Екатерина Корж
Инновационные формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Актуальность, новизна и значимость
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почвы от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в нашей стране.
Задача педагога и родителя – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.
Темочки:
Актуальность применения инновационных методов и форм экологического воспитания определяется тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества, а такое бережное отношение к окружающему миру нужно сформировать как можно раньше.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольном учреждении.
1.2. Цель и задачи
Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
1. Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей посредством организации непосредственного общения с живой природой и широкого использования психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания в различных видах деятельности дошкольников.
2. Формирование базисных основ экологической культуры у детей :
- овладение элементарными экологическими знаниями о природе родного края, отражающими связь живых организмов со средой их обитания;
- получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования (хозяйственные воздействия на природу, охраны природы;
- получение начальных представлений о человеке, как живом организме, об экологии человека (понимание отдельных проявлений зависимости здоровья детей и взрослых от условий среды, в которой они живут);
- воспитание у детей позитивно-деятельностного отношения к объектам и явлениям природы, с которыми они вступают в контакт.
3. Раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка в процессе общения с природой родного края.
1.3. Контингент участников мероприятий.
Участники исследовательского проекта – дети среднего дошкольного возраста, воспитанники группы № 9 «Островок» МБ ДОУ № 29, 32 ребенка, воспитатель, родители воспитанников.
1.4. Материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение.
Материально-техническое и финансовое обеспечение.
Кадровое обеспечение.
Административное управление — осуществляется заведующим МДОУ ( функции: контроль над выполнением намеченных задач экологической работы с воспитанниками и педагогами, обеспечение необходимых материальных условий для организации предметно-пространственной развивающей среды экологического содержания в учреждении; установление внешних координированных связей с другими МДОУ и организациями, которые занимаются решением проблемы экологического просвещения населения.
Управление процессом повышения уровня эколого-педагогической компетентности воспитателей — осуществляется старшим воспитателем ( функции: организация эффективной экологической работы с педагогами МДОУ, интеграция усилий всех специалистов учреждения для успешной организации экологической работы с дошкольниками; отражение в годовом плане работы таких задач экологического образования, как создание предметно-пространственной развивающей среды в учреждении, экологического ландшафта и проведение совместных экологических акций и праздников.
Управление воспитательно-образовательным процессом — осуществляется воспитателем (организация непосредственной работы с детьми).
2.1. Интеграция традиционного экологического воспитания и образовательных областей в дошкольном образовании.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.
• Интеграция образовательной области «Познавательное развитие» и экологии. Содержание направлено на:
• Интеграция образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и экология. Содержание направлено на:
• Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и экология. Содержание направлено на:
• Интеграция образовательной области «Речевое развитие» и экология. Содержание направлено на:
• Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и экология. Содержание направлено на:
1. Экологические сказки с кинезиологическими упражнениями.
2. Физкультурные минутки и зарядка.
3. Подвижные игры.
4. Экологические досуги с привлечением старших дошкольников и родителей.
Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.
В педагогической деятельности я также использую такие традиционные формы и методы экологического воспитания как :
беседы;
наблюдения;
чтение литературы;
рассматривание ситуационных картин;
непосредственная образовательная деятельность;
поисково-исследовательская деятельность.
Большое значение я уделяю применению инновационных форм и методов.
2.2. Инновационные формы работы с детьми среднего дошкольного возраста
Экологические игры
Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер : «В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом», «Путешествие по горам», «К бабушке и дедушке на грядку» и т. д.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации:
дают новые впечатления о жизни и труде людей;
формируют представления о состоянии природы и её изменениях;
пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней;
формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.
«Письмо жалоба»
Интересным приёмом в работе с детьми, является получение «писем-жалоб» от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т. д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и планеты.
Метод «Кейс-технология»
Метод «Кейс – технология» - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс -технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.
Игровые обучающие ситуации (ИОС)
Детям младшего дошкольного возраста будут интересны игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями: «Жар-птица беседует с детьми о деревьях», «Вини – Пух идет на луг за медом», «Человек Рассеянный знакомится с комнатными растениями», «Чиполлино проводит опыты с луком». Игровые обучающие ситуации типа путешествий также пробуждают познавательный интерес к природе. Путешествия - это собирательное название различного рода игр в посещение, поездки, походы. Посещая интересные места – оборудованные музеи на территории ДОУ, видовые точки экологической тропы, дети в игровой форме получают новые знания о природе.
