Получи документы

Инновационные формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста

Екатерина Корж
Инновационные формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1.1. Актуальность, новизна и значимость

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почвы от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в нашей стране.

Задача педагога и родителя – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.

Публикация «Инновационные формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность применения инновационных методов и форм экологического воспитания определяется тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества, а такое бережное отношение к окружающему миру нужно сформировать как можно раньше.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольном учреждении.

1.2. Цель и задачи

Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

1. Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей посредством организации непосредственного общения с живой природой и широкого использования психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания в различных видах деятельности дошкольников.

2. Формирование базисных основ экологической культуры у детей :

- овладение элементарными экологическими знаниями о природе родного края, отражающими связь живых организмов со средой их обитания;

- получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования (хозяйственные воздействия на природу, охраны природы;

- получение начальных представлений о человеке, как живом организме, об экологии человека (понимание отдельных проявлений зависимости здоровья детей и взрослых от условий среды, в которой они живут);

- воспитание у детей позитивно-деятельностного отношения к объектам и явлениям природы, с которыми они вступают в контакт.

3. Раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка в процессе общения с природой родного края.

1.3. Контингент участников мероприятий.

Участники исследовательского проекта – дети среднего дошкольного возраста, воспитанники группы № 9 «Островок» МБ ДОУ № 29, 32 ребенка, воспитатель, родители воспитанников.

1.4. Материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение.

Материально-техническое и финансовое обеспечение.

Кадровое обеспечение.

Административное управление — осуществляется заведующим МДОУ ( функции: контроль над выполнением намеченных задач экологической работы с воспитанниками и педагогами, обеспечение необходимых материальных условий для организации предметно-пространственной развивающей среды экологического содержания в учреждении; установление внешних координированных связей с другими МДОУ и организациями, которые занимаются решением проблемы экологического просвещения населения.

Управление процессом повышения уровня эколого-педагогической компетентности воспитателей — осуществляется старшим воспитателем ( функции: организация эффективной экологической работы с педагогами МДОУ, интеграция усилий всех специалистов учреждения для успешной организации экологической работы с дошкольниками; отражение в годовом плане работы таких задач экологического образования, как создание предметно-пространственной развивающей среды в учреждении, экологического ландшафта и проведение совместных экологических акций и праздников.

Управление воспитательно-образовательным процессом — осуществляется воспитателем (организация непосредственной работы с детьми).

2.1. Интеграция традиционного экологического воспитания и образовательных областей в дошкольном образовании.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.

• Интеграция образовательной области «Познавательное развитие» и экологии. Содержание направлено на:

• Интеграция образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и экология. Содержание направлено на:

• Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и экология. Содержание направлено на:

• Интеграция образовательной области «Речевое развитие» и экология. Содержание направлено на:

• Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и экология. Содержание направлено на:

1. Экологические сказки с кинезиологическими упражнениями.

2. Физкультурные минутки и зарядка.

3. Подвижные игры.

4. Экологические досуги с привлечением старших дошкольников и родителей.

Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.

В педагогической деятельности я также использую такие традиционные формы и методы экологического воспитания как :

беседы;

наблюдения;

чтение литературы;

рассматривание ситуационных картин;

непосредственная образовательная деятельность;

поисково-исследовательская деятельность.

Большое значение я уделяю применению инновационных форм и методов.

2.2. Инновационные формы работы с детьми среднего дошкольного возраста

Экологические игры

Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер : «В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом», «Путешествие по горам», «К бабушке и дедушке на грядку» и т. д.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации:

дают новые впечатления о жизни и труде людей;

формируют представления о состоянии природы и её изменениях;

пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней;

формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;

предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.

«Письмо жалоба»

Интересным приёмом в работе с детьми, является получение «писем-жалоб» от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т. д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и планеты.

Метод «Кейс-технология»

Метод «Кейс – технология» - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс -технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.

Игровые обучающие ситуации (ИОС)

Детям младшего дошкольного возраста будут интересны игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями: «Жар-птица беседует с детьми о деревьях», «Вини – Пух идет на луг за медом», «Человек Рассеянный знакомится с комнатными растениями», «Чиполлино проводит опыты с луком». Игровые обучающие ситуации типа путешествий также пробуждают познавательный интерес к природе. Путешествия - это собирательное название различного рода игр в посещение, поездки, походы. Посещая интересные места – оборудованные музеи на территории ДОУ, видовые точки экологической тропы, дети в игровой форме получают новые знания о природе.

