Наталья Цветкова
Инновационные музыкальные технологии как следствие психолого-педагогических исследований по муз. воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИННОВАЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СЛЕДСТВИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыкальное развитие
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Художественно-эстетическое развитие дошкольников представляется одним из важнейших направлений культуры российского общества. В рамках дошкольного образовательного учреждения художественно-эстетическое развитие при организации образовательного процесса требует современных педагогических средств. Такая концепция отображена в законе «Об образовании в Российской Федерации», государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. – документах, ориентированных на формирование важных и существенных условий для субъектного развития каждого ребенка.
Изменения, касающиеся внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования усовершенствуют педагогическое видение на традиционную систему формирования у дошкольников художественно-эстетического отношения к окружающему миру. Поскольку процессы развития дошкольного образования усложняются, то неизбежно появление новых форм и методов организации образовательного процесса, обновляется целеполагание, технологии обучения, происходят изменения в содержании образования.
Становление художественно-эстетической культуры дошкольников является ключевой проблемой, так как представляет собой основу развития личности детей дошкольного возраста, а ее выделение обуславливается некоторыми факторами. Одной из причин, занимающей важное место, является запрос общества, поскольку, согласно концепции государственной политики, в настоящее время преобладает значение свободного развития личности, а так же создание необходимых условий для ее самореализации и самоопределения. Поэтому становится очевидным использовать данную способность личности в воспитательном процессе детского образовательного учреждения в качестве стимулирующего фактора.
Согласно мнению таких специалистов, как В. А. Деркунская, М. Б. Зацепина, Л. И. Катинене, Э. П. Костина, О. П. Радынова и др., исследующих музыкальность дошкольников, в настоящее время уровень художественно-эстетического развития в области музыки не удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым в дошкольной образовательной организации. По этой причине весьма актуален вопрос музыкального воспитания дошкольников и требует дальнейшего совершенствования. На сегодняшний день многочисленные изменения в системе образования вынуждают специалистов применять в своей профессиональной деятельности нетрадиционные методы в качестве эффективных средств обучения и воспитания. Музыкальные руководители вынуждены решать ряд вопросов: как привлечь дошкольников и пробудить их интерес заниматься музыкой, каким образом обеспечить им самостоятельный выбор и инициативное участие на занятиях, как реформировать само занятие, чтобы сделать его эксклюзивнее, ярче. Поэтому решением данной задачи становится внедрение в образовательную деятельность инновационных технологий, что обусловливает целесообразность их исследования для разработки соответствующей стратегии дошкольного образования[8].
Музыкальное образование, безусловно, представляется одной из устоявшихся культурных сокровищниц, предопределяющих развитие в данной сфере как общества, так и отдельной личности. Ввиду этого музыкальное образование представляется как историческая категория. И нужно отметить, что на определенных этапах обозначением цели, содержания, показателей, методов и организационных форм музыкальной культуры вообще, и особенно музыкального воспитания в совокупности, являются: общественные связи, национальная особенность, значимость музыкального искусства в жизни общества, музыкально-эстетическая философия, традиционные формы музыкальной деятельности [4].
Музыка является незаменимым условием эстетического развития дошкольников, так как способна формировать совершенно разные образы, при этом они полностью зависимы от личностных особенностей, уровня и качества подготовки слушающего, а также его интеллектуальных способностей [1, с. 35].
Наряду с этим, согласно исследованиям ученых выявлено оказание музыкой терапевтического воздействия на психику ребенка.
Проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста длительное время является предметом исследований педагогов и психологов, и многие ее аспекты не теряют своей актуальности и в нынешнее время.
Изучением вопросов музыкального воспитания дошкольников занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Результатом их исследований явилась разработки различных подходов к процессу развития ребенка в данной области. Огромный вклад в изучение проблемы внесли выдающиеся ученые, музыканты, педагоги и психологи, такие как: Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, А. Н. Зимина, Л. Н. Комиссарова, Л. В. Матвеева, Г. Г. Нейгауз, Л. В. Николаев, Е. Перламутрова, О. П. Радынова, Б. М. Теплов, И. Шлютер, и др. [5, с. 27].
Известно с XIX в. о фактах естественнонаучного характера о влиянии музыкального искусства на человека и природу. В науке выделяют три основных направлений музыкального влияния на организм человека: интеллектуальное, физическое и духовное [11].
В XX в. мировое сообщество проявило интерес к воздействию музыки на развитие духовного мира и на человеческую психику. Важность как музыкального образования, так и культурной жизни в целом отмечалась различными специалистами.