Диалоги с природой
Использование приёма диалога с природой - нацеливает на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности.
Метод экологической идентификации
«Метод экологической идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением.
Метод моделирования
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.
Познание дошкольниками явлений природы или свойств объектов природы может проходит путём практического моделирования, т. е. экспериментирования. Используя предметы - заместители дети делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти, изучают строение и особенности растений.
Графическое моделирование помогает дошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Это могут быть дневники наблюдений, фенологические календари природы, которые мы ведем в группе. Он в графическом виде дает наглядно представление о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года.
Экологические акции
Воспитанники сада совместно с родителями активно участвуют в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Дети сплотились с родителями, которые являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей.
Проектная деятельность
Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.
Долгосрочный проект «Наши пернатые друзья»
Среднесрочный проект «Лук – здоровья друг»
Краткосрочный проект «Волшебница-водица»
Экологический ай-стоппер
Экологический ай-стоппер ловушка для глаза - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Многих современных детей отличает «клиповое мышление», воспитанное экранной культурой телевизоров, компьютеров и смартфонов. Для привлечения их внимания необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Этой особенностью мы воспользовались для создания экологических ай-стопперов на экологической тропе ДОУ, призванных обратить внимание, приковать взгляд к экологическим объектам.
Ай-стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи, баннеры, плакаты. Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего.
Экологический сторисек
Экологический сторисек «мешочек историй» – это интересный современный вариант такой традиционной формы работы с детьми, как «чтение вслух». Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная, энциклопедическая литература по теме, аудиокассета или компакт-диск, дидактическая либо развивающая игра, и многое другое. Мы привлекали к чтению экологических сказок - мам наших воспитанников. Они приходили в вечернее время и дети с удовольствием ждали с ними встречи.
Мнемотехника
Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Овладение приё мами работы с мнемодорожками и мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления (особенно образного);
кодирование информации (преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы);
перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы).
«Живая книга»
Это современный вариант традиционной формы «вечер встречи» с той разницей, что «живая книга» дает возможность непосредственно пообщаться с человеком (прочитать «живую книгу») и получить представление:
о профессиях смежных с экологией;
социальных группах связанных с экологией;
о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле и др.
«Книгами» могут быть экологи, волонтеры, медицинские работники, краеведы, лесничие, музейные и библиотечные работники, писатели, поэты, учителя и другие интересные люди, посвятившие себя проблеме охраны окружающей среды. Нашим детям очень понравилась встреча с учителем биологии школы № 21 Жмаевой Ольгой Ивановной. Из ее рассказа дети узнали о профессии, о ее просветительской деятельности в области экологии для школьников, смогли задать интересующие вопросы, рассмотрели альбомы «Птицы родного края», «Зимующие птицы».
Современная сюжетно - отобразительная развивающая спортивная игра (СОРСИ)
Современная сюжетно - отобразительная развивающая спортивная игра, включающая в себя синтез различных видов деятельности, объединённых одним общим сюжетом. Игра состоит из испытаний, каждое испытание включает в себя два этапа: двигательный и познавательный. Испытание проходит в течение 5-7 минут. СОРСИ экологической направленности можно включать в итоговые мероприятия в виде эстафет. На фотографиях показаны игры: «Растения и животные Донского края», «Сбор урожая».
Монтессори-педагогика
Обучающий процесс в нашей монтессори – группе опирается на идею космизма, которую очень поддерживала автор методики – Мария Монтессори. Идея заключается в восприятии мира как единого целого, как космоса, в котором все взаимосвязано и любое вмешательство не проходит бесследно.
Целью применения данной методики является формирование в ребенке уважения к тому, что было до него и чувства ответственности за собственное влияние на жизнь на планете – это взращивание человека с активной жизненной позицией.
Задачи космического воспитания монтессори-педагогики:
достижение гармонии между природой, человеком и социумом, так как люди должны жить в гармонии с собой, с обществом, с окружающим миром;
формирование экологического мышления;
упорядочивание представления детей об окружающем мире.
