Ляпина Наталья Владимировна
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта: Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОО
Тема опыта: Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОО.
Автор опыта: старший воспитатель Ляпина Наталья Владимировна МОУ «ЦО Ревякинский» структурное подразделение – Детский сад «Планета детства»
РАЗДЕЛ 1
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Публикация «Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОО» размещена в разделах
Условия возникновения и становления опыта
Педагогический коллектив дошкольного учреждения состоит из 7 человек, с которыми была проведена предварительная диагностика с целью выявления возможностей и затруднений педагогов.
Уровень саморазвития педагогов изучался с помощью анкеты ("Факторы, стимулирующие развитие педагогов", листа самооценки. Помимо данных методик проводился системный оперативный и тематический контроль с использованием самоанализа деятельности воспитателей.
В ходе диагностического обследования выявлено, что квалификационный уровень воспитателей недостаточно сформирован, так как в подборе содержания образовательного процесса педагоги часто придерживаются стереотипности в формах и способах его организации. Кроме того, выявлена низкая заинтересованность воспитателей в результатах собственной деятельности.
Для оценки образовательного процесса был проведен опрос родителей с целью установления обратной связи. Результаты опроса показали, что педагог, по мнению родителей, должен быть не только образованным (100%, любящим детей (100%, но и владеть инновационными технологиями (70%). 80% родителей отметили важность наличия квалификационной категории у воспитателя.
Проанализировав полученные данные диагностического обследования, была спланирована методическая работа, направленная на повышение профессионализма педагогов учреждения.
Актуальность опыта
Модернизация российского образования выдвигает новые задачи для создания условий качественного дошкольного образования. В результате содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений предполагает внедрения новых инновационных методов, востребованных в новых образовательных условиях. Эффективность образовательно-воспитательного пространства определяется во многом ведущей ролью старшего воспитателя ДОО.
Как отмечают В. А. Сластенин, Л. С. Подымова способность создавать и реализовывать новое, - это ничто иное, как инновационный потенциал педагогического коллектива. В инновационном режиме содержание педагогической деятельности претерпевает изменения, приводящие к существенным отличиям от традиционной педагогической деятельности. Технологии педагогической работы усложняются, так как современные информационные технологии, требуют дополнительных знаний и умений от педагога. При инновационном подходе в ходе педагогического процесса центральной фигурой выступает ребенок с его активностью и изобретательностью. В традиционной педагогической деятельности центральное место отводилось педагогу. Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.
Современные реалии таковы, что педагоги должны постоянно совершенствовать свою деятельность, развивать свои творческие способности, ибо только творческий подход дает возможность эффективно и интересно организовать педагогический процесс.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении наиболее эффективных инновационных методов работы с педагогами и повышение их профессиональной компетентности.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с октября 2021 года по май 2022 года.
1 этап: начальный (констатирующий) - октябрь-ноябрь 2021 г.
2 этап: основной (формирующий) - декабрь 2021 г. - март 2022 г.
3 этап: заключительный (контрольный) - март 2022 г. - май 2023 г.
На констатирующем этапе проведено диагностическое обследование для выявления уровня профессиональной компетентности педагогов. Кроме того, на данном этапе проведен анализ методической и научной литературы по данной проблеме, изучение рекомендаций по рассматриваемому вопросу.
На основном этапе (формирующем) была разработана система работы с педагогами с применением инновационных методов.
На заключительном этапе была доказана эффективность разработанной системы.
Диапазон опыта.
Диапазон представленного опыта - система работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности.
Теоретическая база опыта
Анализ современных источников по проблеме применения инновационных методов старшим воспитателем показал, что в качестве основной цели деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами ДОО выступает : создание системы работы с педагогами, которая способна повысить их уровень профессиональной компетентности.
В качестве основных требований к современному педагогу выступает не только его профессиональная компетентность, но и креативность, а также готовность к использованию и созданию инноваций.
Уровень мастерства педагогов, причем постоянно повышающий, выступает одной из приоритетных направлений методической работы, занимающей значимое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением. Методическая работа, ее содержание взаимосвязаны с результатами деятельности педагогов ДОО и обеспечивают непрерывный процесс совершенствования каждого педагога.
