Кристина Литвинова
Инновационные технологии «Дети-волонтеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Название «Дети волонтеры»
Оглавление:
Актуальность темы «Дети волонтеры» стр. 2
Цели и задачи «Дети волонтеры» стр. 3
Технология «Дети волонтеры» стр. 4
Планирования программы «Дети волонтеры» стр. 5
Вывод «Дети волонтеры» стр. 7
Биографический список стр. 8
1
Публикация «Инновационные технологии „Дети-волонтеры“» размещена в разделах
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети- волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
2
Цель технологии «Дети волонтёры»
это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии
«Дети волонтёры» следующие:
Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе
Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, позновательного, социального) в естественной среде от старших к младшим
Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности
3
В детском саду используется технология «Дети- волонтеры», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.
А так же необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами.
Организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам:
«Научим малышей играть»,
«Научим разрешать конфликты»,
«Научим одеваться»,
«Знаем, как помочь в проведении занятий».
И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов.
4
Примерное планирование волонтерского движения по месяцам.
Сентябрь.
- Оказание помощи в организации игр с детьми второй младшей группы на прогулке.
- Знакомство с новыми дыхательными упражнениями с детьми второй младшей группы на прогулке
- Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.
- Дети – волонтеры в гостях у «Веселинки». «Правила поведения в детском саду»
Октябрь.
Оказание помощи в организации игр с детьми средней группы
Оказание помощи при одевании на прогулку детям второй младшей группы
Знакомство с оздоровительными играми детей старшей группы
Оказание помощи в расчистке снега на участке группе
- Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца.
Ноябрь.
- Оказание помощи детям ясельной группы при одевании на прогулку.
- Помощь детям старшей группы в уборке постели после сна.
- Оказание помощи в расчистке снега на участке группе
- Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.
- Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца.
Декабрь- Январь.
- Укладывание спать детей ясельной группы
- Помощь в умывании детям ясельной группы
- Помощь в украшении ёлочки малышам группы
- Подарки для малышей (снежинки).
- Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.
- Театрализация «Теремок» .
Чтение стихов к празднику
Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.
6
Можно сделать вывод:
- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
7
Библиографический список
1. Гришаева Н. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
2. Гришаева Н. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.
3. Дошкольный мир: социальный проект. Гришаева Н. П. // Учительская газета. 1988. 30 июня
4. Клешина С. А. Орехова В. И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с. 98-99
5. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. - М. : Вентана - Граф, 2016. - 184 с. - (Тропинки).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32с.
7. Филипович И. В. Правила успешного общения с ребенком раннего возраста // Ежеквартальный научно-практический журнал «Психолог в детском саду». 2009. Июль-сентябрь. с. 75