Татьяна Жданкина
Инновационные методы и приемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать методы и приемы с детьми по развитию мелкой моторики рук.
Задачи: сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью
Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий.
Прежде чем начать свое выступление, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, упражнение: «Узелок-пожелание». Вы должны, завязывая узелок, говорить пожелание своему соседу-коллеге. У нас получился круг добра. И сегодня я бы хотела рассказать о развитие мелкой моторики рук.
Публикация «Инновационные методы и приемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Человек может мыслить сидя, неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Иван Петрович Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачиваний ногой, постукивании карандашом по столу и др. двигательные упражнения на развитие мелкой моторики рук ускоряют созревание областей головного мозга. А высказывание Иммануила Канта, что рука является вышедшим наружу головным мозгом, прозвучало еще задолго до того, как была доказана значимость развития тонкой моторики рук.
2слайд
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека. Опыт моей работы использования в практике развития мелкой моторики выявил возможность способов вариативности технологий.
В своей практике я использую следующие технологии:
Традиционная
Нетрадиционные
Инновационные
Традиционная технология: относится пальчиковая гимнастика. Польза от нее очень огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, тк мозг напрямую связан с работой пальцев и двигательной активности ребенка. Дети лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса. Пальчиковую гимнастику провожу в различных режимных моментах, тематические чаще использую в непосредственно образовательной деятельности.
Нетрадиционные технологии
Ускоряют технологии созревания областей головного мозга, которые отвечают за речь ребенка. Ведь моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, чтобы речь ребенка была в норме, нужно вести целенаправленную работу в данном направлении, поэтому использую нетрадиционные пальчиковые игры.
• Массаж рук карандашами
• Узоры из счетных палочек
• Работа с прищепками
• Сухие бассейны
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль
На дне- игрушки для детей
Мы их достанем без затей.
Инновационные технологии
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванной технологией. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Су-Джок терапия
Это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су-кисть, Джок- стопа. Су джок- терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направление на воздействие головного мозга с целью профилактики речевых нарушений
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Кинезиология -наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижных нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Выполняя упражнения у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, те. Помогать выразить свою мысль в речи и дополнить ее движением руки, тела, взглядом.
«Оладушки» правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая- на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая- ладонью вверх, а левая- ладонью вниз. По мере усвоения-движения ускорять.
Мы играли в ладушки-
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
2. Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
Так же активно используются инновационные техники беспредметного рисования, которые позволяют детям не только развивать мелкую моторику, но и преодолеть чувство страха в данном виде творчества, выразить в рисунке чувства и эмоции.
Оттиск поролоном или жесткой полусухой кистью- это точки, которые наносят на предварительно намеченный рисунок. Удобно использовать сухую гуашь, обмакивая в нее «печатку»
Таким образом, представленные выше инновационные технологии для стимулирования двигательной активности пальцев рук дошкольников, помимо мелкой моторики развивают у детей все психические процессы, в том числе и речь, что очень важно для педагога.