Ирина Гринько
Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС
Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей : усталостью, психическими и физическими перенапряжениями.
Публикация «Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
В условиях реализации новых нормативно – содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Перед педагогами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки;
Активизировать и обогатить знания и умения родителей по воспитанию детей;
Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями. Немаловажным для работы с родителями в новых условиях являются:
Социальный анализ состава семьи (что помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй);
использование видеозаписей наблюдений деятельности ребёнка, информационные стенгазеты;
совместная работа родителей с детьми в индивидуальных тетрадях (помогает научиться вместе преодолевать трудности учения);
день открытых дверей (знакомит родителей с задачами, правилами и традициями ДОУ);
«круглый стол» (обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания);
Интерактивные досуговые мероприятия (всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и на муниципальном, участниками которых являются дети, родители, педагоги);
детско–родительские проекты (где дети не только открывают что – то новое, но и закрепляют свои знания);
мастер–классы (где руководителем может быть не только педагог, но и ребёнок, родитель);
собрание – деловая игра (имеет своей целью выявить в ходе игры представление родителей по обозначенной проблеме, путях и способах её решения);
собрания – конкурсы (на которых родители, получив информацию к размышлению, также могут продемонстрировать свои успехи в данных областях);
собрания – практикум (обучает специальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике);
родительская конференция (в них участвуют не только родители, но и общественность);
тематические консультации (организуются с целью ответить на все вопросы по данной теме интересующие родителей);
клубы для родителей (данная форма общения предполагает установления между педагогами и родителями доверительных отношений);
выставки, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям успехи детей по освоению программы).
В заключении хочется отметить, что в соответствии с ФГОС детский сад обязан :
Информировать родителей и общественность с целями дошкольного образования;
Обеспечить и создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
Поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
Вовлечь семьи в образовательную деятельность;
Поддерживать образовательную инициативу семьи, что мы и пытаемся делать.
Таким образом, мы наблюдаем заинтересованность взрослых в жизни ребенка, активизацию их родительского потенциала. Критерием эффективности использования различных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к жизни группы, к занятиям детей, активное участие в родительских собраниях.
Родители научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ.
Все это является достаточно высоким показателем эффективности организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ.