Людмила Николаевна
Инновационные формы взаимодействия педагогов с родителями в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В статье представлено описание инновационных форм работы с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО с акцентом на интерактивность родителей в социализационно-образовательном процессе и способов их включения в оценивание образованности и социализованности детей.
Ключевые слова: взаимодействие, инновация, оценивание, родители, семья, социальная компетенция, взаимодействие, формы.
Интерактивность семьи и детского сада
Публикация «Инновационные формы взаимодействия педагогов с родителями в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Социальное партнерство ОУ и семьи (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью их миссии (ст. 38 Конституции РФ) перед государством за воспитание будущего поколения [10]. В ст. 44-ой ФЗ «Об образовании…» сказано, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка» [2, с. 158].
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психологической и педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах социализации, образования, охраны и укрепления здоровья детей [11].
В соответствии с ФГОС ДО детский сад должен:
1) информировать родителей (законных представителей, общественность и всех заинтересованных лиц относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также о конкретной, реализуемой образовательной программе;
2) обеспечить открытость дошкольного образования;
3) поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
4) обеспечить вовлечение семей непосредственно в социализационно-образовательную деятельность, в том числе посредством совместной разработки и (или) включения семьи в инициированные ДОО социально-образовательные проекты, конечно, на основе учета и выявления реального социального заказа и инициатив семьи;
С. Г. Молчанов справедливо утверждает: «Известно, что руководители Российского государства поставили задачу формирования в России гражданского общества… И совершенно естественно, что гражданское образование должно реализовываться всеми социально-образовательными институтами, начиная уже с дошкольной образовательной организации, и с семьи» [8, с. 6].
Таким образом, интерактивность ДОО и семьи является, сегодня, приоритетной «мишенью» в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Три направления и формы работы с родителями
Проблема включения родителей в единое социализационно-образовательное пространство детского развития решается в трех направлениях:
1) освоение новых форм работы с родителями, их апробация, экспертное оценивание, нормирование и внедрение;
2) повышение психологической и педагогической компетентности родителей;
3) вовлечение родителей в социализационно-образовательную деятельность.
Работа с родителями реализуется через традиционные и инновационные формы (см. табл. 1).
таблица 1
№
п/п Наименование Цель использования Формы проведения общения
1 2 3 4
1 Информационно-аналитические Выявление социального заказа родителей; установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми 1. Социализационные занятия а) по отбору содержания социализации и б) по оцениванию социализованности детей [5]. 2. Социологический опрос. 3. Анкетирование. 4 Индивидуальная консультация. 5. Блог группы.
2 Познавательные Обогащение родителей знаниями о воспитании детей 1. Групповое родительское собрание. 2. Семинар (семинар-практикум) для родителей с приглашением специалистов (ученых). 3. Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию (от родителей и для родителей). 4. Открытое занятие. 5. Индивидуальный (групповой) проект. 6. Создание предметно-пространственной среды с участием родителей.
3 Досуговые Создание эмоционального комфорта в группе; сплочение родителей, педагогов и детей Досуги, праздники, развлечения с привлечением родителей
4 Наглядно-информационные Ознакомление родителей с особенностями воспитания и обучения детей в ДОО и семье. 1. Информационный стенд а) в холле; в группе. 2. Газета «Огонек». 3. Папки-передвижки. 4. Блог воспитателя. 5. Буклеты.
Далее мы более подробно хотели бы вам представить описания некоторых инновационных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.
Семинары (семинары-практикумы) с участием специалистов (ученых)
Одной из продуктивных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на проведение встреч в виде отчетов и бесед родители откликаются неохотно.
Поэтому мы используем семинары, семинары-практикумы. С целью привлечения родителей приглашаем специалистов и ученых.
Так в 2013 году у нас прошел семинар-практикум «Формирование социализованности мальчиков и девочек в ДОО», который провел профессор С. Г. Молчанов (ЮУрГГПУ). На семинаре были рассмотрены его методики, а) отбора содержания социализации и б) оценивания социализованности детей [5]. Речь шла о формировании теоретических представлений о позитивных компетенциях и возможных способах их проявления в действиях (поступках). А также родители сами выступили в роли экспертов в рамках социализационного занятия по освоению методики отбора социальных компетенций, желательных для их детей.
