Козырева Виолетта
Формы работы по развитию духовно — нравтсвенного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»
Выступление на педагогическом совете
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Учителя – логопеда
Ковальчук Виолетты Александровны
Тема доклада:
«Инновационные формы работы с детьми по духовно – нравственному воспитанию»
Учитель – логопед:
Ковальчук Виолетта Александровна
Публикация «Формы работы по развитию духовно — нравтсвенного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется при использовании определенных методов и форм организации деятельности детей. Методы духовно-нравственного воспитания - это способы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания.
К основным способам проведения работы по духовно-нравственному воспитанию относят такие методы как: метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание, приучение, упражнение, показ и воспроизведение воспитывающих ситуаций, внушение, этическая беседа.
Со временем, в ходе исследований, такими научными деятелями в области педагогики как В. Г. Нечаевой, В. И. Логиновой, Б. Т. Лихачевым основные методы духовно-нравственного воспитания были разделены по группам. Т
Б. Т. Лихачев предложил одну из классификаций методов духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста :
- методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования)
- метод доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации)
- методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, к чувству)
В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников :
- организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых);
- формирование нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин).
И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Классификация, предложенная В. И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, но она несколько полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы:
- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
- методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);
- методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)
Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
С вступлением в силу требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в работу воспитателя вносятся изменения, изменяются и формы духовно-нравственного воспитания детей. Деятельность по формированию духовно-нравственных качеств личности интегрируется в пять образовательных областей дошкольного образования : «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Система мероприятий духовно-нравственной направленности предусматривает следующие варианты:
-Участие в ежегодных муниципальных конкурсах духовно-нравственной направленности.
-Подготовку и участие в детских праздниках, развлечениях, кукольных спектаклей, театральных представлений.
-Организацию культурно-массовых православных мероприятий, а также мероприятий развивающих и здоровьеукрепляющих.
-Участие педагогов и воспитанников ДОУ в международных, региональных, муниципальных конкурсах детского творчества, в конкурсах методических разработок;
-Организация и участие педагогов и детей в социальных акциях; организация экскурсий для детей старшей группы в православные храмы.
Данные формы организации подходят для проведения различных праздничных дней, посвященных той или иной теме воспитательного процесса, для формирования духовно-нравственных качеств личности детей в более торжественной обстановке. С проведением данных мероприятий формируются такие качества личности, как любовь к сверстникам, уважение к старшим, почитание традиций, бережное отношение к природе и многие другие.
В повседневной жизни детская деятельность под руководством педагога может носить воспитывающий духовно-нравственный характер и способствовать развитию дошкольников. Могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников :
· игры-путешествия;
· виртуальные экскурсии по святым местам;
· путешествия по страницам детской Библии;
· театральные представления;
· праздничные развлечения, праздники;
· познавательные викторины;
· сюжетно-ролевые игры, игры драматизации;
· разыгрывания нравственно - этических ситуаций;
· тематические беседы - рассуждения, на диалоговой основе;
· ситуативные беседы;
· художественно-продуктивная деятельность.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через : непосредственное общение педагога с родителями, а также на родительских собраниях, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем. Могут использоваться такие формы работы с родителями как : семинары-практикумы; круглые столы; тематические встречи; встречи со священнослужителями; тематические беседы, консультации.
Воспитание детей зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного примера педагога увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия воспитателя будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.
Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у детей положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.
Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.