Диалоги с природой

Использование приёма диалога с природой - нацеливает на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности.

Метод экологической идентификации

«Метод экологической идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением.

Метод моделирования

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.

Познание дошкольниками явлений природы или свойств объектов природы может проходит путём практического моделирования, т. е. экспериментирования. Используя предметы - заместители дети делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти, изучают строение и особенности растений.

Графическое моделирование помогает дошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Это могут быть дневники наблюдений, фенологические календари природы, которые мы ведем в группе. Он в графическом виде дает наглядно представление о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года.

Экологические акции

Воспитанники сада совместно с родителями активно участвуют в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Дети сплотились с родителями, которые являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей.

Проектная деятельность

Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

Долгосрочный проект «Наши пернатые друзья»

Среднесрочный проект «Лук – здоровья друг»

Краткосрочный проект «Волшебница-водица»

Экологический ай-стоппер

Экологический ай-стоппер ловушка для глаза - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Многих современных детей отличает «клиповое мышление», воспитанное экранной культурой телевизоров, компьютеров и смартфонов. Для привлечения их внимания необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Этой особенностью мы воспользовались для создания экологических ай-стопперов на экологической тропе ДОУ, призванных обратить внимание, приковать взгляд к экологическим объектам.

Ай-стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи, баннеры, плакаты. Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего.

Экологический сторисек

Экологический сторисек «мешочек историй» – это интересный современный вариант такой традиционной формы работы с детьми, как «чтение вслух». Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная, энциклопедическая литература по теме, аудиокассета или компакт-диск, дидактическая либо развивающая игра, и многое другое. Мы привлекали к чтению экологических сказок - мам наших воспитанников. Они приходили в вечернее время и дети с удовольствием ждали с ними встречи.

Мнемотехника

Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Овладение приё мами работы с мнемодорожками и мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления (особенно образного);

кодирование информации (преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы);

перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы).

«Живая книга»

Это современный вариант традиционной формы «вечер встречи» с той разницей, что «живая книга» дает возможность непосредственно пообщаться с человеком (прочитать «живую книгу») и получить представление:

о профессиях смежных с экологией;

социальных группах связанных с экологией;

о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле и др.

«Книгами» могут быть экологи, волонтеры, медицинские работники, краеведы, лесничие, музейные и библиотечные работники, писатели, поэты, учителя и другие интересные люди, посвятившие себя проблеме охраны окружающей среды. Нашим детям очень понравилась встреча с учителем биологии школы № 21 Жмаевой Ольгой Ивановной. Из ее рассказа дети узнали о профессии, о ее просветительской деятельности в области экологии для школьников, смогли задать интересующие вопросы, рассмотрели альбомы «Птицы родного края», «Зимующие птицы».

Современная сюжетно - отобразительная развивающая спортивная игра (СОРСИ)

Современная сюжетно - отобразительная развивающая спортивная игра, включающая в себя синтез различных видов деятельности, объединённых одним общим сюжетом. Игра состоит из испытаний, каждое испытание включает в себя два этапа: двигательный и познавательный. Испытание проходит в течение 5-7 минут. СОРСИ экологической направленности можно включать в итоговые мероприятия в виде эстафет. На фотографиях показаны игры: «Растения и животные Донского края», «Сбор урожая».

Монтессори-педагогика

Обучающий процесс в нашей монтессори – группе опирается на идею космизма, которую очень поддерживала автор методики – Мария Монтессори. Идея заключается в восприятии мира как единого целого, как космоса, в котором все взаимосвязано и любое вмешательство не проходит бесследно.

Целью применения данной методики является формирование в ребенке уважения к тому, что было до него и чувства ответственности за собственное влияние на жизнь на планете – это взращивание человека с активной жизненной позицией.

Задачи космического воспитания монтессори-педагогики:

достижение гармонии между природой, человеком и социумом, так как люди должны жить в гармонии с собой, с обществом, с окружающим миром;

формирование экологического мышления;

упорядочивание представления детей об окружающем мире.