Для организации эффективной деятельности педагогов ДОО и оказания им эффективной методической помощи эффективны такие традиционные формы, как
семинары-практикумы;
творческие микро группы;
повышение квалификации;
работа в едином образовательном пространстве;
эстафета передачи педагогического мастерства.
Стоит отметить, что традиционные формы работы при использовании инновационных дополняются новым содержанием и отказываться от них с внедрением новых форм не целесообразно. И те, и другие методы дополняют друг друга.
Методическая работа в каждом дошкольном образовательном учреждении строится на базе основной образовательной программы учреждения. Кроме того, учитывается план реализации региональной инновационной площадки.
При подведении итогов проводится анализ педагогической деятельности, в основе которой находится самооценка и самоанализ педагогов ДОО, а также анализ педагогической деятельности с родителями и администрацией. Данные мероприятия позволяют выявить затруднения, проблемы, которые остались неразрешенными. Кроме того, намечаются перспективные направления работы для дальнейшей деятельности, отмечаются результаты, достигнутые в ходе образовательного процесса, квалификация и мастерство педагогов учреждения.
Инновационная методическая работа - это часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, а сами инновационные методы имеют практико-ориентированный характер, позволяют интегрировать в образовательный процесс результаты инновационного опыта, а также результаты новых научных исследований.
Инновационные методы работы с педагогами обладают отличительными особенностями:
носят опережающий характер;
обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах;
оснащение педагогов способами и средствами педагогической деятельности, создающими эффективное воздействие на личностное развитие воспитанников.
Работа с педагогами выделяется в отдельное направление и позволяет интегрировать повышение квалификации с помощью внедрения современных научных исследований и передового педагогического опыта.
Новизна опыта заключается в создании системы работы с педагогами с использованием инновационных методов.
РАЗДЕЛ 2
Технология описания опыта
Постановка цели и задач деятельности.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:
проанализировать уровень профессиональной подготовки педагогов ДОО;
создать мотивацию к профессиональному росту и саморазвитию;
создать систему мероприятий по корректировки содержания и форм педагогического процесса.
Организация процесса взаимодействия старшего воспитателя и педагогов ДОО.
Методической основой послужили источники К. Ю. Белой, Н. В. Елжовой, С. М. Оберемок, В. И. Савченко, Т. В. Хабаровой, А. Н. Чернышевой.
В процессе работы автор руководствовался следующими принципами:
индивидуальный подход;
системно - деятельностный подход.
Методическое сопровождение педагогов ДОО осуществлялось в следующих направлениях (таблица 1) :
Таблица 1
Основные направления работы с педагогами
№ направление содержание
1 Диагностика компетентности Наблюдение за деятельностью педагогов;
Тестирование и анкетирование;
Коллективные наблюдения;
Экспресс-опросники педагогов и родителей;
Самоанализ деятельности
2 Практическая Индивидуальная консультативная помощь начинающим педагогам;
Проведение методических мероприятий (семинары, практикумы, мастер-классы)
3 Координационная Контроль и оценка работы по обеспечению образовательного процесса и освоение воспитанниками программы, утвержденной в ДОО
4 Организационная Организация самообразования педагогов по выбранной методической теме;
Организация курсовой переподготовки;
Организация и подготовка педагогов к выступлениям на методических мероприятиях разного уровня с целью распространения педагогического опыта;
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в вопросах участи в образовательном процессе
5 Мотивирующая Стимулирование деятельности педагогов, поощрение за профессиональные успехи (грамоты, благодарности, премирование из стимулирующего фонда)
Результатом диагностического обследование выступило создание диагностических карт возможностей и затруднений педагогов (приложение 1).
Для контроля деятельности воспитателей использовались листы самооценки с выделением компонентов анализируемого явления (приложение 2).
Педагогическое наблюдение позволило определить уровень дидактической и методической подготовленности педагогов, их целеполагания в профессиональной деятельности, стиля общения с воспитанниками, умение организовывать образовательный процесс.
Для системного информативного сбора и обработки используемых методических разработок педагогам было предложено оформить портфолио педагога, отражающим всю информацию участия педагога в методической и инновационной работе на разных уровнях, повышение квалификации. Портфолио позволяет фиксировать наличие разного вида выступлений, проведение мероприятий, участие в различных конкурсах как воспитателей, так и воспитанников. Содержание паспорта позволяет систематизировать все сведения и качественно оформлять материалы для аттестации.
Для создания мотивации к профессиональному росту и саморазвитию педагогов ДОО работа велась по следующим направлениям:
1) работа с начинающими педагогами - педагогическое сопровождение, регулярные занятия с целью формирования педагогической рефлексии и самоанализа;
2) организация курсовой подготовки, посещение мероприятий по обмену опытом;
3) использование интерактивных методов в коллективной работе с педагогами :
проектная деятельность;
мастер-классы;
творческие мастерские;
банк инновационных идей;
педагогическая "копилка" мастерства;
педагогический ринг;
дебаты.
Все методы, означенные выше способствовали обновлению образовательного процесса, задавали благоприятные условия для самореализации каждого педагога.
Так педагогический ринг ориентировал педагогов на изучение новых разработок, исследований в сфере педагогики.
В качестве основных инновационных методов использовались следующие (см. таблицу 2)
Таблица 2
Инновационные методы работы с педагогами
№ Форма характеристика
1 Коучинг-сессия ("Методический вояж", "Эффективные вопросы", "Возможности использования интерактивных средств в образовательном процессе в ДОО", "Возможности без границ", "Креативные и инициативные" Метод тренинга позволяет достичь осознания новых позитивно сформулированных результатов в профессиональной деятельности
2 Педагогический мастер-класс Трансляция опыта, его активное обсуждение, творческое решение проблем, возникающих в ходе педагогической деятельности, присвоение опыта
3 Ярмарка педагогических идей Представление образцов педагогической деятельности для публичной оценки и обсуждения, установление творческих контактов с коллегами
4 "Вечер вопросов и ответов" Проводился раз в квартал, так как педагогам дается не менее месяца обдумать и представить вопросы наиболее актуальные в образовательном процессе за данный период. Все вечера классифицировались по темам, так как на некоторые вопросы педагоги сами могут найти ответ, а некоторые вопросы требуют разъяснения специалистов.
5 "Методический ринг" ("Развитие педагогического потенциала в свете современных инноваций", деловые игры в форме мозгового штурма) Совершенствовались профессиональные знания, развивались знания и умения по анализу собственной деятельности, приобретался опты коллективной работы, обобщались знания о средствах обучения и воспитания дошкольников
6 "Педагогический КВН" Создавался благоприятный психологический климат в коллективе, активизировались имеющиеся теоретические знания и практические умения
7 "Методический мост" Дискуссии, к котором привлекались педагоги других образовательных учреждений, руководители методических объединений, родители. В результате осуществлялся обмен педагогическим опытом, осуществлялось распространение инновационных форм обучения и воспитания
8 "Решение основных педагогических задач" (педагогические ситуации) Знакомство с особенностями педагогического процесса, характером деятельности педагога и ребенка, изучение системы взаимоотношений "педагог-воспитанник", "педагог-родители", "родители-ребенок"
РАЗДЕЛ 3
Результативность опыта
На сегодняшний день можно сказать, что у автора опыта сложилась определенная система в работе с педагогами по повышению у них профессиональной компетентности, уровня самообразования. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:
положительная мотивация педагогов к профессиональному росту отмечается в создании предметно-развивающей среды в группах (на 30%);
рост активности в подготовке различных методических мероприятий (45%);
увеличились совместные разработки и реализации проектов с детьми (50%);
количественное соотношение полученных квалификационных категорий у педагогов также претерпело изменение в сторону повышения (30%);
мониторинг качества образования воспитанников показал позитивную динамику в освоении программы по всем ее разделам;
удовлетворенность родителей работой учреждения повысилась, о чем показал опрос (91% удовлетворены деятельностью).
Систематизация мероприятий по работе с педагогами позволила изменить и усовершенствовать содержание образовательного процесса, а также планирование деятельности учреждения.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Библиографический список
1. Белая, К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К. Ю. Белая. - М. : Сфера, 2014. - 128 с.
2. Виноградова, Н. А., Микляева, Н. В., Родионова Ю. Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М: Сфера, 2008. - 188 с.
3. Давыдова, О. И., Майер, А. А., Богославец, Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - СПб, 2008. – 170 с.
4. Кораблева, С. В., Мифтахова, О. А. Организация работы старшего воспитателя с педагогами ДОО в режиме инновационной деятельности / С. В. Кораблева, О. А. Мифтахова // Народное образование. Педагогика. - 2015. - №2. - с. 23-26.
5. Тимофеева, Л. Л., Майер, А. А. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 2. – М., 2013. – 96с.
6. Шаманская, Н. К. Интерактивные методы / Н. К. Шаманская // Дошкольное воспитание. –2008. - №8. –с. 24-27.
Приложение 1
Диагностическая карта возможностей и затруднений педагогов
Дата заполнения:
Воспитатель ___
№ Раздел деятельности Имею опыт, могу поделиться Имею недостаточный опыт, хочу научиться Не имею опыта, хочу научиться
1 Знание ФГОС ДО
2 Знание образовательной программы ДОО
3 Знание программы «Безопасность» и ее применение в работе с детьми
4 Работа с детьми по образовательным областям:
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
5 Проведение мониторинга интегративных качеств дошкольников (диагностика знаний, умений и навыков детей)
6 Организация игровой деятельности
7 Закаливающие мероприятия
8 Организация оптимальной двигательной активности
9 Обеспечение безопасности жизнедеятельности
10 Работа по экологическому воспитанию детей, экспериментирование
11 Обучение грамоте
12 Развитие элементарных математических представлений
13 Развитие историко-географических представлений
14 Вопросы этики. Этикет
15 Театральная деятельность
16 Приобщение к национальным истокам
17 Приобщение к искусству. Музейная педагогика
18 Взаимоотношения детей и взрослых
19 Создание благоприятного микроклимата в группе
20 Создание благоприятного микроклимата в коллективе
21 Создание развивающей среды в группе
22 Организация продуктивной деятельности, практического труда
23 Установление взаимоотношений с родителями воспитанников. Организация работы с родителями
24 Организация досуга с детьми
25 Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми :
- совместная деятельность
- самостоятельная деятельность
26 Знание и проведение дидактических игр
27 Педагогика сотрудничества
28 Нравственное воспитание
29 Оказание первой медицинской помощи
30 Умение организовать детей перед деятельностью
31 Правовое воспитание дошкольников
32 Установление взаимоотношений с коллегами
33 Проведение прогулки. Разнообразие методов
34 Нетрадиционные формы работы с детьми
35 Изобразительная деятельность с детьми
Приложение 2
Результаты анкетирования родителей
1. Считаете ли вы, что воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении организован в соответствии с вашими запросами?
2. Что вас не устраивает в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения?
3. Соответствует ли материально-техническое оснащение ДОО полноценному развитию ребенка?
4. С удовольствием ли ваш ребенок идет утром в дошкольное образовательное учреждение?
5. Вспоминает ли вечером, в выходные дни о группе, других детях, воспитателях?
6. Оцените уровень качества санитарно – гигиенических условий, созданных в ДОО (чистота помещений, мебели и др.) :
7. Оцените уровень качества работы руководителей ДОО с родителями (консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания и др.) :
8. Созданы ли в ДОО условия, способствующие развитию способностей, склонностей Вашего ребенка:
9. Вы получаете информацию о жизни и об успехах ребенка в детском саду? (информационный стенд, устные сообщения воспитателей и специалистов : медицинской сестры, учителя-логопеда, музыкального работника).
Проанализировав анкеты, было выявлено, что большинство родителей (законных представителей) 91% удовлетворены как организован воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении, 2% согласны частично, но не пояснили почему. Тем более, что 100% родителей устраивает все.
Все родители считают, что для полноценного развития их детей учреждение оснащено всем и материально-техническая база соответствует требованиям.
Большинство родителей отметили, что их дети с удовольствием посещают детский сад, следовательно, поэтому они спокойно оставляют своего ребенка в нашем саду. Деятельность в саду очень насыщенная и интересная для детей, поэтому, как отмечают родители, дети дома охотно рассказывают, чем они занимались в течение дня в учреждении.
Качество педагогов и специалистов ДОО родители оценивают высоко. Все родители едины во мнении, что информацию о жизни и об успехах ребенка в детском саду они получают в полном объеме. Для этого в учреждении имеются информационные стенды, которые постоянно обновляются. Помимо этого, ежедневно они беседуют с педагогами, которые оказывают полноценную и разнообразную помощь в вопросах воспитания детей.
Таким образом, результаты мониторинга позволяют сделать вывод, что система работы, созданная в дошкольном образовательном учреждении, удовлетворяет потребности и запросы родителей (законных представителей) воспитанников.