Елена Никитина
Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников
▼ Скачать
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: обирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Публикация «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников» размещена в разделах
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой группы детей: от трех до восьми. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера : научить способам доброжелательного делового общения с собеседником., научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ. «Добрые приветствия» ( цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия : «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя, «Как хорошо, что мы встретились» и др.)
Для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающихся ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация – оценка и др.
Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом ли возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнения детей в использовании основных речевых категорий. Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит это ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка.
Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры – викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Из какой сказки вещи» 9упражнение в развитии объяснительной речи, «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).
Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея» и др. ; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. ; дидактические игры предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Поручение», «Похожи-не похожи», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме».
Вот еще примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников : литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры драматизации, разные виды театров, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки и др.
Конструкторы ЛЕГО широко используется в дошкольных образовательных учреждениях.
Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх – театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержание того или иного произведения, сказки, а так же имеются элементы творчества.
Данное использование ЛЕГО – конструирование способствует и речевому творчеству : во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно так же предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО – элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовки к обучению грамоте, коррекции звукопроизношений, ознакомление с окружающим миром и тд.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы : задание дает педагог, выполняют дети; задания формируются ребенком и выполняются детьми и педагогом; задание дают дети друг другу; задания дает педагог, выполняют родители с ребенком.
При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном учреждении педагогу важно: придумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.
Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности, если дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощником по отношению к кому-то; обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания; педагог выступает не жестким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, которой, не афиширует свое коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребенку стать активным коммуникатором.