Что касаемо современной музыкальной педагогики, в настоящее время доминируют два принципа. Во-первых, музыкальное воспитание дошкольников никоим образом не должно быть специальным, что предполагает отсутствие упора на формирование технических навыков и на овладение музыкально-теоретических основ. Во-вторых, основой непосредственно специального музыкального образования должно являться базовое музыкальное обучение и воспитание [6, с. 11].
В предреволюционный период такие педагоги как Д. Н. Зарин и А. Л. Маслов направили свою деятельность на внедрение обязательного музыкального воспитания для всех детей и распространение культуры в народные массы. Внедрение слушания музыки как эстетически важного элемента Н. Я. Брюсовым и Б. Л. Яворским стало новшеством и во многом определило актуальные на сегодняшний день подходы в области общего музыкального образования [3].
В послевоенное время Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая, Н. Л. Гродзенская интенсивно разрабатывали основы музыкальной психологии, теоретические и методические аспекты музыкального воспитания дошкольников [15, с. 5].
Ведущие психологи и педагоги В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Б. Н. Теплов, Д. Б. Кабалевский и другие отмечали, что как таковое музыкальное воспитание дошкольника не ставит целью воспитать музыканта. Главной задачей является воспитание человека и формирование его личности.
Работы Б. М. Теплова в основном направлены на исследование музыкальных способностей детей [12]. Современные педагоги рассматривают его работы как инструмент для понимания развития музыкальных способностей и творчества детей. Ученый установил и выявил фундаментальные условия формирования музыкальных способностей, выделил классификацию этих способностей и определил понятие «музыкальность» человека, которое включает в себя чувство ритма, лада и способность к музыкально-слуховым представлениям.
В последующей разработке содержания программ музыкального образования принимали участие Н. А. Метлов, М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Л. С. Генералова, С. Д. Руднева. Конкретно к дошкольному возрасту, дополнительные исследования были проведены А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугиной и их учениками А. Н. Зиминой, М. Л. Палавандишвили и другими.
Анализ современных исследований показывает, что нынешняя система музыкального воспитания, образования и развития дошкольников обладает отличительными особенностями. С одной стороны музыкальное образование в общем смысле имеет социокультурную обусловленность, каковая определяется направленностью на потребности, интересы и возможности человека. С другой стороны в области музыкального воспитания дошкольников имеется большое количество авторских методических разработок[4].
По единому мнению ученых и педагогов-специалистов в области музыкального воспитания, музыкальное воспитание – это развитие общей музыкальной культуры, музыкальных способностей и эмоциональной отзывчивости к музыке. Причем этот процесс должен быть систематическим и целенаправленным. Только таким образом можно добиться понимания и глубокого переживания содержания музыки. Поскольку музыкальное воспитание включает в себя элементы как музыкального обучения, так и музыкального образования, то оно являет собой процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности молодому поколению[4].
При этом для отечественной концепции в музыкально-эстетическом направлении характерна уверенность в перспективе формирования музыкальных способностей у широкого круга людей [1]. Например, предложенная структура Н. А. Ветлугиной предполагает музыкальное воспитание дошкольников обязательной и составляющей частью общего развития детей [2]. Такая концепция актуальна по сегодняшний день.
Наряду с этим, музыкальное воспитание рассматривается как способ активизации духовного потенциала личности, который восполняет недостаток его проявления в иных сферах социальной духовной жизни. Оно так же является универсальным средством духовного развития личности человека, поскольку, несомненно способствует гармонизации ее окружающего мира.
При этом современные специалисты в области дошкольного музыкального воспитания настаивают на обновлении теории и методики музыкального воспитания дошкольников (О. П. Радынова, Э. П. Костина, В. А. Деркунская).
По мнению специалистов, первостепенное значение в музыкальном воспитании дошкольников стоит уделять развитию музыкального восприятия. Его формирование осуществляется в комплексном применении традиционных видов музыкальной деятельности.
Наиболее характерными чертами музыкального восприятия дошкольников являются : эмоциональная чувствительность, активное выражение эмоций по отношению к контрастной музыке, незначительная устойчивость внимания к музыкальным произведениям, непосредственная реакция на музыкальные произведения, недостаточная согласованность движений музыкальному произведению, подражание взрослому, поскольку развитие подражательной деятельности способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности [4].
Слушание музыки и ее исполнение оказывает существенное воздействие на психическое здоровье дошкольников, именно на этом принципе основано действие музыкальной терапии как наиболее приоритетного направления современной психологии.
Многократное слушание лучших образцов музыки учит ребенка переживать, чувствовать, воспринимать настрой, который выражен с помощью художественного образа. Помимо этого, музыкальное воспитание пробуждает желание самостоятельности, способности к выражению собственных эмоций и чувств, высказыванию собственного мнения, применение музыки в самостоятельных действиях [15, с. 39].