В 2014 году прошел семинар-практикум по теме «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста…». Семинар провела доцент Галянт И. Г. (ЮУрГГПУ). Она познакомила родителей с пальчиковыми играми; играми со звуками, жестами, ритмами. Родители стали не просто слушателями, но активными участниками в роли индейцев, путешествующих по поэтическому и музыкальному миру. Новые мелодии, развивающие ритмы, музыкальный слух, фантазия, обаяние и профессионализм ученого и музыканта раскрыли родителям Мир Музыки.
Так же в 2014 году у нас прошел семинар по «Взаимодействие ДОО с семьей по художественно-эстетическому развитию личности в период дошкольного детства». Семинар провела доцент Бутенко Н. В. (ЮУрГППУ). На семинаре были представлены возможные формы художественно-эстетического развития ребенка в семье.
В 2015 году нами был проведен семинар «Воспитание ребенка: вопросы и ответы» с участием доцента Васильевой В. С. (ЮУрГППУ, на котором обсуждались детско–родительские и семейные отношения.
Мастер-классы для родителей и детей
Это одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, позволяющая установить взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом. Проводили эти мастер-классы и педагоги, и родители, и ученые (доцент Бутенко Н. В., ЮУРГГПУ).
Для каждого мастер-класса была разработана технологическая карта (памятка, как а) алгоритм этапов изготовления поделки, б) процедур и приемов, в) перечень материалов и инструментов.
К первому мастер-классу «Бисероплетение», который провела старший воспитатель Ялова Л. Н., родители отнеслись настороженно. Участников было немного. Родители познакомились с материалами выставки, выслушали историю возникновения бисероплетения, познакомились с технологиями. Использовался непосредственный показ и пошаговые схемы-модели. Мы обеспечили родителей необходимыми материалами – бисером, бусинками разной величины, проволокой, леской. Последующие мастер-классы по знакомству с техниками «бумажный туннель», «торцевание», «гофротрубочка», «изготовление открыток» и др. стали все более востребованными.
Обучение родителей совместному труду с детьми дома быть организовано в интересной форме «мастер-класса», где родители выступают в позиции активного участника. Такая продуктивная деятельность позволяет родителям использовать полученные знания, умения и навыки в домашних занятиях с детьми.
Участие в конкурсах
Родители вместе с детьми охотно участвуют в конкурсах. Так, вот уже второй год мы участвуем в Челябинском городском фестивале-конкурсе детского художественного творчества им. Г. Ю. Эвнина «Хрустальная капель» с семейными номерами. И второй год получаем призовые места.
Конкурс «Миссис Мама» традиционно посвящен празднику «День Матери» и, по нашему замыслу, должен представить образцы ответственного материнства. Конкурс состоит из номинаций:
- «Здравствуйте, это я…» участницы рассказывают о себе, это может быть в рассказ в прозе, в стихах, с фото- и видеосопровождением, с презентацией и т. д. ;
- «Дефиле». Каждый год его тема обновляется: в 2014 году участницы демонстрировали креативные костюмы, сделанные своими руками; в 2015 году - свадебные наряды; в 2016 году – бальные платья;
- «Моя изюминка» (творческий номер) : участницы реализует все свои способности и таланты (приветствуется помощь и участи близких (детей, мужа);
- «Угощение своими руками» : участницы представляют свои кулинарные способности и презентуют приготовленное блюдо;
- «Смекалка» : мамы объясняют СЛОВО из позиции ребенка;
- «Давайте потанцуем» : участницы двигаются под музыку соответственно ритму и характеру данного танца.
- «Спорт» : вращение обруча в течение 3 минут;
- «Колыбельная малышу» : исполнение колыбельной песни;
- «Гости на пороге» : из набора продуктов нужно приготовить оригинальный бутерброд с художественным декорированием;
- «Есть в женщине какая-то загадка» : участницам предлагается оригинально украсить маски.
