Елена Никитина
Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: обирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Публикация «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников» размещена в разделах
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой группы детей: от трех до восьми. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера : научить способам доброжелательного делового общения с собеседником., научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ. «Добрые приветствия» ( цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия : «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя, «Как хорошо, что мы встретились» и др.)
Для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающихся ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация – оценка и др.
Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом ли возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнения детей в использовании основных речевых категорий. Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит это ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка.
Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры – викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Из какой сказки вещи» 9упражнение в развитии объяснительной речи, «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).
Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея» и др. ; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. ; дидактические игры предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Поручение», «Похожи-не похожи», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме».
Вот еще примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников : литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры драматизации, разные виды театров, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки и др.
Конструкторы ЛЕГО широко используется в дошкольных образовательных учреждениях.
Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх – театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержание того или иного произведения, сказки, а так же имеются элементы творчества.
Данное использование ЛЕГО – конструирование способствует и речевому творчеству : во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно так же предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО – элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовки к обучению грамоте, коррекции звукопроизношений, ознакомление с окружающим миром и тд.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы : задание дает педагог, выполняют дети; задания формируются ребенком и выполняются детьми и педагогом; задание дают дети друг другу; задания дает педагог, выполняют родители с ребенком.
При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном учреждении педагогу важно: придумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.
Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности, если дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощником по отношению к кому-то; обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания; педагог выступает не жестким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, которой, не афиширует свое коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребенку стать активным коммуникатором.