Оксана Ткачева
Инновационные формы работы с родителями в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные формы работы с родителями в ДОО
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольной организации. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Но всё -таки остаются проблемы:
Публикация «Инновационные формы работы с родителями в ДОО» размещена в разделах
Как организовать взаимодействие семьи и детского сада?
Как аргументировать необходимость участия родителей в жизни ребенка в детском саду?
Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом?
Что нужно сделать, чтобы им в детском саду было интересно?
В государственных стандартах к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают инновационные формы и методы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка, т. к. родители – неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.
Семейный календарь
Организовать и упорядочить вашу жизнь и жизнь вашей семьи поможет одна из инновационных форм - Семейный Календарь. Несмотря на наличие всевозможных электронных гаджетов и напоминалок настоятельно рекомендуют обзавестись этим нехитрым предметом. Семейный календарь помогает информировать всех членов семьи о предстоящих общих и индивидуальных занятиям и делах.
В составлении семейного календаря должна участвовать вся семья. Можно выбрать воскресный вечер, достать свои записные книжки и органайзеры и записать все дела на месяц или сразу на три. Дни рождения и годовщины можно расписать и на год вперёд.
Что вносить в Семейный Календарь?
-Знаменательные даты (дни рождения членов семьи и близких друзей, годовщины свадьбы, профессиональные праздники, и др.).
- Расписание. В семейном календаре можно отмечать внеклассные занятия детей, кружки, секции. Также дни, когда один из родителей работает дольше обычного, тренировки, школьные каникулы, отпуск.
-Визиты. Семейный календарь поможет вам не забыть о визите к врачу, салон красоты, парикмахерскую. Хорошо также отмечать в календаре и визиты к вам. Например, подготовка к экзаменам старшего ребенка с друзьями или визит ваших коллег и работа над проектом дома.
-Обучение. Многие современные домохозяйки (и не только домохозяйки) занимаются своим самообразованием. Поэтому в семейный календарь вносятся курсы по вождению, тренинги, семинары и вебинары.
-Культпоходы. Интересные культурные мероприятия тоже достойны внесения в семейный календарь. Например, выставки, походы на футбольные матч, пикник, посещение музеев, экскурсии и т. д.
Детский календарь
В дошкольном возрасте влияние родителей на ребёнка обладает такой силой, которая способна творить чудеса! В наше быстро меняющееся время взрослому иногда сложно угнаться за новыми методиками, а подрастающее поколение очень подвижное и интеллектуальное. И порой родителям в домашних условиях трудно подобрать развивающее содержание, и определить, чем и как надо заниматься с ребенком, чтобы он получил своевременное развитие. К сожалению, для маленьких детей не подходят школьные методы обучения, и для того, чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей от 3 лет до 7 лет, предлагаем разработать детский календарь. На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребёнком задание и сопутствующие материалы. Содержание, предлагаемое в календаре, способствует развитию ребенка, а самое главное создает условия для общения взрослого с ребенком в семье.
«Детский календарь» представляет собой 30-ти страничную полноцветную брошюру. В нем столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребёнка, имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными видами деятельности.
Диапазон «полезных дел» для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик. Это традиционные для ребёнка дошкольного возраста культурные практики – сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, художественная литература.
Сюжетная игра в «Детском календаре» представлена в виде рекомендаций для взрослых и бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого.
Игра с правилами представлена в виде игр на удачу (лото, домино и др.). Продуктивная деятельность (рисование, аппликация и пр.) – в виде изготовления интересных для малыша поделок.
Познавательно-исследовательская деятельность – в виде образно – символического материала (картинок).
Художественная литература – в виде миниатюрных книжечек, которые также изготавливаются самостоятельно взрослым с ребёнком.
На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребёнком задание. Взрослые только читают текст, адресованный ребёнку, и действуют в соответствии рекомендации.
Взрослому ничего не надо придумывать, а нужны всего лишь клей, ножницы, краски, карандаши и 15 минут времени.
Содержание многих страниц календаря является полифункциональным и пригодным для многоразового использования: книжки-малышки, картинки с изображением овощей, фруктов, ягод и др.
Для ребёнка действия с календарё м являются достаточно привлекательными:
• во-первых, он получает возможность для проявления собственной инициативы: отрывает страничку и участвует в каком-то новом и интересном деле;
• во-вторых, по окончании выполнения задания, ребёнок получает что-то «вещное». Листков в календаре много. Значит, малыш может ежедневно содержательно общаться с родными и близкими и получать пусть очень скромные, но привлекательные и интересные для него вещи – продукты своей деятельности.
• Затем дети с удовольствием приносят продукт своей совместной деятельности с родителями в группу и применяет в игровой деятельности. Предлагаемые в Календаре развивающие задания ни в коем случае не являются аналогом школьных домашних заданий и не допускают какого-либо принуждения по отношению к ребёнку. Они предлагаются ребёнку как добровольное дело, которые ему самому захочется выполнить.
Структура детского календаря:
• Познавательно – исследовательская деятельность включает картинки и иллюстрации. Картинки предлагаются ребёнку в определённой системе.
• Сюжетная игра представлена в виде бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого.
• Продуктивная деятельность включает изготовление интересных для детей поделок.
• Художественная литература представлена в виде книжек – самоделок.
Основной целью работы с детским календарём является организация взаимодействия воспитателя с родителями и детьми.
Таким образом, создаются условия, в которых родители ребенка заинтересованы в том, чтобы эту поделку изготовить, а книжку – прочитать. В этом и проявляется отличие детского календаря от традиционных «Выставок работ детей и родителей».
Индивидуальный блокнот для родителей
Индивидуальный блокнот – форма общения с родителями в письменном виде, вовлечение их в педагогический процесс, информирование о развитии ребенка в коллективе, оказание методической помощи.
В индивидуальные блокноты записываются успехи детей по разным видам деятельности, родители помечают, что их интересует в воспитании детей, задают интересующие их вопросы. Также они несут в себе информацию : индивидуальные приглашения на собрания, сведения о событиях, экскурсиях, просьбы о помощи и многое другое.
Такие блокноты каждый день курсируют между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать нас об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.