Институциональные, групповые и индивидуальные проекты
Методы проектной деятельности предполагают свободное творчество. Ребенок при помощи взрослых познает мир, учится взаимодействовать с ним. Важно только, чтобы от проекта к проекту увеличивалась доля участия ребенка и уменьшалась доля участия взрослого.
Мы считаем, что проектная деятельность уместна в работе с семьей, потому что она совместная, результативно-продуктивная, эмоционально-сближающая, интенционно-волевая.
Так, институциональный проект «Куст розы» завершился благотворительной ярмаркой: собранные денежные средства от проданной продукции были направлены на благоустройство территории детского сада. Праздничное настроение царило на протяжении всего праздника. Ни один малыш не ушел с пустыми руками. Родители с большим желанием откликнулись на этот проект и приняли в нем. На территории появись кусты роз.
Газета «Огонек»
Ее одной формой работы стало издание информационно-познавательной газеты для родителей – «Огонёк».
Публикации обеспечивают еще один канал взаимодействия с семьей, в частности, для педагогического просвещения родителей. Малотиражная газета является и площадкой для обсуждения позитивного родительского опыта воспитания в виде статей, очерков, фотографий, иллюстраций, рисунков и проч. Здесь и освещение событий в ДОО; советы и рекомендации специалистов по организации досуга, здорового образа жизни; практические задания и упражнения; стихи и рассказы для домашнего чтения, детские рассуждения или высказывания и др.
Газета распространяется внутри детского сада путем на бумажном носителе (несколько экземпляров) и доступна в электронном виде на сайте. Каждый родитель имеет право на публикацию собственного материала, право на получение каждого выпуска газеты в электронном варианте.
Работа над каждым номером ведется силами всего персонала и, конечно, с привлечением родителей. Газета всегда яркая, с цветными фотографиями. Все воспитатели – и главные редакторы, и фотографы, и корреспонденты. Но и родители активно стали готовить свои странички. Всем был предложен алгоритм по их изготовлению.
В номере газеты обычно следующие рубрики: 1) Наши события; 2) Улыбнись; 3) Это интересно; 4) Портрет в особой рамке; 5) Это вкусно; 6) СемьЯ; 7) Фотоматериалы. Они могут меняться и добавляться новые.
Рубрики, выполненные родителями, отражают их заинтересованность и положительное отношение к работе детского сада, к «проживанию их детей полноценного детства» (ФГОС ДО).
Оценивание социализованности детей
Но встает вопрос, на который ФГОС ДО не дает ответа : как же измерить (оценить) эффективность всех этих инновационных способов работы с родителями?
После некоей серии событий родители производят оценивание позитивной компетентности своих детей (ст. 44-ая ФЗ «Об образовании…»). Оценить прирост позитивных качеств (социальных компетенций) нам позволяет инновационная методика оценивания социализованности детей (ОС-ДОУ) [5].
Таким образом, педагоги достигают следующих целей:
- активизация участия родителей в формировании и формулировании их социального заказа в виде перечня ожидаемых позитивных социальных компетенций… для каждой возрастной группы детей на основе принципа гендерности [9];
- «систематическое, стандартизированное наблюдение» (ст. 97-ая ФЗ «Об образовании…» «(в рамках избранных интервалов) … степени выраженности социально значимых, позитивных компетенций у каждого воспитанника (-ицы)» [9, с. 23];
- регулярное получение «…информации об эффективности воспитательного воздействия, о векторе «групповой» социальной компетентности, о состоянии социокультурной среды в учреждении» [9, с. 23].
Использование этих методик [5] обеспечивает также:
а) формирование позитивной социальной (мужской и женской) компетентности у мальчиков и девочек;
б) измеряемость, а, следовательно, и управляемость процесса социализации [5].
