Ольга Ивановна Прокопенко
Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране [1].
Публикация «Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2022
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанника.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х гг. ХХ в., и сейчас этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных.
Как отмечает Н. Ю. Посталюк, именно в 80-е гг. в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования. Термины «инновация в образовании» и «педагогическая инновация», как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики [3].
В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и других отраслях [2].
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных воспитателей и целых коллективов.
Поиски решения педагогических проблем инновации связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования [4].
На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема инноваций отражена в работах В. И. Загвязинского, В. А. Сластенина, Л. С. Подымова.
На сегодняшний день первоочередная цель образовательного и воспитательного процесса звучит так : «научить учиться». Ребенок становится не объектом, а субъектом обучения. В связи с этим меняются и требования к организации педагогического процесса.
Рассмотрим основные инновационные подходы к обучению и воспитанию :
личностно-ориентированное обучение;
здоровьесберегающие технологии;
информационые технологии;
проектно-исследовательская деятельность;
игровые технологии.
Внедрить данные подходы не так-то просто по ряду причин. Основные проблемы можно сформулировать следующим образом:
1. Недостаточная методическая разработанность инноваций.
2. Необходимость переподготовки и мотивации кадров.
3. Низкая мотивация воспитанников и родителей.
4. Отсутствие нужного материального и технического оснащения в дошкольных образовательных учреждениях.
Обратимся к каждой из проблем и более подробно рассмотрим их.
Недостаточная методическая разработанность инноваций
Принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов поставило перед образовательными учреждениями новые цели и задачи. Их реализация требует новых методических разработок. Поскольку инновационные технологии находятся на начальном этапе внедрения, методическая база разработана на пока что недостаточном уровне. Никто из авторов педагогических пособий не может гарантировать успешность своего проекта. То есть проблема внедрения инновации возникает ещё на этапе её разработки.
Поэтому у многих воспитателей отсутствует методическая литература, соответствующая ФГОС, и нет чёткого руководства по использованию той или иной технологии. Это приводит и к следующей проблеме – применению устаревших традиционных дидактических технологий.
Необходимость переподготовки и мотивации кадров
Следующей проблемой оказывается привязанность педагогического коллектива к классическим методам обучения, нежелание применять новшества в своей педагогической практике. Воспитателям с многолетним стажем бывает сложно переключиться на новые стандарты.
Многие из педагогов не обладают достаточной компетенцией в сфере информационных и компьютерных технологий. В большинстве своём новшества применяют молодые педагоги, которые обладают навыками работы с ИКТ, не имеют многолетнего опыта работы по традиционным методикам и в целом более творчески подходят к процессу обучения.
Поэтому встаёт вопрос о повышении квалификации, переподготовки кадров, обучения их навыкам работы с ПК. Более того, должна происходить переориентация воспитателей на новые теоретические и практические основы, мотивирование к использованию педагогических инноваций в изменчивых условиях современности.
Низкая мотивация воспитанников и родителей
В целом дети открыты к новым методам и приёмам обучения. Однако необходимость самостоятельного поиска информации, проектной деятельности вызывают затруднения у дошкольников.
Отмечается и неподготовленность родителей к новым методам обучения, отсутствие осознания важности и неизбежности перехода к инновационным технологиям. Это объясняется недостаточной информированностью в образовательной сфере и консервативностью взглядов.
Отсутствие надлежащего материального и технического оснащения дошкольных образовательных учреждений
Одним из факторов, способствующих успешному осуществлению ФГОС, является высокая оснащенность техническим оборудованием. В настоящее время не все дошкольные образовательные учреждения в полной мере оснащены компьютерами, проекторами, мультимедийными досками. Помимо всего этого, желательно наличие службы поддержки, обеспечивающих их исправное функционирование.
Несмотря на существующие препятствия, нельзя недооценивать важность личности воспитателя и его собственное желание развиваться. Именно от его влияния зависит дальнейшая судьба детей. Важно, чтобы они стали разносторонне развитыми людьми, способными подстраиваться под изменчивые условия современности.
Литература
1. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания/ Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов н/Д, 1999.
2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987
3. Истрофилова О. И. Инновационные процессы в образовании: Учебно- методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.
4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.