально опасными предметами, знают правила поведения в потенциально опасных ситуациях и осознают необходимость их соблюдения. Мои воспитанники стали более уверенными и осторожными в обращении с опасными предметами и в различных жизненных ситуациях.
Родители стали более внимательно и ответственно относиться к вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей.