Светлана Маркеева
Инновационные методы работы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях пандемии
▼ Скачать + Заказать документы
Федорцова Светлана Александровна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 35»
г. Арзамас Нижегородская область.
[№1] Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо только при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Понятно, что большое значение приобретает экологическое воспитание.
Публикация «Инновационные методы работы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях пандемии» размещена в разделах
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
[№ 2] Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Ребенок в эти годы овладевает своим телом и основными движениями, у него развиваются сенсорные ощущения, на их основе формируется восприятие. Быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребенок во многих отношениях становится управляемым. Этому способствует развитие произвольных процессов: сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций. В это время происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребенка с взрослым - оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. Формируя у детей теплое, любовное отношение к реальной природе, конкретному ее объекту или явлению, взрослые помогают им прочувствовать и осмыслить красоту и совершенство в природе, особенно на экскурсиях, сопровождаемых эмоциональными беседами.
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.
Экологическое воспитание - это сравнительно новое направление дошкольной педагогики.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными. Если систематически, на протяжении нескольких лет, ребенка знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях, у него возникает интерес к проявлениям природы, понимание специфики всего живого, желание практически сохранить, поддержать или создать нужные условия для развития и жизни растений и животных.
[№3] Пандемия коронавирусной инфекции поставила педагогических работников по всему миру перед рядом сложных вызовов, но при этом подарила колоссальный опыт работы в дистанционном режиме. Обучение детей дошкольного возраста исключительно в дистанционном формате при необходимости может быть реализовано в рамках небольшого периода времени.
В условиях обучения дошкольников в дистанционном формате целесообразно использовать инновационные формы и методы экологического воспитания. Также работа по экологическому воспитанию предполагает тесное взаимодействие с родителями через общение в родительских чатах и на платформе ZOOM.
1. «Экологические игры»
[ № 4] Экологическая игра помогает педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивает познавательные способности у детей; уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
Педагог рекомендует родителям содержание сюжетно-ролевых игр: «В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом», «Путешествие по горам», «К бабушке на грядку» и т. д.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я – цветок ромашка», «Я - осенний дождь», «Я - маленький лягушонок», «Я- фермер» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней;
2. «Письмо-жалоба»
Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т. д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты.
3. «Диалог с природой»
Использование приёма диалога с природой - нацеливает на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. «Спросим у реки, какая рыба в ней живёт»
4. [№ 6] «Метод экологической идентификации»
«Метод экологической идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей…
5. «Метод моделирования».
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Моделирование (предметное, графическое, практическое) формирует глубокое и осмысленное познание явлений природы, помогает подготовить дошкольников к школе и сохранить непрерывность в образовании детского сада и начальной школы.
6. «Мнемотехника»
Обучение строится от простого к сложному. Нарисованное должно быть понятно детям. Примером может служить мнемотаблица: «Путешествие капельки», и т. д.
7. «Проектно - исследовательская деятельность»
Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.
8. «Экологические акции»
Дети, совместно с родителями активно участвствуют в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города.
9. «Экологический сторисек»
Экологический сторисек «мешок историй»– это интересный современный вариант такой традиционной формы работы с детьми, как «чтение вслух». Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная, энциклопедическая литература по теме, аудиокассета или компакт-диск, дидактическая либо развивающая игра, и многое другое.
Формат «экологического сторисека» предполагает выбор какой-либо детской экологической художественной книги для чтения вслух и подготовку комплекта методических материалов к этой книге, что, несомненно, поможет сделать чтение более интересным, а процесс усвоения экологических знаний - увлекательным. Можно привлекать к чтению экологических сказок - бабушек воспитанников. Они приходят в вечернее время и дети с удовольствием ждут с ними встречи. Задачи сторисека: чтение хорошей детской литературы экологической направленности, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного восприятия окружающего мира, навыков обсуждения, стимулирование интереса к природе и природоохранной деятельности.
10. «Эко-сумка»
В качестве «мешка историй» хорошо подойдет эко-сумка, сшитая своими руками. Эко-сумка - это сумка из ткани, самой простой конструкции, призванная заменить полиэтиленовые пакеты. В таких сумочках можно носить корм для птиц на прогулку в парк.
[№5 ]11. «Живая книга»
Это современный вариант традиционной формы «вечер встречи» с той разницей, что «живая книга» дает возможность непосредственно пообщаться с человеком (прочитать «живую книгу») и получить представление:
• о профессиях,
• социальных группах связанных с экологией;
• о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле и др.
«Книгами» могут быть экологи, волонтеры, медицинские работники, краеведы, лесничие, музейные и библиотечные работники, писатели, поэты и другие интересные люди, посвятившие себя проблеме охраны окружающей среды.
12. «Информационные технологии»
Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации, дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум и голоса леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.).
13. «Творческие объединения»
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески поэтому, инновационным в работе могут считаться создание творческого объединения по познавательно исследовательской деятельности «Познавай-ка», где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования.
Таким образом, несмотря на возникшие трудности, подавляющее большинство работников дошкольного образования оценили дистанционный формат работы детского сада, как временную меру реализации образовательной программы и возможность его использования для определенной категории детей, которые, например, находятся на карантине. Тем не менее, педагогические работники дошкольных образовательных организаций готовы продолжать осваивать новые информационные технологии и цифровые инструменты для обеспечения эффективности образовательного процесса.
Литература:
1. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей. Учеб М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336с
2. Николаева С. Н. Парциальная программа "Юный эколог". Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М. : Мозаика - Синтез, 2016. - 208 с.
3. Тарасова Н. В. Система дошкольного образования в период пандемии / Н. В. Тарасова, С. М. Пестрикова // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – URL : https://firo.ranepa.ru/novosti/105- monitoring-obrazovaniya-na-karantine/ ( дата обращения: 04.11.2020).
4. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
5. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М. : Линка-Пресс, 2004. – 72с. : ил.
6. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с. -