Музыкальное воспитание оказывает существенное воздействие на всю познавательную и личностную сферу ребенка. В частности, оно способствует развитию памяти, внимания, творческого мышления, воображения и представлений детей, служит основой для формирования качественной, наполненной эмоциональными лексическими формами речи, а также чувственной сферы, мотивации познания, деятельности и самостоятельности.
Таким образом, изучение теоретических источников показало, что проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста длительное время является предметом исследований педагогов и психологов, и многие ее аспекты не теряют своей актуальности и в настоящее время, например, влияние музыки на нравственное и духовное становление личности.
В связи с тем, что последние два десятилетия появились инновационные парциальные программы по музыкальному воспитанию дошкольников, остро стал противоречивый вопрос среди педагогов музыкантов о качестве музыкального образования детей дошкольного возраста. Многие педагоги, работая по этим программам, использовали традиционные методики. В результате столкнулись с трудностями по их реализации, поскольку от такого противоречия как несоответствие задач обучения дошкольников в традиционных и инновационных программах, снижалось качество музыкального развития детей.
Как было сказано выше, большинство педагогов в области музыкального образования считают, что первостепенной задачей является формирование восприятия музыки, поскольку этот вид деятельности является базовым в музыкальном развитии дошкольников. Но вместе с тем педагоги отмечают, что эта область является наиболее упущенной, поскольку остро не хватает времени на все виды деятельности. В погоне за современными требованиями (праздники, концерты, конкурсы, музыкальные руководители больше внимания уделяют пению и танцам [14].
Сообщество музыкальных руководителей отмечает, что именно слушание музыки является основой и должно присутствовать обязательно, поскольку этот вид деятельности оказывает влияние на общее музыкальное воспитание дошкольников. Молодые же специалисты отмечают, что этот вид деятельности является скучным и не интересным как для детей, так и для них самих. Таким образом, перед ними встает остро вопрос как же сделать занятие увлекательным и полезным.
Важно отметить, что в нынешнем веке кардинально изменилось само понятие музыкальное воспитание дошкольников. Это связано с потребностью современного общества, касательно развития творчески мыслящего человека. К тому же в последнее время особое внимание педагогов было уделено на разработку интеграции различных видов художественной деятельности, что соответствует современным требованиям, но не разработано в программах, в том числе инновационных [9].
С переходом на личностно-ориентированную педагогику, ведущим компонентом стало развитие творческого потенциала ребенка. В связи с этим встал остро вопрос обучения дошкольников исполнительской музыкальной деятельности, поскольку в действующих программах этот блок задач тоже оказался пропущенным.
Учитывая все выше перечисленное, можно сделать вывод, что именно по этой причине педагоги музыканты стали искать новые подходы по музыкальному воспитанию дошкольников. Еще Д. Б. Кабалевский утверждал «нельзя новое осуществлять старыми методами» [7]. В связи с этим появились инновационные педагогические технологии, направленные на формирование музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Одна из первых появившихся технологий и ставшая любимой у дошкольников - это технология по музыкально-ритмическому развитию под названием «Коммуникативные танцы». Целью данной технологии является эмоционально-психологическое раскрепощение, что, благодаря созданию атмосферы дружелюбия, является возможностью вовлечения детей в процесс музицирования. Использование жестов и движений, выражающих в житейском обиходе дружелюбие, вызывает положительные радостные эмоции, а тактильный контакт формирует развитие доброжелательных отношений. Технология развивает и развлекает, по своей сути это музыкальные игры-танцы, основанные на фольклоре разных стран. Особенность технологии заключается в том, что используются несложные движения с включением элементов невербального общения, смены партнеров и игровых заданий. Присутствие игровых сюжетов облегчает их запоминание, а простые движения и фигуры доступны даже детям со средней группы. В процессе использования коммуникативных танцев эффективно решаются задачи по развитию музыкального слуха, выразительности движений и ориентировки в пространстве.
Все большую популярность приобретает технология пальчиковых игр. В практике музыкального воспитания используются как музыкальные пальчиковые игры, так и речевые. И хотя такие игры в первую очередь направлены на развитие мелкой моторики, в процессе музыкальных занятий они используются еще и в качестве отдыха после музыкально-ритмических движений, которые традиционно в структуре занятия стоят на первом месте. Так же такие игры могут быть подготовительным этапом к певческой деятельности, так как с помощью пальчиковых игр можно провести дыхательные упражнения, работу над артикуляцией и дикцией. Начиная с младшей группы, с помощью игр для пальчиков отрабатываются навыки по ритмической деятельности и артистизм в процессе слушания музыки. Таким образом, пальчиковые игры представляют собой первый опыт исполнительства, в чем заключается их ценность.
