Есауленко Марина Васильевна
Инновационные технологии в воспитательно-образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в
воспитательно-образовательном процессе.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Публикация «Инновационные технологии в воспитательно-образовательном процессе» размещена в разделах
Педагогическая инновация — это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения, а также совершенствование целей и содержания, форм и методов педагогической деятельности, способствующее развитию сознания и самосознания педагога, формирующее его потребность в дальнейшем самообразовании, приобретающую характер научного поиска. Благодаря этому, при инновационном подходе к организации педагогической деятельности все усилия направлены на поиск и выбор оптимальных педагогических решений.
Внедрение инноваций в работу ДОУ требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.
«Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Б. Т. Лихачёв).
Предлагается следующая классификация педагогических технологий :
Технология проектной деятельности;
Информационно-коммуникативные технологии;
Здоровьесберегающие технологии;
Технология исследовательской деятельности;
Технология «портфолио педагога»;
Личностно-ориентированная технология;
Игровая технология.
Технология проектной деятельности
Проектная деятельность - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования.
Информационно-коммуникативные технологии
Информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;
сформировать основы информационной культуры его личности;
повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
исследовательский характер;
легкость для самостоятельных занятий детей;
развитие широкого спектра навыков и представлений;
возрастное соответствие;
занимательность.
ИКТ в работе современного педагога:
подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация);
обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья; оформление групповой документации, отчетов (компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения);
подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
оздание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
При организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально - исследовательской деятельности: беседы; наблюдения;моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.
Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога - творчески думающем; владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. У такого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни. Таким досье может стать портфолио педагога.
Личностно-ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов, создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем:
проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ;
проблема изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, нецелесообразного;
приспособление новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ;
поддержка педагогической инициативы, ее продвижение.
Дошкольные учреждения, применяя инновационные образовательные технологии, имеют возможность совершенствовать свою деятельность по воспитанию и обучению дошкольников и добиваться более высоких результатов в работе, что позволяет повышать качество образования на начальной его ступени. Без нововведений, без применения новых методов и подходов невозможно качественное развитие детских дошкольных учреждений.
Центральным звеном образовательной системы является педагог. Именно он совершенствует свои методы работы с детьми, применяет новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствует приемы преподнесения детям того или иного образовательного материала.
Концепция модернизации российского образования предъявляет высокие требования к работе педагогов, она направлена на повышение качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.
Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений - проектировать развитие образовательной системы или собственной образовательной деятельности. Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательного процесса.
В процессе совершенствования форм методической работы с педагогическим коллективом, направленном на повышение профессиональной компетентности воспитателей, в нашем дошкольном учреждении стали повсеместно применять проектный метод. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное - раскрывают возможности для педагогического творчества.
При выборе инновационных подходов к построению педагогического процесса в нашем дошкольном учреждении стремятся повысить квалификацию педагогов, поднять авторитет учреждения и завоевать доверие родителей. Перед педагогами была поставлена задача - постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, т. к. это способствует повышению качества воспитательнообразовательного процесса в ДОУ.
Инновационная деятельность в нашем ДОУ реализуется через групповые тематические проекты, которые направлены на работу педагога с детьми по основным разделам программы воспитания и обучения в детском саду. Инновационная деятельность может быть скорректирована и дополнена методическими разработками других воспитателей. Таким образом, происходит передача опыта и идей между воспитателями в детском саду и в воспитательно-образовательный процесс внедряется все самое интересное. Также имеется возможность скорректировать возможные проблемы и ошибки в проекте на основе опыта воспитателей, уже внедрявших аналогичную технологию в свою педагогическую практику.
После проведения того или иного проекта происходит его обсуждение на собрании воспитателей, которое позволяет выявить достоинства и недостатки проектов. По итогам обсуждения проведенных мероприятий и изучения продуктивной деятельности детей педагоги выносят предложения по возможной корректировке проектов, методов, приемов работы с детьми и родителями, определяют дальнейшие перспективы данного проекта: продолжить накопление материала для обобщения опыта работы по данной проблеме; взять за основу тематического плана; включить конспекты занятий и развлечений в уже имеющийся в ДОУ цикл мероприятий по данной лексической теме и т. д.
Анализ результатов внедрения проектов в деятельность ДОУ позволил сделать следующие выводы:
применение инновационных технологий помогает систематизировать образовательный процесс в ДОУ, позволяет оптимально совмещать различные методы обучения для усвоения определенной темы;
инновационные технологии позволяет раскрыть и проявить творческие способности воспитателей, заинтересовать и привлечь родителей, способствует выявлению и развитию творческих способностей детей;
обсуждение проводимых проектов в ДОУ позволяет обмениваться профессиональными знаниями, выявлять ошибки, недочеты и использовать успешный опыт других педагогов, что также способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса;
Также широко применяется принцип индивидуализации образования. Сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом дошкольного образования в условиях ее модернизации. Индивидуализация образования - процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной образовательной деятельности. Технология сопровождения развития ребенка позволяет решать эту задачу. Сопровождение ребенка гарантирует помощь и поддержку любому ребенку с учетом его индивидуальных возможностей - потенциала развития, потребностей и интересов.
Внедрение инновационных подходов в воспитательно-образовательный процесс ДОУ позволяет найти подход к каждому ребенку, выявлять его таланты и способствовать развитию личности.