В настоящее время в нашем саду реализуется множество экологических проектов. Мы ясно понимаем их значимость и делаем все возможное, чтобы рассказать об этом нашим детям, донести до них все смыслы, дать им возможность задуматься над этим вопросом уже сейчас.

В нашем групповом помещении много цветов и зелени, есть огород на окне. Природный материал представлен коллекциями семян, высушенных плодов, гербариями, образцами минералов, почв.

Дети с интересом знакомятся с географическими картами, глобусом. Ребёнок должен иметь возможность не только наблюдать, но и действовать, ставить опыты, используя различные приборы (весы, градусник, магнит, измерительные ёмкости, а также песок, воду, землю, глину).

На занятиях дети могут работать с такими материалами как:

ботанический комол;

биологический комод;

географический комод;

шершавый глобус;

карта полушарий и материков;

карта созвездий;

муляжи животных и грибов.

Активные формы работы с родителями

Проблему формирования экологической культуры решаем с по­мощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологи­ческого содержания, на которых они были не просто зрителями, а и актив­ными участниками. Были проведены такие мероприятия как: «Поговорим о воде», «Я дерево сегодня посадил - я целый мир сегодня сотворил», «Экологический микрофон». А также давались домашние задания, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; помощь в создании развивающей среды; благоустройство участков на территории детского сада; сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях (которые были описаны выше).

Экологический микрофон

В ходе беседы дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства. С помощью микрофона активизируются слабоактивные дети группы - «Говорит тот, у кого микрофон». Эта форма работы помогает формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, а также развивает критическое мышление дошкольников.

Экологическая тропа

Создание экологической тропы на территории детского сада является средством обучения и экологического воспитания дошкольников, учитывающего региональный компонент. Работа дошкольников на экологической тропе организована по следующим направлениям:

поисковое (воспитанникам можно предложить проблемную ситуацию таким образом, чтобы дети нашли ответы на экологической тропе ДОУ);

природоохранное (на экологической тропе можно разместить баннеры и природоохранные лозунги. У детей с малого возраста будет формироваться экологическое сознание);

инвентаризационное (дети могут сами строить маршруты и планировать остановки на видовых точках экологической тропы, могут изучать картотеки на каждой видовой точке);

просветительско-пропагандистское;

учебно-исследовательское (метеоплощадка, климатические зоны, акватории и их обитатели, обитатели леса – все это может стать предметом исследовательской деятельности воспитанников);

практическое.

Информационные технологии

В своей деятельности с детьми по экологии я широко использую современные информационные технологии. Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации, при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются :

мультимедийные презентации;

дидактические картинки;

репродукции художественных картин;

фотографии;

видеофильмы;

звукозаписи;

интерактивные плакаты;

интерактивные игры;

онлайн-стенгазеты;

сервисы google.

Эко-сумка

Эко-сумка - это сумка из ткани, самой простой конструкции, призванная заменить полиэтиленовые пакеты. По сравнению с полиэтиленовыми пакетами, у эко-сумок есть масса преимуществ: они многоразовые, они не вредят окружающей среде и, конечно же, они выглядят гораздо красивее и креативнее. Познакомив детей с эко-сумкой, мы рассказываем о том, как сделать еще один шаг в сторону спасения природы. В этих сумочках дети приносили в детский сад игрушки и корм для птиц. Также они использовались для разнообразных игр.

В процессе использования инновационных форм работы по экологическому воспитанию были отмечены социально значимые результаты деятельности такие, как:

Таким образом, видно, что данные формы и методы экологического образования детей в ДОО и в повседневной жизни достаточно эффективны. Можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует:

познавательному развитию ребенка;

эколого-эстетическому развитию ребенка;

формированию экологически правильному поведению детей и их родителей.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход и инновационные методы и формы воспитания, предполагающие взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребёнка.

Именно такие формы работы с детьми предполагают сотрудничество, сотворчество педагога и ребёнка и исключают авторитарную модель обучения. Занятия с применением инновационных форм воспитания строятся с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребёнком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года).

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

1. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем).

2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

3. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М. : Линка-Пресс, 2004. – 72с. : ил.

4. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с.

5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

Публикации по теме:

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 июля 2020 в 15:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Корж в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД