МААМ-картинки

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников

Елена Никитина
Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников
▼ Скачать

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: обирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Публикация «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников» размещена в разделах

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой группы детей: от трех до восьми. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера : научить способам доброжелательного делового общения с собеседником., научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ. «Добрые приветствия» ( цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия : «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя, «Как хорошо, что мы встретились» и др.)

Для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающихся ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация – оценка и др.

Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом ли возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнения детей в использовании основных речевых категорий. Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит это ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка.

Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры – викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Из какой сказки вещи» 9упражнение в развитии объяснительной речи, «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея» и др. ; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. ; дидактические игры предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Поручение», «Похожи-не похожи», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме».

Вот еще примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников : литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры драматизации, разные виды театров, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки и др.

Конструкторы ЛЕГО широко используется в дошкольных образовательных учреждениях.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх – театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержание того или иного произведения, сказки, а так же имеются элементы творчества.

Данное использование ЛЕГО – конструирование способствует и речевому творчеству : во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно так же предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки.

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО – элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовки к обучению грамоте, коррекции звукопроизношений, ознакомление с окружающим миром и тд.

В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы : задание дает педагог, выполняют дети; задания формируются ребенком и выполняются детьми и педагогом; задание дают дети друг другу; задания дает педагог, выполняют родители с ребенком.

При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном учреждении педагогу важно: придумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности, если дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощником по отношению к кому-то; обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания; педагог выступает не жестким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, которой, не афиширует свое коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребенку стать активным коммуникатором.

Публикации по теме:

«Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов» Задачу заведующего и старшего воспитателя дошкольного учреждения состоит в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных.

Фотоотчет. Семинар «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет. Семинар «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Нам, педагогам дошкольного образования, воспитателям очень сильно повезло, потому что в наш город приехал с лекциями уникальный человек,.

Инновационные формы работы с детьми по формированию элементарных математических представлений и речевому развитию Глущенко Елена Юрьевна воспитатель МКДОУ ЦРР - ДС № 36 "Ласточка" г. Светлоград Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить.

Консультация для воспитателей «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ» «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ» Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка.

Презентация «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ» Слайд 1 МБДОУ «Детский сад № 9 г. Льгова» «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ» Подготовила: Одинцова Татьяна Ивановна.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников Задачи:.

Семинар-практикум: «Инновационные формы и методы работы по эффективному общению и взаимодействию с родителями дошкольников». Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: 1. Актуализировать.

Семинар-практикум на тему «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» Семинар-практикум на тему: «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС». Цель: повышение.

Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс инновационные подходы и формы организации работы Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс: инновационные подходы и формы организации работы Старший воспитатель Кириченко.

Инновационные формы работы с родителями по правилам дорожного движения Формы работы с родителями по правилам дорожного движения делются на активные и пассивные. К пассивным формам работы относятся: Тематические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников
Опубликовано: 30 ноября 2017 в 19:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Никитина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД