Ергина Ирина
Инновационные технологии с детьми раннего возраста «Хеппининг и сенсорные коробочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие его дальнейшее развитие.
В работе с детьми раннего возраста следует учитывать характерную особенность психической организации маленьких детей - непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Интерес к деятельности легко передается маленькому ребёнку, когда взрослый сам увлечен ею. Деятельность по экспериментированию с материалами и веществами привлекательна для малыша именно за счёт того, что он имеет возможность действовать с предметами, получая удовольствие не только от процесса деятельности, но и от его результатов. Имеенно для этого в своей работе нужно применять инновационные технологии.
Темочки:
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные коробки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств направленых на достижение позитивного результата за счёт динамических изменений в личносном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
1. Технология информационного обучения.
2. Технология проблемного обучения.
3. Технология проэктного обучения.
4. Технология игрового обучения.
5. Здоровьезберегающие образовательные технологии.
6. Технология ТРИЗ -теория решения изобразительных задач.
7. Личносно-ориентированные технологии.
В личностно-ориентированной технологии выделяем :
1. Хеппининг и сенсорные коробки.
2. Релаксация в системе кинезоологии.
3. Информационно-коммуникативные технологии.
4. Ковролинография.
5. Куклотерапия.
Остановимся подробнее на теме хеппининга и сенсорнх коробочках.
Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.
В своей педагогической практике с детьми раннего возраста я использую хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате исполнения специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования. При этом неизвестно, какое изображение получится, но будет успешен результат и это усиливает интерес малышей к самому процессу деятельности, стимулирует их познавательную активность и исследовательские навыки. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
Использование «хепенинг» позволяет педагогу создать каждому малышу ситуацию успеха в деятельности, несмотря на его небольшой практический опыт, и, тем самым, поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт ребенка в детском саду. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
«Хеппенинг» является замечательным способом создания маленьких шедевров. Например, с детьми раннего возраста можно использовать :
рисование пальчиками;
рисование ладошками;
рисование ватными палочками;
рисование штампами;
рисование на песке;
рисование на сенсорной доске;
файл-art;
“Рыбья чешуя”.
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
В совместной деятельности с малышами чаще всего я использую такой метод, как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки. Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.
Мой опыт работы по внедрению технологии «Хеппенинг» с детьми раннего возраста показал следующее :
В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение.
Ребенок учится работать с разными материалами.
Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику.
В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством.
Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус.
Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.
В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик - все это может пригодиться.
Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу.
Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.
Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
Следущая технология про которую хочеться рассказать это сенсорная коробка.
Сенсорная коробка – это многофункциональная, полезная и простая игра для детей разных возрастов. С их помощью дети развивают сенсорное восприятие окружающего мира. Ребенок получает как можно больше тактильных ощущений.
Задачи, которые мы ставим при игре в сенсорную коробку :
1. Развитие детей:
развитие сенсорных анализаторов;
развитие мелкой моторики;
развитие мышления;
развитие творческих способностей и креативности ребенка.
2. Обеспечение детей дошкольного возраста познавательной средой:
ознакомление с цветовой палитрой;
с флорой и фауной;
с другой различной необходимой тематикой (транспорт, огород, деревня, дом и прочее).
3. Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься:
воспитывать детскую самостоятельность и инициативу;
прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей.
Из чего сделать сенсорную коробочку?
Емкость для наполнения подойдет практически любая, главное чтобы она была удобной, безопасной и вместительной.
Это может быть:
- картонная или деревянная коробка,
- пластиковый контейнер,
- миска,
- надувной бассейн,
- таз,
- поднос с бортиками.
Чем наполнить коробочку?
Всевозможные крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный, пшено, перловка, манка, овсянка.
1. Бобовые: фасоль, горох, чечевица.
2. Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.
3. Кофе молотый и в зернах, чай.
4. Природный материал: песок, земля, глина, трава свежая и сено, листья, стружки и опилки, камни, перья.
5. Водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег, мыльный раствор.
6. Бумажный: кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин.
7. Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.
8. Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки.
9. Природный материал: шишки, скорлупа, веточки.
Предметы, с которыми можно играть
- мелкие фигурки животных и людей,
- кубики,
- кольца,
- шарики,
- лоскуты,
- маленькие коробочки,
- камушки,
- игрушечные фрукты,
- искусственные и настоящие растения,
- деревянные буквы и цифры,
- лопатки, ложки, грабли,
- мисочки, чашки, щипцы,
- груша для воды, сито, воронка и др. Очень важно во время игры нужно придерживаться техники безопастности.
1. Занятие (игра) проводится группами по 2-3 ребенка, или индивидуально.
2. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине.
3. Наполнение коробки зависит от возраста детей. При работе с детьми до 3 лет не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить.
4. Перед созданием сенсорных коробок убедитесь, что у ребенка нет аллергии на какой-либо компонент.
Сенсорные коробки универсальны тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.
Для детей 1,5-2 используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям. Цель – дать ребенку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.
Детям 2-3 в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать). Цель игры – развивать координацию движений и мелкую моторику. Попутно ребенок обучается различать предметы по размерам, цветам, свойствам.
Для детей 3-5 летсенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Когда ребенок начинает что-нибудь воображать и придумывать, его можно увлечь ролевыми играми, действия которых будут происходить в сенсорной коробке. Ребенок сам с удовольствием будет наполнять коробку наполнителями, какими больше нравятся.
Для детей 5-7 летсенсорные коробки становятся не только инструментом для развития всех органов чувств, но и пространством для фантазий, логических и познавательных игр.
Сенсорные коробочки можно использовать при изучении различных тем.
Например: цвет, форма и сортировка переметов, изучение времен года, транспорт, животные, фрукты и овощи.
Сенсорные коробочки и хеппининг – это интересно, полезно и увлекательно!