вероника волкова
Инновационные методы и формы формирования основ функциональной грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Работу по формированию основ функциональной грамотности, как средства раскрытия учебных навыков и возможностей, необходимо начинать с дошкольного детства. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
Темочки:
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться в окружающей среде, жить в ней, формировать опыт, умения, навыки для решения различных задач.
Методы и формы – это способы совместной работы педагога и воспитанника, направленные на решение дидактических задач.
Методы в дошкольном образовании могут быть следующими:
Наглядные. Источник знаний — наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия. К ним относятся наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций, демонстрация опытов, презентаций, видеофильмов и т. д.
Игровые. Предполагают перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. К ним относятся дидактические игры, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, роль и т. д.
Словесные. Источник знания — устное или печатное слово. К ним относятся беседа, объяснение, рассказы воспитателей, детей, чтение художественной литературы.
Практические. Дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия. К ним относятся упражнения, элементарные опыты, моделирование, продуктивная деятельность.
Формы в дошкольном образовании могут быть следующими:
- Фронтальные.
- Групповые.
- Индивидуальные.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность.
Инновация — это конечная разработка, основанная на использовании достижений науки и передового опыта, которая обеспечивает повышение эффективности системы в целом или качества продукции. Это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания или ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей, например: технологии, изделия, организационные формы существования социума (образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация, а также последующее за ним внедрение разработки. Выделяют процессный и объектный подходы к определению инновации. В первом случае под инновацией подразумевают конечный результат изменения продукта или технологии (например, роботизированная умная техника, искусственный интеллект или нейросети). Во втором случае инновация рассматривается более широко — как процесс разработки и внедрения новых технологий.
Все виды функциональной грамотности мы развиваем через инновационные формы образовательной деятельности в каждой образовательной области.
Некоторые методы и формы формирования функциональной грамотности у дошкольников :
Для формирования читательской грамотности. Словесные игры, художественное слово, упражнения на развитие речевой активности, рассказы с картинки, ежедневное чтение сказок, стихов, рассказов, былин.
Читательская грамотность понимается, как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Для формирования математической грамотности. Практический метод, моделирование, решение логических задач, эксперименты и опыты, элементарный анализ (синтез, сравнение).
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Для формирования естественнонаучной грамотности. Проблемные вопросы и детское проектирование.
Естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть изучены и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а так же для принятия соответствующих решений.
Для формирования финансовой грамотности. Словесные (объяснение, мотивация к выполнению задания, наглядные (демонстрация схем, таблиц, моделей, практические (рассуждение, интеллектуальное сотрудничество, совместное и индивидуальное творчество) методы.
Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а так же возможности участия в экономической жизни.
Квест-технология. Нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. 2
Также для формирования функциональной грамотности могут использоваться наблюдения, эксперименты, творческие ситуации, практические работы, развивающие игры, эвристические беседы.
Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/ или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т. п.) выражения воображения.
Инновационный проект реализуется нами третий год, пройдя формирующий этап, сегодня мы представляем результаты, которые были достигнуты педагогическим коллективом за отчетный период.
Реализация модели формирования функциональной грамотности - это работа пяти «Умных городов» - Считай-города, Береги-города, Узнай-города, Расти-города, Читай-города.
Архитектура каждого города характеризуется не только пополнением предметно-пространственной среды, но также дополнением содержания образования посредством разработанных программ по читательской, математической, естественно-научной и финансовой грамотностям, креативному мышлению.
Все города объединены идеей формирования функциональной грамотности и работой агродумы «Думавёнок», детско-родительского театра «Чиполино», детско-родительской гостиной «У камина» и медиацентра «Светлячок».
В проекте обогатилась игровая образовательная среда: в Читай-городе создана мини-картинная галерея «Эрмитаж», разработан читательский дневник «Как хорошо уметь читать»; в Считай-городе появились сюжетно-ролевые игры фито-аптека «Ромашка», «Сбербанк», магазин «Росток», музей «Копилочка»; в Узнай – городе: заработала экспериментальная лаборатория с программируемыми роботами Bee Bot, появились песочные столы с планшетами.
Интересным событием стало открытие журналисткой студии «ТимКрохаМедиа», в связи с расширением образовательного пространства в медиацентре «Светлячок», направленной на формирования основ функциональной грамотности. Для нас стало очень важным активное включение родителей в деятельность журналисткой студии, а также участие мам и пап в театрализованных спектаклях театра «Чиполино».
В 2024 году расширилось сетевое взаимодействия с образовательными организациями. Многие детские сады взяли на вооружения наши дополнительные образовательные программы.
Для сетевых партнеров проведены не только стажировка, но и традиционные вебинары и ряд заседаний районного методического объединения по теме функциональной грамотности дошкольников.
Для нас очень интересным является опыт познавательных занятий с участием банка, библиотеки, редакции газет. Эти занятия позволяют детям получать практико-ориентированные знания и умения, повысить мотивацию к формированию функциональной грамотности, а педагогам – повысить компетентность в этой области.
Желание педагогического коллектива разнообразить деятельность детей, сделать образовательную деятельность действительно инновационной, ещё более интересней и познавательней, создает позитивные педагогические условия для формирования функциональной грамотности в ДОУ.
О результативности образовательной деятельности дошкольного учреждения можно судить по росту уровня готовности выпускников, необходимого для успешного обучения в школе. Положительные результаты развития дошкольного учреждения отмечены на муниципальном конкурсе «Образцовый детский сад».