В настоящее время в нашем саду реализуется множество экологических проектов. Мы ясно понимаем их значимость и делаем все возможное, чтобы рассказать об этом нашим детям, донести до них все смыслы, дать им возможность задуматься над этим вопросом уже сейчас.
В нашем групповом помещении много цветов и зелени, есть огород на окне. Природный материал представлен коллекциями семян, высушенных плодов, гербариями, образцами минералов, почв.
Дети с интересом знакомятся с географическими картами, глобусом. Ребёнок должен иметь возможность не только наблюдать, но и действовать, ставить опыты, используя различные приборы (весы, градусник, магнит, измерительные ёмкости, а также песок, воду, землю, глину).
На занятиях дети могут работать с такими материалами как:
ботанический комол;
биологический комод;
географический комод;
шершавый глобус;
карта полушарий и материков;
карта созвездий;
муляжи животных и грибов.
Активные формы работы с родителями
Проблему формирования экологической культуры решаем с помощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Были проведены такие мероприятия как: «Поговорим о воде», «Я дерево сегодня посадил - я целый мир сегодня сотворил», «Экологический микрофон». А также давались домашние задания, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; помощь в создании развивающей среды; благоустройство участков на территории детского сада; сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях (которые были описаны выше).
Экологический микрофон
В ходе беседы дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства. С помощью микрофона активизируются слабоактивные дети группы - «Говорит тот, у кого микрофон». Эта форма работы помогает формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, а также развивает критическое мышление дошкольников.
Экологическая тропа
Создание экологической тропы на территории детского сада является средством обучения и экологического воспитания дошкольников, учитывающего региональный компонент. Работа дошкольников на экологической тропе организована по следующим направлениям:
поисковое (воспитанникам можно предложить проблемную ситуацию таким образом, чтобы дети нашли ответы на экологической тропе ДОУ);
природоохранное (на экологической тропе можно разместить баннеры и природоохранные лозунги. У детей с малого возраста будет формироваться экологическое сознание);
инвентаризационное (дети могут сами строить маршруты и планировать остановки на видовых точках экологической тропы, могут изучать картотеки на каждой видовой точке);
просветительско-пропагандистское;
учебно-исследовательское (метеоплощадка, климатические зоны, акватории и их обитатели, обитатели леса – все это может стать предметом исследовательской деятельности воспитанников);
практическое.
Информационные технологии
В своей деятельности с детьми по экологии я широко использую современные информационные технологии. Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации, при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются :
мультимедийные презентации;
дидактические картинки;
репродукции художественных картин;
фотографии;
видеофильмы;
звукозаписи;
интерактивные плакаты;
интерактивные игры;
онлайн-стенгазеты;
сервисы google.
Эко-сумка
Эко-сумка - это сумка из ткани, самой простой конструкции, призванная заменить полиэтиленовые пакеты. По сравнению с полиэтиленовыми пакетами, у эко-сумок есть масса преимуществ: они многоразовые, они не вредят окружающей среде и, конечно же, они выглядят гораздо красивее и креативнее. Познакомив детей с эко-сумкой, мы рассказываем о том, как сделать еще один шаг в сторону спасения природы. В этих сумочках дети приносили в детский сад игрушки и корм для птиц. Также они использовались для разнообразных игр.
В процессе использования инновационных форм работы по экологическому воспитанию были отмечены социально значимые результаты деятельности такие, как:
Таким образом, видно, что данные формы и методы экологического образования детей в ДОО и в повседневной жизни достаточно эффективны. Можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует:
познавательному развитию ребенка;
эколого-эстетическому развитию ребенка;
формированию экологически правильному поведению детей и их родителей.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход и инновационные методы и формы воспитания, предполагающие взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребёнка.
Именно такие формы работы с детьми предполагают сотрудничество, сотворчество педагога и ребёнка и исключают авторитарную модель обучения. Занятия с применением инновационных форм воспитания строятся с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребёнком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года).
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
1. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем).
2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
3. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М. : Линка-Пресс, 2004. – 72с. : ил.
4. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.