Тураева Маргарита Владимировна
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный опыт
Тураевой Маргариты Владимировны,
воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №14»
«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста, посредством
современных образовательных технологий».
Введение.
Речь, это одна из главных потребностей и функций человека,
это средство коммуникации, назначение которого – общение. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Речь
Публикация «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
выполняет различные, очень важные функции в жизни ребенка. Овладение связной речью, одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и является основой в воспитании и обучении детей.
Связность речи – это связность мыслей, в них отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Актуальность.
Я считаю, что проблема развития речи в наши дни, является особенно актуальной. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют слабый словарный запас и я
пришла к выводу, что необходимо максимально использовать наряду с известными в педагогике приемами и методами, современные образовательные технологии, которые совершенствуют мыслительные и познавательные способности, развивают лексико-грамматический строй и связную речь детей. А это, в свою очередь, помогает реализовать комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.
Основная идея опыта.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения, развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей. Применение современных образовательных технологий в работе с детьми повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы в развитии речи детей. Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка.
Важным направлением в моей работе по речевому развитию, является использование современных образовательных технологий. Применение таких технологий делает обучение интересным, занимательным, развивающим.
Теоретическая база опыта.
У детей дошкольного возраста преобладающим типом памяти является образная память, лучше всего в этом возрасте запоминаются события, предметы и явления, которые максимально близки детскому жизненному опыту. Попытка ребенка запомнить абстрактную информацию, не подкрепленную наглядностью, не будет успешной.
Поэтому одним из методов, который я успешно применяю в своей работе, это метод наглядного моделирования.
Использование этого метода, помогает повысить уровень развития связной речи детей и одновременно решает задачу, направленную на развитие психических процессов. Предметное моделирование я воплощаю в использовании иллюстраций рассказов, плоскостных театров, детских рисунков. Дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, придумывать загадки. В предметно – схематическом моделировании в качестве структуры текста я использую круг, разбитый на сектора с обозначением начала, середины и конца текста. В качестве графического моделирования я применяю схемы к рассказам, стихотворениям, наборы схем графического плана. В системе методов наглядного моделирования обеспечивающих эффективное запоминание, я использую мнемотехнику. Мнемотехника является наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей. В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, они легко и надолго запоминаются. Использование приемов мнемотехники способствуют обогащению словарного запаса, формированию связной речи, развитию разных видов памяти, а также мышлению, вниманию и воображению.
Речевая способность ребенка во многом зависит от движения рук. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка, поэтому в своей работе я использую метод Литотерапии (камешки «Марблс»). Наборы стеклянных камешков разного цвета очень радуют детей, они с большим интересом погружаются в мир творчества и фантазии. Например, я предлагала детям выложить на песке сюжетную картинку и по ней сочинить свою историю. Также детям очень нравится сочинять цветные сказки, соотнося цвет с определенными предметами. Задания «Нарисуй свое настроение», «Найди предмет», «Подбери словечко», «Краски снега и солнца» способствуют не только развитию моторики, но развитию всех компонентов речи детей, созданию эмоционально-положительного настроя.
Использование этой технологии способствует также закреплению предложно- падежных конструкций, обогащению словаря, развития пространственной ориентировки, автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Считаю одной из эффективных и доступных технологий улучшения речевых способностей - технологию «Кластер». Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное и систематизировать. Получается структура, графически отображающая размышления детей. Использование такой технологии помогает в обучении классификации предметов, формировании обобщающих понятий, развивает вариативность мышления и связную речь.
В своей работе по речевому развитию я успешно использую игровые технологи. Играя – развиваем – обучаем – воспитываем. В процессе игровой деятельности происходит обучение ребенка от простого к сложному. Очень часто использую группы игр на обобщение предметов по определенным признакам, на умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их, подбираю игры, в процессе которых дети учатся отличать реальные явления от нереальных. В самостоятельную деятельность включаю игры, воспитывающие умение владеть собой, развивающие быстроту реакции на слово, фонематический слух и смекалку. Использование игр с разнообразным материалом способствуют развитию ребенка, создают положительный настрой, активизируют мыслительную и познавательную деятельность, формируют ассоциативное запоминание, у детей возникает желание подробнее изучить новый предмет.
