Зарема
Инновационные технологии и формы работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.
Задачи:
1. Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
2. Повысить профессиональное мастерство участников.
3. Обозначить актуальность применения инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.
4. Распространить передовой педагогический опыт применения инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.
Публикация «Инновационные технологии и формы работы с дошкольниками» размещена в разделах
5. Провести практическую часть по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.
Предисловие.
В настоящее время педагогические коллективы интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Инновационные технологии – это педагогические технологии нового поколения.
Во-первых, в отличие от традиционных технологий инновационные ориентированы на РЕЗУЛЬТАТ, а не на процесс.
Главное в данных технологиях – достижение определенного (конечно, ИННОВАЦИОННОГО, то есть нового по сравнению с традиционным) результата.
Во-вторых, целью реализации инновационных технологий является не накопление знаний, умений, навыков, а умение применить полученные знания, умения, навыки в практической деятельности (то есть цель не знания, а умение использовать их для себя).
В-третьих, отличие инновационных технологий состоит в способе получения знаний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает не в процессе заучивания теории, правил и т. д., а в процессе деятельности по достижению цели занятия, которая ему интересна.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ:
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
-здоровьесберегающие;
-технологии проектной и исследовательской деятельности;
-информационно-коммуникационные ;
-игровые технологии; -Нетрадиционные техники рисования (изобразительная деятельность)
Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать культуру здоровья у дошкольников.
Приёмы и методы направлены на формирование у ребят навыков, сохраняющих здоровье, а также получение определённых знаний по ведению ЗОЖ.
У ребёнка постепенно появляется осознанное отношение к заботе о здоровье и полезных действиях, на это нацеленных
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Гимнастика-пробуждения.
Гимнастика после сна предназначена для того, чтобы помочь до конца не сформировавшейся и очень ранимой детской нервной системе быстрее перейти в состояние бодрствования.
Закаливание (по Рижскому методу)
Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.
Проектные технологии
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов.
В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи.
Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату
Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:
-Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
- Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.
-Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся: компьютеры; интерактивные доски; магнитофоны; телевизоры; фотоаппаратура и т. п
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация, слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия
Технология игрового обучения
Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы
Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они могут различаться:
1. По виду деятельности: двигательные; интеллектуальные; психологические и т. д.
2. По характеру педагогического процесса: обучающие; тренировочные; контролирующие; познавательные; воспитательные; развивающие; диагностические.
3. По характеру игровой методики: игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
4. По содержанию: музыкальные; математические; социализирующие; логические и т. д.
5. По игровому оборудованию: настольные; компьютерные; театрализованные; сюжетно-ролевые; режиссёрские и т. д
Нетрадиционные техники рисования
Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Кроме того, нетрадиционное рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка.
Пальцевая живопись – хэппинг. Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения.
Оттиск печатками из картофеля. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги.
Техника «Монопития» Эта техника наиболее распространена. Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. В них можно увидеть цветы, облака, лисичку. Если нарисовать на одной стороне бабочку со сложенными крыльями, накрыть изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и полетела. При помощи этих приемов легко объяснить детям закон симметрии.
Техника «Кляксография»Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «На что же это похоже?».
Техника «Ниткопись» Эта техника вызывает у детей бурный восторг. Вам понадобятся хлопчатобумажные нитки, набор разведенных гуашевых или акварельных красок, которые необходимо время от времени размешивать и бумага. Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать малышам, 10-15 см, опустите нить в краску, чтобы она пропиталась. Держа ее за кончик, аккуратно уложите на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку вытягивайте. Получилось очень красивое изображение.
Техника «Гратажж» Замечательная, необычная техника "Граттаж " будет интересна детям любого возраста. Техника выполнения "Граттаж"
1 шаг. Необходимо взять плотный лист белого картона и тщательно (без пробелов) натереть его восковыми мелкам.
2 шаг. Нанести с помощью широкой кисти густой (как сметана) слой гуаши чёрного цвета на весь лист картона так, чтобы не было пробелов.
3 шаг. Процарапывание. Возьмите заострённый предмет (зубочистка, перо, стержень от шариковой ручки, пластиковая вилка, стеки и др.) и начинайте наносить запланированный рисунок. Рисовать можно полосы, различные линии или штрихи. Вообщем, то, что Вам хочется.
Вывод:
Таким образом, применение инновационных педагогических технологий способствует:
-повышению качества образования;
-повышение квалификации воспитателей;
-применение педагогического опыта и его систематизация;
-использование компьютерных технологий воспитанниками;
-сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
-повышение качества обучения и воспитания.
-Содействует развитию инициативности,самостоятельности.