Ирина Квиткина
Инновационные здоровьесберегающие технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Важность выбранной темы позволила определить цель и задачи организации педагогической работы по данному опыту.
Цель: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
• изучить и апробировать систему методов и приемов, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности;
Публикация «Инновационные здоровьесберегающие технологии» размещена в разделах
• внедрить в образовательный процесс современные оздоровительные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
• формировать у детей потребность в здоровом образе жизни;
• создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению к здоровому образу жизни; вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ, направленный на формирование основ здорового образа жизни.
Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:
• внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий (песочная терапия, релаксация, сказкотерапия, криотерапия, камешки Марблс);
Упражнения на дыхательную релаксацию.
Упражнения помогают быстро успокоиться и взять себя в руки.
Дыхательное упражнение
• Вдохните, медленно выдохните, затем медленно сделайте глубокий вдох.
• Задержите дыхание на четыре секунды.
• Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.
• Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.
• Повторите это 6 раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимые.
Упражнение «Задуй свечу»
• Сделайте глубокий вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.
• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у». Повторите упражнение 5-6 раз.
Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.
Упражнения на мышечное расслабление.
При регулярных занятиях снимается и не накапливается напряжение, улучшается сон, настроение и работоспособность. Детям подходят упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук. Упражнения повторяются 5-6 раз.
Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»
• Руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).
Перед упражнениями полезно детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
Упражнение «Лимон»
• Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувст-вуйте, как напряжена правая рука.
• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.
Выполните это же упражнение левой рукой.
Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Упражнения на мышечную релаксацию
(с использованием зрительных образов).
Упражнение «Птица, расправляющая крылья»
• Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются, становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление. Повторите упражнение 5–7 раз.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. СУхомлинский
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия приобретает все большую актуальность при работе с детьми дошкольного возраста.
Песочная терапия полезна для:
• раскрытия и развитие творческого потенциала;
• формирования коммуникативных навыков;
• развития мелкой моторики рук;
• развитие крупной моторики;
Игры с песком разнообразны:
• обучающие игры (обучение чтению, письму, счету, грамоте);
• познавательные игры (о многообразии окружающего мира);
• проективные игры (развитие творчества и фантазии).
Развитие мелкой моторики: систематические упражнения по тренировке движений пальцев, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
Релаксация: упражнения с песком выполняются в сопровождении приятной, спокойной музыки. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемами расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы.
При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость. Дети, как и мы, взрослые, разные. Каждый из них уникален, каждый по-своему переносит воздействие на психику внешних факторов.
Кинетический песок бывает разных цветов, благодаря чему в своей работе можно использовать еще и цветотерапию. Это очень важно так же для передачи настроения рисунка, для обогащения восприятия в целом и развития творческих способностей детей.
Алгоритм сказкотерапии
Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая ребенку поучительную сказку:
1. Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.
2. Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.
3. Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).
4. Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха).
5. Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).
6. Придумать положительный финал.
7. Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.
Рассказывая сказку в воспитательных целях, можно использовать такие примеры:
• Как нужно помогать старшим;
• Вежливые слова;
• Правила поведения;
• Как добро всегда побеждает зло, а злые герои получают по заслугам.
Алгоритм воспитательной сказки похож на поучительную, только в ней нужно смелее связывать главного положительного героя с ребенком, акцентировать внимание на то, какой он молодец, что правильно поступает, а все вокруг довольны им.
Криотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» – лечение, воздействие).
Криотерапия или контрастная терапия – одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода).
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет.
Криотерапия проводится в три этапа.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам повторить этапы криотерапии на практике.
1 этап криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла)
Участникам раздаются льдинки. У каждого из Вас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 5-10 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо стихотворный текст. Например: «Льдинку сильно посжимаю и ладошку поменяю» и т. д. Льдинки можно положить в тарелку, салфеткой вытереть руки.
Теперь нам нужно наши руки разогреть. Дети делают это на пластиковых бутылках с горячей водой или в тазу с теплой водой. Важно, чтобы емкость была такой формы и размера, чтобы кисть ребенка погрузилась полностью. Такая процедура повторяется три раза, так как перед нами сейчас стоит исключительно ознакомительная цель, мы эту последовательность три раза повторять не станем, сразу перейдем к следующему этапу.
2 этап – пальчиковая гимнастика. После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.
Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно (растирание ладоней)
Каждый пальчик покручу, (захватывают каждый пальчик у основания и
Поздороваюсь с ним сильно выкручивающими движениями дойти до
И вытягивать начну ногтевой фаланги)
Затем руки я помою (движения в соответствии с текстом)
Пальчик в пальчик я вложу (пальцы сложить в «замок»)
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, (расцепить пальцы и перебирать ими)
Пусть бегут, как зайчики
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная
с большого)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная
Листья рябины, с большого)
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу пальчиками.)
3 этап – развитие тактильной чувствительности – массаж руки с помощью шишек, шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур
В классическом своем исполнении, криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд. Чтобы детей заинтересовать, а также, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция, я подобрала игры и разделила их по степени продолжительности.
Игра «Достань игрушку»
Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-10 секунд. Затем вытирают и разогревают руки. Криоконтраст проводят 3 раза.
Игра «Разложи по цвету»
На подготовленные картинки дети раскладывают кусочки льда по цветам. (10-15 секунд). Во время игры можно закреплять знания цветов. Попробуйте поработать левой рукой.
Игра «Рисуем льдинками»
Очень интересным и необычным для детей занятием является рисование цветными льдинками. Чтобы сделать цветной лед можно использовать пищевые красители, обычные краски и даже мелки (покрошите их в порошок и смешайте с водой). Для рисования нужно выбирать бумагу поплотнее, чтобы она не раскисала. Лед начинает таять и оставлять следы, у вас получится ледовая картина, а можно предложить детям простые по форме предметы для раскрашивания ледяными льдинками.
В заключении я хочу сказать, что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.
Цель игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие. Работа с камешками вызывает у детей положительные эмоции, радость, улыбку. Так же эти яркие помощники помогут восстановить их психоэмоциональное состояние.
Задачи:
• формировать и закреплять правильный захват шарика;
• упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка;
• развивать мелкую моторику рук.
В своей работе я использую камешки «Марблс» для массажа кистей рук в воде:
- прокатывание между ладонями;
- прокатывание между пальцами;
- прокатывание по тыльной стороне правой руки левой ладонью и наоборот;
- перекладывание двумя пальцами обеих рук с одного тазика в другой.
Для заинтересованности детей каждая игра сопровождается художественным словом. Например:
Камушек-маленький шарик
Шариком круги катаю, (камешек между ладоней)
Взад – вперед его гоняю, (смена рук)
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку, (смена рук)
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка. (смена рук)
Дети охотно играют с разноцветными камнями. Хочу предложить вашему вниманию игры с камнями Марблс. Заполни свободное место. Разбери по форме. Выложи по контуру. Собери по образу. Укрась картину. Игр с камнями очень много. Хочу предложить Вам уже готовую картотеку игр с камнями Марблс. И приглашаю Вас на мастер класс «Волшебный стакан». С детьми мы украшали образ матрешки, яблока, платья. А с вами сделаем небольшой сувенир.