Эффективной технологией, способствующей развитию детской фантазии, творческого потенциала ребенка, творческого воображения и художественного вкуса, самостоятельности, творческой активности и наглядно-образного мышления стала технология Т. А. Боровик «Хор рук». Применение данной технологии рекомендуется во время восприятия музыки. Свобода координационных движений, восприятие музыки на слух, формирование чувства ритма и внимания, способность к двигательной кинестетической импровизации и ансамблевой слаженности – направления развития данной технологии.
Технология имеет ряд особенностей: ее формы можно применять в различных ситуациях – от непосредственной образовательной деятельности, до выступлений на концертах; дает возможность любому ребенку взять на себя миссию ведущего в разном возрасте, даже застенчивым и робким детям; погружает в мир природы, являясь художественно-эстетическим комплексом понимания и осознания себя как неотъемлемой и прекрасной частицей мира[10].
Ценно в технологии то, что эта яркое, зрелищное, красивейшее представление по сути своей просто в исполнении. Но в то же время решает такую сложную задачу в дошкольном возрасте, как двигательное двухголосие, активизируя внимание и способность подражания. И ведущим, который по сути выполняет роль дирижера, может быть ребенок, берущий на себя инициативу, или любой взрослый, как педагог, так и родитель, даже не имеющий музыкального образования. А это, в свою очередь, решает вопрос взаимодействия с семьями воспитанников [13]. Родители охотно включаются в данный вид деятельности, и таким образом приобщаются к миру прекрасного, понимая специфику работы музыкального руководителя и особенности развития детского творчества. Суть технологии заключается в том, что общее количество участников делится на две команды, так называемый "хор из двух голосов". Далее в каждой группе выбирают "дирижера", выполняющего роль ведущего. Он показывает движения руками, а дети за ним повторяют. Движения могут быть импровизированными, но чаще всего заранее музыкальный руководитель создает партитуры, где движения обозначены условными знаками. Обе группы обычно располагаются в два ряда друг за другом, при этом дети первого рядя садятся на стулья, а другая группа (второй голос) стоит сзади. На ладошку или запястье детей во время исполнения крепятся предметы, связанные с природой: цветы, бабочки, снежинки, листики. Соответственно и музыка подбирается спокойная, напевная. Технология благотворно влияет на гармонизацию психологических функций организма дошкольника посредством пластического соучастия с музыкой, поскольку является одной из форм арт-терапии, арт-педагогики и музыкотерапией.
В последнее время особый интерес среди дошкольников приобрела технология, предложенная авторами программы «Ладушки» - игра на диатонических колокольчиках, или так называемая, современная система музицирования «Разноцветная музыка». Дело в том, что для обучения ребенка игре на диатонических колокольчиках, используются цветные партитуры, где «цветная» нотная грамота соответствует цветам радуги. Во время игры все дети становятся активными участниками ансамбля, независимо от их уровня способностей. Для музыкальных руководителей такая форма работы просто находка. Этот вид деятельности очень нравится дошкольникам. Уже с первого раза, ориентируясь на партитуру, они способны исполнить в оркестре любое произведение. Надо сказать, что игра на музыкальных инструментах часто у педагогов отсутствует из-за нехватки времени. А разучивание номеров с использованием оркестра из детских музыкальных инструментов занимает много времени, к тому же, порой, является скучным для детей.
Игра на диатонических колокольчиках, как и игра на любых диатонических инструментах, способствует развитию музыкальности : формируется тембровый, полифонический, гармонический и динамический слух; чувство ритма; музыкальная память и внимание; слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. Использование в музыкальной деятельности диатонических колокольчиков помогает педагогу создать условия, необходимые для разнообразной творческой деятельности детей.
Таким образом, применение современных инновационных технологий облегчает работу музыкального руководителя, в то же время превращает эту работу в яркое, увлекательное, решающее многие задачи удовольствие.
Дошкольный возраст имеет большое значение в развитии гармоничной личности, поскольку именно в этом возрасте происходит интенсивное музыкальное и эстетическое развитие.
Научно-теоретический анализ исследований в области музыкального воспитания позволяет определить проблему музыкального воспитания дошкольного возраста как востребованную в современных условиях практики дошкольного образования. Ее решение позволит обеспечить, а также существенно разнообразить образовательный процесс.
В области дошкольного образования разработаны комплексные и парциальные программы, которые направлены на музыкальное воспитание, содержательно раскрывающие методику, формы и методы работы по реализации музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Однако, на сегодняшний день недостаточно разработан блок задач по формированию слушания музыки и музыкально-творческой деятельности дошкольников, поэтому организация работы по реализации музыкального воспитания дошкольников предполагает использование разнообразных, специально подобранных средств, методов и форм, которые представлены в различных инновационных технологиях.