В ходе речевого развития детей с целью поддержания и укрепления здоровья детей я активно использую здоровьесберегающие технологии. Благодаря использованию таких технологий у детей стимулируются речевые и двигательные функции, развивается дыхательный и артикуляционный аппарат, снижается утомляемость, повышается работоспособность, уверенность в себе. Для эффективного речевого развития детей я использую упражнения, направленные на развитие речевого дыхания. В результате таких упражнений возрастает сила и выносливость дыхательных мышц, координируются дыхательные движения, улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Главная мышца органов речи - это язык. И для него, как и для всякой мышцы, необходима гимнастика, поэтому ежедневно в процессе образовательной деятельности выполняем артикуляционную гимнастику. Дети ее делают
с большим желанием и интересом если используются небольшие стихотворные заставки. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью я использую в свободной деятельности и на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки –пальчиковую гимнастику. Сначала дети осваивают движения без речевого сопровождения, затем добавляется речевое сопровождение (разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук). Одним из эффективных направлений по подготовке ребенка к письму является самомассаж рук. Поэтому я использую специальные ручные массажёры «Су-джок» кольца и шарики, «сухой бассейн». Массажные движения выполняются с речевым сопровождением. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, благотворно влияет на нервную систему ребенка, помогает снять общую усталость, а также всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. В своей работе я применяю гимнастику для глаз, например, «Проследи глазами по цветным дорожкам», «Проследи за цифрами», использую тренажёр для глаз «Цветной светофор». Использование здоровьесберегающих технологий способствуют овладению речевого дыхания, снижают заболеваемость и приобщают детей к здоровому образу жизни. А здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Технология опыта.
Важную роль в речевом развитии ребенка играет предметно-развивающая среда. На начальном этапе работы моей задачей было - создание условий для речевого развития детей. Создавая развивающую среду, я учитывала уровень речевого развития, интересы, способности детей. В группе был создан речевой центр «Речецветик» с развивающими и речевыми играми, подготовлены пособия и материалы, направленные на развитие всех сторон речи : произносительную, грамматический строй, развитие словаря, связную речь, размещены детские книги, сюжетные и предметные картинки, мнемосхемы, иллюстрации для составления рассказов. Организован центр театрализованных игр, где находятся различные виды театра. Здесь ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Так же, я использую театр Би- Ба- Бо, пальчиковый театр, который предназначен для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев и действовали вместе с ними. Речевое взаимодействие ребенка с предметами развивающей способствует становлению опыта речевого общения, развитию самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта.
Создание условий для речевого развития помогает детям комфортно
общаться со сверстниками, потому что обогащается словарный запас, совершенствуется речь, раскрепощаются застенчивые дети, активно включаются в процесс общения дети с нарушением речи.
Результативность опыта.
Я могу сделать вывод, что применение данных технологий путем целенаправленной работы способствует эффективному развитию всех компонентов речи, у детей улучшается фонематическое восприятие и звукопроизношение, словарный запас и лексико-грамматическая сторона речи. Дети учатся планировать и выстраивать свое речевое высказывание, повышается потребность в общении. У детей появляется желание придумывать интересные истории, сказки, возрастает интерес к заучиванию стихов и чистоговорок. Дети постепенно преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться на праздничных мероприятиях перед гостями. Инновационные формы по речевому развитию позволяют детям более эффективно усваивать предлагаемый материал, повышать познавательный интерес ребенка. За счет использования новых приемов мне удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность детей, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало. Богатый словарный запас, грамматически правильная речь являются залогом будущего успешного обучения дошкольника в школе.
Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что использование инновационных технологий является уникальным средством для создания условий речевого развития ребенка и являются очень важным аспектом в моей работе.