Светлана Сергеевна Шеваркина
Инновационные технологии в обучении детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в обучении детей с нарушением зрения.
Учителя-логопеды в детских садах не остаются в стороне от процесса творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии, они активно используют инновационный подход к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями, внимательно следят за методическими новинками в области коррекционных технологий.
Публикация «Инновационные технологии в обучении детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Формулировка «Инновационные технологии» может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения, устной или письменной речи, помогающие логопеду в работе.
Немного подробнее о каждом из методов.
1. Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации движения рук к движениям язычка и увлекая в мир Веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады. Веселый язычок приходит на занятия с различными историями, стихотворениями, а также приносит с собой игрушки. Они очень оживили выполнения артикуляционной гимнастики, используются как символы упражнений.
Важную роль, в старшем дошкольном возрасте, отводится работе по развитию мелкой моторики и координации движений руки. Так как является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить правильно, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
2. Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Задачи, которые решаю на занятиях:
• Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
• Развитие фантазии и образного мышления.
• Обогащение словарного запаса.
• Развитие связной речи.
• Побуждение детей к активным действиям и концентрации внимания.
Ввиду того, что дошкольники по своей психоорганизации откликаются на яркие впечатления, в работе использую цветной песок. Этот материал очень нравится детям. Они могут довольно продолжительное время создавать песочные сюжеты, что говорит о развитии устойчивости их внимания.
3. Игры с цветными крышками. С помощью этого яркого, гигиеничного, наглядного материала знакомлю детей с понятиями основных цветов, сравнением величин, развиваю мелкую моторику рук и умение логически мыслить. Провожу различные игры: «Сухой бассейн», «Составь узор», «Счетная звуковая линейка» и т. д.
4. Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно помогает мне решить ряд задач.
Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
5. Театрализованная деятельность. В ходе систематических занятий, обнаружено, что с помощью разыгрывания сказок логопед может корректировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:
• развивать фонематическое восприятие,
• совершенствовать слоговую структуру слов,
• автоматизировать вызванные звуки речи,
• пополнять, уточнять и активизировать словарный запас,
• уточнять структуру предложений,
• совершенствовать связные высказывания.
Велико может быть и воспитательное значение разыгрывания сказок. Совместно с воспитателем дети изготавливают кукол, маски, расписывают деревянные игрушки. Весь этот материал в дальнейшем используется на занятиях. Особенно успешно проходят занятия, на которых применяется материал, изготовленный самими ребятами. На таких занятиях дети преодолевают робость, страх, раздражительность, негативизм, упрямство, замкнутость и пр.
Умелое разыгрывание сказок позволяет логопеду:
• создавать у ребёнка радостное, приподнятое настроение,
• устанавливать эмоциональный контакт с малышом,
• активизировать речевое общение,
• оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие,
• пополнять запас знаний и сведений дошкольника,
• совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление)
• развивать речь (все её компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам)
6. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.
На занятиях использую следующие приё мы музыкотерапии:
• Прослушивание музыкальных произведений.
• Ритмические движения под музыку.
• Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.
• Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует:
• Улучшению общего состояния детей;
• Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
• Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
• Стимуляции речевой функции;
• Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).
7. Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.
В процессе работы над составлением картин с использованием техники ниткографии дети овладевают умением связно передавать содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению.
Ниткографию можно сочетать с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа имеет смысл дать ребенку задание изобразить его героев. Также можно загадать загадки или задать вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью.
На занятиях по обучению грамоте мы выкладываем из ниток и косичек буквы, слова. Это не только нравится детям, но и является хорошим стимулом для закрепления изучаемого материала. Игры с нитками - прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе.
Эта работа позволяет одновременно решать ряд важных задач:
• Развитие творческих способностей.
• Развитие мелкой моторики
• Развитие речевой активности.
• Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
• Развитие мышления.
Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения
1. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки) : повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т. е. фиксация на мелких предметах. (Близоруким нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).
2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.
3. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.
4. Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации) : использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.
5. Выработка бинокулярного зрения.
6. Развитие стереоскопического зрения.
Комплексно подойти к проблеме устранения нарушений в развитии ребенка с нарушением зрения позволяют игровые упражнения ниткографии.
Данная технология заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи, лексической стороны речи. Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук. Упражнения данного профиля открывают детям широкие возможности для проявления творчества.
В процессе подобных игр ребёнку предоставляется большая возможность активно участвовать, анализировать, рассуждать, проявлять творческую фантазию. В качестве "волшебной нити" можно использоваться толстую (не более 2 мм толщиной) хлопчатобумажную или шерстяную нитку. В качестве основы для изображения нитью следует использовать любую шероховатую поверхность (бархатная бумага, фланелевая ткань, ковролин). При работе с детьми, имеющими диагноз амблиопия в пособиях целесообразно использовать желтые и красные цвета, при астигматизме целесообразно выделение контура изображения и рабочей поверхности, рекомендованный цвет фона – зеленый.
Занятия ниткографией открывают для ребенка возможность, выполнять игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как на фланелеграфе её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.
Игровые задания и упражнения с элементами ниткографии можно использовать как часть занятий – и фронтальных, и индивидуальных. Совместная работа с педагогом и сверстниками создаёт благоприятные условия для формирования учебной мотивации. На одном коррекционном занятии при использовании ниткографии можно сочетать работу по совершенствованию психической базы ребенка и работу по развитию разных сторон речи, грамоты.