Мария Самсонова
Инновационные технологии реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии реализации ФГОС ДО
(на примере МБДОУ №7 г. Майкоп).
Современный педагог – это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.
Внедрение новых технологий может быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастных запросов родителей. Кроме этого, важное значение имеет и конкуренция, когда детские сады соревнуются друг за другом на звание самого современного ДОУ.
Темочки:
Инновации могут проявляться не только в форме новых программ, но и в ряде других сфер, которые совместно обеспечивают гармоничную работу дошкольного учреждения. Это и управленческая деятельность, и работа с кадрами, и работа с родителями.
Педагогические инновации в детском саду в своей основе имеют личностно-ориентированный подход, при котором ребенку выделяется главная роль в процессе воспитания и обучения.
Примеры инноваций, характерные для нашего детского сада – это развивающие занятия (музыкальные, игровые, творческие и др., а также коррекционные методики, направленные на снятие эмоционального напряжения, решение психологических проблем (сказкатерапия, цветотерапия, арт-терапия и др.)
В МБДОУ №7 реализуются такие современные образовательные технологии как : здоровьесбережение, проектная деятельность, исследовательская деятельность, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, игровые.
Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.
Здоровьесберегающие технологии реализуются по-разному, в зависимости от целей. Они направлены на:
- Сохранение здоровья и реализуются медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья обеспечение здоровьесберегающей среды;
- Физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов – например, хатаха-йоги;
- Знакомство с культурой здоровья;
- Обучение здоровому образу жизни через коммункативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;
- Коррекцию некоторых состояний детей. Они реализуются на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).
Проектная деятельность в нашем саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель – работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.
Проекты различаются:
• По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
• По продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
• По приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
• По тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять активную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности: наблюдения; беседы, опыты, дидактические игры, моделирование ситуаций, трудовые поручения, действия.
Информационно-коммуникативные технологии позволяют с помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей заинтересовать «науками».
Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые хотелось бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.
В зависимости от способностей ребенка, программа может быть построена именно для него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.
Игровые технологии – вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те, которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать, которые помогают обобщить предметы по определенным признакам, которые учат ребенка отделать вымысел от реального, которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Особую значимость в нашем детском саду имеет технология «Триз» (теория решения изобретательных задач, ставящая во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.
Очень интересные игры с элементами ТРИЗ технологии например : «Путешествие в прошлое» (выстраивается цепочка последовательного развития (на чем мы сидим сейчас – на стуле; еще раньше сидели – на табурете – лавке – пень – бревно – камень и т. д.).
Безусловно, любые педагогические инновации зарождаются из замысла в голове конкретного человека, а потом они уже становятся либо его авторской новинкой, используемой только на собственных занятиях, либо перерастают во внешний заказ и становятся общепринятыми, внедряемыми по всей стране.
Очевидно, что внедрение инноваций не может быть одномоментным, это многоступенчатый процесс, начинающийся с создания и апробации новшества, последующим анализом результатов, и если требуется, корректировкой. Только после этого происходит его внедрение педагогический процесс и распространение.
Комплексным процессом также является управление инновациями, включающим в себя работу с педагогами, учащимися, родителями, осуществление связи с окружающей средой, контролем, анализом, регулировкой и информационным обеспечением инновационной деятельности.
Литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ М. : Просвещение, 2014. – 22 с.
2. Альтшуллер Г. С. Найди идею. Введение в теорию решения изобретательных задач/ Г. С. Альтшуллер. – Новосибирск: Наука, 1991.-132 с.