Хузина Ляйсан
Инновационные технологии в ДОУ. Танграм — головоломка из картона
▼ Скачать + Заказать документы
Инновации — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
• развитие индивидуальности воспитанников;
• развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
Публикация «Инновационные технологии в ДОУ, Танграм — головоломка из картона» размещена в разделах
• повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
• стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
• повышение интеллектуального уровня детей;
• развитие креативности и нестандартности мышления.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести :
• здоровьесберегающие;
• технологии проектной и исследовательской деятельности;
• информационно-коммуникационные;
• технологии «лэпбук»;
• личностно-ориентированные;
• игровые технологии;
• технологии проблемного обучения и др.
В своем докладе я хочу поделиться опытом работы по применению технологии используемыми мною. Ими являются игра «Танграм» и Лэпбук.
Что такое танграм?
Танграм - это, пожалуй, самая популярная игра из серии так называемых «геометрических конструкторов».
Танграм – древняя китайская головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое – необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе – фигуры не должны перекрываться между собой.
Цель: Учить детей составлять из геометрических фигур животных, птиц, людей, архитектурные строения, транспорт.
Задачи: Строить простейшие фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, по заданным параметрам. Развитие познавательного интереса мелкой моторики, памяти, внимания, наглядно образного мышления. Воспитание аккуратности, вежливости в индивидуальной и совместной деятельности.
Я являюсь воспитателем подготовительной групп №18 детского сада №38. Эту группу я виду уже второй год. В процессе обследования детей, выяснилось, что не у всех ребят в группе развито воображение, внимание, понимание цвета, величины и формы. Мною был принято решение, изготовить совместно с родителями игру «Танграм».
«Танграм» часто называют «головоломкой из картона». Это одна из несложных головоломок которая под силу ребенку дошкольного возраста. Первым делом я начала знакомить детей с этой развивающей игрой. Давала два,три не сложных задания и, если ребенок легко с ними справлялся переходила к более сложным заданиям.
Для детей возраста 5-7 лет будет по силам складывать модели из фигурок танграма уже рядом с карточки-ответа. В этом случае, карточка может не соответствовать реальным размерам деталей танграма.
Как только дети моей подготовительной группы начали легко справляться с такими заданиями, я перешла к следующему этапу. Ребенку предлагалось собрать модель, предъявляя только карточку с силуэтом фигуры.
При решении головоломки требуется соблюдать два условия:
1. необходимо использовать все семь фигур танграма
2. фигуры не должны перекрывать между собой
Мы с ребятами придумывали множество игр с танграмами. Например, сочиняли сказки, где все предметы собраны из танграмов. Можно делать оригинальные украшения. Существует даже танграмная мебель. Я с детьми обыгрывала различные сказки. Например, детям понравилась сказка «про уного мышонка», где дети с помощью фигур выкладывали кошку и мышонка. Так же с помощью танграма можно обыграть и русскую народную сказку «Теремок», создать терем и животных.
В результате упражнений и заданий дети нашей группы научились анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научились визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Кроме того для ребят игра «Танграм» стала еще и пальчиковым тренажером, что не мало важно для подготовки к школе.
В моей группе большинство детей гипперактивные, но даже они с удовольствием выполняли задания, составляли модели. Я сделала вывод, что эта игра еще и формирует усидчивость у ребенка.
Танграм легок в изготовлении, поэтому наши родители с детьми смостерили его сами. Для того, чтобы изготовить танграм необходимо :
-приготовить квадратный лист бумаги, карандаш, линейку и ножницы
-разделить его на 7 частей, как это показано на рисунке
-аккуратно вырезать ножницами каждую часть головоломки
Для закрепление математического материала и индивидуальных работ, я предложила родителям сделать Лэпбук. Родители пошли мне на встречу и таким образом у нас появился еще один обучающий материал – «Математический лэпбук». Дети с удовольствием занимаются с ним, познают и закрепляют математику играючи!
Я считаю, что дети моей группы благодаря игре «Танграм» и «Математическому Лэпбуку» сделали не большой, но уверенный шаг к начальной школе. На своем опыте я подтвердила слова из Японской пословицы:
Расскажи мне – и я услышу
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму!
Спасибо за внимание…