елистратова ольга
Инновационные технологии в практике логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в практике логопеда.
В коррекционно-развивающей работе специалисты все чаще применяют нетрадиционные методики, приемы, инструменты. В сочетании с традиционными, проверенными временем логопедическими технологиями эти инновационные элементы помогают :
Создать более комфортные с эмоциональной и психологической точки зрения условия для каждого ребенка, учесть его индивидуальные особенности и потребности.
Публикация «Инновационные технологии в практике логопеда» размещена в разделах
Увлечь, замотивировать детей, сделать их активными участниками учебно-воспитательного и восстановительного процесса.
Повысить эффективность взаимодействия учителя-логопеда и его маленьких подопечных.
Ускорить достижение положительных результатов.
К инновационным технологиям, успешно внедряемым в работу логопедов, относятся:
арт-терапевтические методики: музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия и пр. ;
игровые технологии;
телесно-ориентированные техники;
цветотерапия;
ароматерапия;
пальчиковая гимнастика;
информационно-компьютерные технологии (ИКТ);
мнемотехника;
локальная гипер- и гипотермия или криотерапия и др.
Познакомимся с некоторыми из них.
Музыкотерапия
Двигаться в ритме музыки, прослушивать музыкальные композиции, пропевать чистоговорки под музыку или играть на различных музыкальных инструментах — вариантов использования этого вида искусства может быть много. Таким ненавязчивым, скорее даже приятным образом музыкотерапия оказывает благоприятное воздействие на организм юных пациентов:
улучшает и стабилизирует эмоциональное состояние;
тонизирует кору головного мозга;
учит прислушиваться, анализировать мелодии, звуки, издаваемые различными инструментами;
развивает чувство ритма;
стимулирует слуховые анализаторы, тренирует восприятие на слух;
избавляет от блоков, зажимов, страхов и речевых расстройств и т. д.
Сказкотерапия
Сказки могут быть дидактическими, психологическими, медитативными, психотерапевтическими и психокоррекционными. В них скрыт большой исцеляющий потенциал. Сказки можно сочинять и рассказывать, рисовать или шить. В коррекционной работе логопеда ДОУ элементы сказкотерапии помогают:
создавать комфортную для ребенка атмосферу;
настраивать взаимодействие анализаторов — зрительного, слухового, моторного;
развивать у малышей умения рассказывать что-то (строить монологическое высказывание, беседовать (вести диалог);
работать над звуковой и лексико-грамматической сторонами речи и т. д.
Изотерапия
У этого вида арт-терапии есть много вариантов, например, кляксография, рисование на крупе или пальцевая живопись. Изотерапия дает возможность высказаться без слов и включает творческий потенциал, тренирует мелкую моторику и способствует развитию артикуляционного аппарата, навыков связной речи.
Песочная терапия
Песок — природный материал, обладающий позитивной энергетикой. Он мягко воздействует на нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев, тонизирует или наоборот снимает излишнее напряжение (мышечное, психоэмоциональное, помогает развивать мелкую моторику рук, навыки ориентации в пространстве. Песочная терапия благоприятно влияет на эмоционально-волевую сферу и позволяет деликатно, без усилий, в игровой форме корректировать речевые дефекты, учит пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения, устраняет психологические блоки.
Играть в песочнице можно по-разному:
рисовать отпечатки ладошек или кулачков;
погружать руки в песок и шевелить пальцами, сжимать и разжимать кулачки;
скользить ладошками по песочной глади;
рисовать зигзаги, круги или другие узоры на поверхности;
закапывать различные предметы (маленькие игрушки, а потом потихоньку сдувать песок и находить спрятанное и т. д.
Но стоит иметь в виду, что у песочного метода есть противопоказания, например, царапины или ссадины на руках, повышенная тревожность малыша или аллергия на пыль.
Мнемотехника
Это технология, которая помогает быстрее и легче запоминать информацию. Ее суть состоит в следующем:
Слова, фразы, фрагменты текста, сцены из мультфильмов или сказок изображаются схематично, отдельными символами.
Ребята видят эти загадочные символы и схемы и пробуют их расшифровать, что пробуждает их любопытство, интерес.
Интерпретация и расшифровка историй подключает творческие способности малышей, что способствует лучшему запоминанию.
Использование мнемотехник в логопедии помогает :
активизировать визуальное и слуховое восприятие информации;
развивать ассоциативное мышление и зрительную память;
формировать навыки связной речи;
развивать зрительное и слуховое внимание;
совершенствовать звукопроизношение и т. д.
Телесно-ориентированные техники
Все в организме человека взаимосвязано. Тренируя двигательную сферу можно стимулировать развитие психических функций и свойств, формируя умение контролировать свои действия (движения руками, ногами, можно влиять на эмоционально-волевые проявления, характер, способности, речевые навыки.
К телесно-ориентированным методикам, применяемым в работе логопеда, относятся:
дыхательные упражнения — способствуют формированию навыков самоконтроля, улучшают ритмику организма;
биоэнергопластика — является одной из разновидностей артикуляционной гимнастики, которая подразумевает одновременное выполнение каких-то движений и активизацию речевого аппарата (например, поднять руки и высунуть язык, учит координировать действия, развивает произвольное внимание, восприятие информации, синхронизирует работу полушарий головного мозга, благоприятно влияет на мышление и речь;
упражнения для расслабления — развивают навыки самонаблюдения;
растяжка — система упражнений, которые направлены на попеременное напряжение и расслабление различных частей тела, эффективное средство против гипер- и гипотонуса мышц.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
Компьютеры, планшеты и прочие технические средства помогают логопеду не только подготовиться к занятию — например, нарисовать презентацию или раздаточный материал, но и разнообразить сам учебно-воспитательный и образовательный процесс,
использовать возможности мультимедийных технологий — например, для проведения развлекательной физкультминутки или просмотра мультфильма и т. д. Заключение
Одним из слагаемых эффективной коррекционно-развивающей работы логопеда является активное участие в процессе его юных подопечных — малышей с нарушениями речевой функции. Добиться такой включенности, заинтересованности при помощи традиционных методов удается далеко не всегда. Поэтому важно искать новые подходы, комбинировать привычные средства и приемы с нестандартными — инновационными для логопедии, развивать новые направления.
Когда у специалиста есть в распоряжении широкий спектр методик и технологий, ему значительно проще выбрать наиболее подходящие в каждой конкретной ситуации инструменты, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, что позволит добиться максимально возможных результатов.