Методику ОСС–ДОУ и ОС–ДОУ мы проводим в рамках социализационных занятий (обычно в форме родительского собрания, как это и рекомендовано автором). На первом занятии по теме «Существенные (социально значимые) качества сверстников и сверстниц моего сына (моей дочери)» родители производят отбор желаемых компетенций. На втором «В каком социальном окружении находится мой ребенок?» родители производят взаимное оценивание выраженности качеств у всех детей группы [5]. После измерения и обработки данных родителям выдаются таблицы и (или) диаграммы, фиксирующие динамику выраженности качеств их ребенка. Из числовых значений родителя становится понятно, какие социальные компетенции ребенка выражены слабо, а кие - сильно.
Далее совместно с родителями проводятся конкретные занятия, реализуются проекты, организуются события и проч., в рамках которых осуществляется воздействие именно на слабовыраженные компетенции.
Повторное измерение выраженности качеств, а затем измерения, повторяющиеся с определенной последовательностью, дают представление о динамике каждого качества.
С помощью методики ОС–ДОУ мы активизировали участие родителей в процессе воспитания, социализации детей и оценивания их социализованности.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов приобрело ярко выраженный характер сотрудничества, так как постоянно происходят качественные изменения его содержания и форм.
Заметим, что методики ОСС–ДОУ, ОС–ДОУ [5] обеспечивают исполнение ФЗ «Об образовании…» : конкретно, ст. 44-ую п. 3, подпункты 6-ой и 7-ой: «родители имеют право…6) получать информацию о всех видах планируемых обследований, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, получать информацию о результатах проведенных обследований, 7) принимать участие в управлении организацией…» [2, С. 67].
Кроме того, и ст. 97-ую - «Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования» - нужно выполнять. А также необходимо вводить единый социализационный [9] экзамен на всех уровнях образования, включая дошкольное.
В результате описанных инноваций нам удалось 1) повысить ответственность родителей за воспитание детей в семье; 2) обеспечить систематическое повышение психологической и педагогической компетентности родителей; 3) создать атмосферу взаимопонимания, доверия, эмоциональной безопасности; 4) наладить эффективный обмен опытом семейного воспитания между родителями; 5) создать эмоционально-комфортные отношения между родителями и педагогами.
Также можно отметить, что инновации обеспечивают возрастание активности родителей в подготовке и проведении социализационных занятий и для детей, и для родителей. Ведь тот, кто учит и воспитывает, должен и сам непрерывно учится и воспитываться.
Библиография:
1. Баранникова, Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях [Текст] / Н. А. Баранникова // Методическое пособие для педагогов ДОУ. – М. : Сфера, 2012. – 128 с.
2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменени-ями и дополнениями на 2013 г.). М. : Эксмо, 2013.
3. Закурдаева, Л. Г. Формирование социальных компетенций у детей с особым образовательными потребностями [Текст] / Л. Г. Закурдаева // Челябинский гуманитарий. – 2009. - № 2. – С. 5 – 54.
4. Зверева, Н. Воспитываем «успешных мерзавцев»? // АИФ-Челябинск. 2014. № 41. С. 23.
5. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС – ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС – ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : пособие для работников дошкольного образования / С. Г. Молчанов. – Челябинск: Энциклопедия, 2012. – 60 с.
6. Молчанов, С. Г. Воспитание – инструмент социализации образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации : материалы медунар. Науч. – практ. Конф. (г. Челябинск, 16 декабря 2008). – Челябинск: Образование. 2009. – Ч. 2.
7. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализованность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. - № 3. – 2009. – С. 87 – 97.
8. Молчанов, С. Г. Исполняем «Стратегию воспитания… до 2025 года?» // Детский сад от А до Я. 2015. № 3(75). С. 4.
9. Молчанов, С. Г. Помни добро // Российская Газета. 2015. № 256 (6827). С. 23.
10. Уколова Н. Н., Шумахер Е. В. Технологии включения родительской общественности в реализацию основной образовательной программы дошкольного образования // Детский сад от А до Я. 2016. № 3. С. 79.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Прилож. К приказу Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г.
12. Ялова, Л. Н. Формирование социализованности мальчиков и девочек в дошкольной образовательной организации // Челябинский гуманитарий. 2013. № 4 (25) С. 89.