Светлана Дунаева
Инновационный опыт работы по развитию активной речи у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный опыт работы по развитию активной речи у детей раннего возраста
Актуальность данного опыта связана с тем, что Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования одним из направлений определяют работу с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности.
Публикация «Инновационный опыт работы по развитию активной речи у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин. Основным новообразованием детей раннего возраста является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка. Речь ребенка постепенно становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых. Исследователи, родители, воспитатели обеспокоены значительным ухудшением здоровья детей, которые приводят к появлению речевых нарушений. Отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей, педагогов, существенное сужение «живого» общения родителей и детей приводит к снижению уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, способствуя тем самым полноценному развитию ребенка.
Ранний возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку.
Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию активной речи у детей, способствуя тем самым полноценному развитию ребенка.
Цель опыта – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития активной речи у детей раннего возраста.
Педагогические условия развития активной речи у детей раннего возраста, будут эффективны, если:
– вычленить существенные признаки и задачи развития активной речи у детей раннего возраста;
– определить уровни развития активной речи у детей раннего возраста;
– разработать и экспериментально проверить систему методов и приемов по развитию активной речи у детей раннего возраста.
В соответствии с целью опыте поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть и обосновать сущность и задачи развития активной речи у детей раннего возраста.
2. Выявить дидактические условия, повышающие эффективность развития активной речи у детей раннего возраста.
3. Разработать и реализовать методы и приемы развития активной речи у детей раннего возраста.
Теоретическую базу опыта составили исследования авторов в области развития речи ребенка в раннем возрасте : О. С. Ушакова, Е. И. Тихеева, Г. М. Андреева, Л. И. Божович, А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова, И. Г. Вечканова, М. И. Волошина, Л. C. Выготский, Е. А. Лобанова.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научной психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, диагностика (Методики диагностики развития речи у раннего возраста (Ушакова О. С., количественная и качественная обработка данных.
На основе теоретических исследований (Г. М. Андреева, Л. И. Божович, А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова, И. Г. Вечканова) мы рассмотрели особенности развития речи детей в онтогенезе и сделали вывод о том, что ранний возраст является важным и ответственным периодом в развитии речи детей. В этом возрасте ребенок начинает говорить, у него увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматическая и произносительная сторона речи, развивается активная речь.
Поэтому мной уделяется повышенное внимание развитию речи. ФГОС ДО выделяет в отдельную образовательную область «речевое развитие», определяя важность и актуальность для развития личности ребенка. Анализ программы «От рождения до школы» (Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) по образовательной области «Речевое развитие» для детей первой младшей группы показал, что в содержание образовательной области «Речевое развитие» включены задачи по развитию различных сторон детской речи : словаря, грамматического строя речи, звуковой культуры, связной речи.
Для развития речи детей раннего возраста мной было обеспечено выполнение следующих психолого-педагогических условий: планирование работы с учетом развития речи детей раннего возраста, индивидуальных особенностей, речевого опыта; применении произведений фольклора в процессе образовательной деятельности; включении произведений фольклора в праздники, игры-драматизации.
Для диагностики развития речи у детей раннего возраста были использованы четыре методики из диагностики, которую предлагает О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития».
В процессе констатирующей диагностики было выявлено, что количество детей с высоким уровнем развития речи составило 20%, со средним – 40%, с низким – 40%.
В процессе проводимой работы с детьми, родителями и педагогами осуществлялось развитие речи у детей раннего возраста. Был составлен план работы.
В ходе проводимой работы мы осуществили подбор и использование произведений фольклора, которые будут способствовать развитию речи у детей раннего возраста, применение произведений фольклора в процессе образовательной деятельности.
Был составлен проект «Петушок и его друзья» с применением устного народного творчества для развития речи детей.
Цель проекта: создать условия для развития речи у детей раннего возраста с использованием произведений фольклора.
Задачи: 1. Развивать диалогическую речь детей посредством игр-драматизаций с использование русских народных сказок.
2. Научить детей использовать в речи потешки, обеспечить условия для разучивания с детьми потешек.
3. Способствовать развитию дикции, правильного звукопроизношения посредством проговаривания чистоговорок.
4. Способствовать обогащению словаря детей посредством ознакомления с народными играми, песнями, сказками;
4. Вовлечь родителей в процесс развития речи, познакомить с возможностями применения фольклора в домашних условиях.
Была проведена работа по организации предметно-развивающей среды, которая направлена на развитие речи : оформлен речевой уголок, подобраны игры-драматизации для развития речи, настольный театр, произведения фольклора, создан лэпбук «Петушок».
В ходе занятий по образовательной области «Речевое развитие» мы осуществляли развитие речи детей с использованием произведений фольклора (загадок, песен, потешек, сказок, прибауток и т. д.).
Помогали развитию речи детей игры-драматизации. В ходе многократного повторения сюжета дети учились вести диалоги, пересказывать сказку, у них развивался навык связной речи.
Мы использовали различные приемы развития речи : это беседа с ребенком, чтение художественных произведений, театрализованная игра, дидактические игры.
Ведущая педагогическая идея заключается во введении в образовательный процесс пальчиковых игр для обогащения активного и пассивного словаря детей раннего возраста.
Пальчиковые игры служат закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизируют словарь детей раннего возраста. Игры являются естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт положительный эмоциональный фон, на котором психические процессы протекают активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей работы воспитателя с данным ребёнком.
Пальчиковая игра может проводиться в виде инсценировки рифмованных потешек, историй, сказок при помощи пальцев рук. Владея методикой пальчиковых игр для детей 1,5-2 лет, необходимо помнить о следующих правилах: сначала объясняя, как выполняется то, или иное упражнение, надо показать ребёнку позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания.
Осуществляли разучивание детских колыбельных песен в следующих играх: играх с игрушками (укачивание) («Уж ты котенька - коток, «Баю баиньки, баю»); играх на прогулках (У медведя во бору», «Дождик, дождик, веселей», «Вышел козлик погулять» и др.
В ходе проводимой работы мы обеспечивали включение произведений фольклора в праздники, игры-драматизации. Для родителей были проведены консультации, мастер-классы, («Развитие речи детей 3-4 лет», «Как развивать речь детей с помощью потешек, сказок, народных песен», «Рекомендации по развитию речи детей с использованием устного народного творчества, подготовлены буклеты «Потешки и загадки для развития речи детей», оформлен уголок, созданы картотеки игр по развитию речи с использованием малых фольклорных жанров.
В процессе контрольной диагностики было выявлено, что количество детей с высоким уровнем развития речи увеличилось на 40% и составило 60%, со средним – снизилось на 5% и составило 35%, с низким – снизилось на 35% и составило 5%.
Полученные данные обусловили эффективность проведенной работы по развитию активной речи у детей раннего возраста.
Практическая значимость опыта заключается в том, что полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений с целью развития речи у детей раннего возраста.
Список литературы
1. Белова Е. С., Макарова О. А. Речевое развитие ребенка посредством игровой деятельности в раннем детстве // Казанский федеральный университет. Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 75-75;
URL : https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4961 ( дата обращения: 21.03.2023).
2. Браудо Т. Е., Бобылова М. Ю., Казакова М. В. Онтогенез речевого развития //Русский журнал детской неврологии. 2022.- URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ontogenez-rechevogo-razvitiya ( дата обращения: 21.03.2023).
3. Градусова Л. В. Левшина. Н. И. Дементьева И. С. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста : учеб. пособие / под ред. Л. В. Градусовой. - Магнитогорск : МаГУ, 2018.-96 с.
4. Жукова, Н. С. Развитие речи : мир вокруг тебя / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2018. - 320 c.