Оксана Павлова
Инновационная деятельность ДОУ по познавательному развитию. Проект «Будь природе другом»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная деятельность для доу по познавательному развитию
Тема : «Будь природе другом»
Цель : Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
Задачи:
Публикация «Инновационная деятельность ДОУ по познавательному развитию, Проект „Будь природе другом“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Программы и технологии:
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
- Николаева С. Н. «Юный эколог»
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации
Методическое обеспечение:
- учебно-методическая литература, подписные и периодические издания.
- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.
Материально – техническая база
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголки природы в группах;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на участке; огород на окне
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием.
План реализации инновационной деятельности :
1 этап – подготовительный:
1. Изучение и обобщение опыта работы по проектной деятельности в дошкольных учреждениях.
2. Определение с темой и целями и задачами проекта.
3. Составление плана деятельности.
4. Подбор информации для реализации деятельности (методических разработок, стихов, песен, загадок, рассказов).
5. Подбор дидактических и наглядных пособий.
6. Информировании родителей о предстоящем деятельности.
2 этап – аналитический:
Работа с детьми ведётся по всем 5 образовательным областям.
Физическое развитие.
Утренняя гимнастика:
«Осень в гости к нам пришла», «Урожай на грядке», «Вырос в поле урожай, поскорее собирай», «занятие сортом», ««Весёлые снежинки», «Зимняя зарядка», «Птички – невелички», «Веселые друзья», «Весна, весна на улице», «Первые цветочки у Кати во садочке», «Насекомые.»
Упражнения: «Собираем урожай», «Осенний листопад», «Перелетные птицы», «Первые цветочки».
Подвижные игры: «Утки и охотники», «Веселые ребята-опята», «Дождик и воробушки», «Зонтики», «Белки в лесу». «У медведя во бору», «заяц и лиса», "Мыши водят хоровод" ,"Солнышко и дождик", "Воробушки и кот", Через ручеек, "Птички и кошка", "Снежинки и ветер" ,"Найди себе пару" ,"Два мороза","Ловля оленей", "Удочка".
Беседы:
• «Как одеваться осенью (зимой, весной, летом)», «Осторожно на дорогах при ненастной погоде», «Витамины кушай и мамулю слушай», «Энергичная зарядка-залог здоровья». «Что такое осень (зима, весна, лето)».
• «Осеннее (зимне, весеннее, зимнее) небо».
• «Труд осенью (зимой, весной, летом)».
Познавательное развитие :
Ознакомление с окружающим миром:
• «Природные явления».
• «Прогулки по осеннему (зимнему, весеннему, летнему) лесу».
• Практическая работа: грибы нашего леса, снежинки забавные, листики резные (работа с муляжами и картинками)
Наблюдения из окна группы:
• Осеннее небо. (по сезонам)
• Слушаем шум дождя по крыше.
• Ветер за окном (по сезонам)
• Одежда прохожих по сезанном
Наблюдения во время прогулки:
• Изменения в природе с наступление осени (по сезонам)
• Что мы хотим делать при виде разноцветной листвы.
• Краски осени. (по сезонам)
• Как изменилась природа.
• Птицы перелетные., Птицы зимующии
• Наш цветник осенью (зимой, весной, летом)
• «Цветы в разное время года».
• «Насекомые».
• «За явлениями природы : туман, ветер, дождь, снегопад, метель, вьюга, оттепель, осеннее небо (по сезонам)».
Речевое развитие :
Рассказы по картинам (по сезонам)
• Осеннее поле.
• Осенний лес.
• Осенний день.
Чтение и изучение стихов
Ситуативные беседы с детьми
Беседы с элементами игры:
• «Труд дворника осенью».(по сезонам)
• «Как выращивают хлеб».
• «Что летом родится, зимой пригодится».
Сочинение рассказов об осени, о зиме, о весне, о лете
Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры:
• «Овощной магазин»., «Мы идем в магазин за цветами»
• «Семья. Едем на дачу»., «Убираем урожай», «Посадка лука»
• «Больница».
Дидактические игры:
• «Фрукты на столе».
• «Фрукты и овощи».
• «Найди отличия».
• «Деревья и кустарники нашего двора».
• «Корзина с грибами».
Трудовая деятельность :
• Уборка опавшей листвы на участке.
• Подготовка цветника к зиме.,
• Сбор семян цветов
• «Прополка палисадников»
• «Посадка цветов»
• Помощь дворнику при уборке прогулочного участка.
Художественно-эстетическое развитие :
Рисование: «Осенний дождь», «Деревья осенью», «Капает дождь», «Гроздья рябины» и (по сезонам)
Аппликация: «Тарелка с овощами», «Береза», «Корзина с грибами», «Лес осенью» - коллективная работа. (по сезонам)
Лепка: «Грибы», «Птицы перелетные», «Медвежонок».
Разучивание танцев: «Дождик», «Разноцветные листья», «Овощная грядка».(по сезонам)
Работа с родителями:
• Консультация «Осень, как время года».
• Консультация «Как одевать ребенка осенью».
• Конкурс фотографий «Каждая секундочка осени».
• Оформления наглядного материала. Альбом «Осень (по сезонам)
• Наблюдение за изменениями в природе, во время семейных прогулок.
•
3 этап – практический:
• Семейные поделки из природных материалов. (по сезонам)
• Дидактические пособия, сделанные руками родителей: альбом с гербарием, осеннее дерево, паутина, набор бересты.
• Альбом с фотографиями «Осень», «Весна», «Зима», «Лето».
• Детская книга «Природные явления».
• Проведение праздников по сезонам «Осень», «Цветущая весна», «Зимние забавы», «Летние забавы»
•
3 этап – практический:
Дети
Педагоги
Родители
У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
Пополнится развивающая среда в группе.
Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей Обогащение уровня экологических знаний родителей.
Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
ЭТАПЫ ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ
подготовительный Повышение собственной профессиональной компетентности Изучение программно-методического материала по направлению работы
Сентябрь 2016 г.
Знакомство с новыми технологиями:
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы
Подбор диагностического материала
Обогащение эколого - игровой среды Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
создание Экологической тропинки на участке детского сада;
наблюдения, экскурсии на экологической тропе; - воспитателей и родителей: «Природная кладовая», «Кормушки для птиц», «Снежные постройки», «Лучший участок»
создание аудио- видеотеки «Любимые питомцы», «Звуки природы», «Голоса природы»;
создание коллекции презентаций экологического направления;
пополнение уголков дидактические, экологические, имитационные игры, игры-путешествия - эколого-познавательные праздники и развлечения
выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем» По плану
Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки По плану
Пополнение уголка природы макетами : «Времена года», «Обитатели природных зон», «Домашние животные», «Дары леса»;
По плану
Педагогическое просвещение родителей Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома По плану
Проведение консультаций По плану
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома В течение года
аналитический Выявить уровень развития экологической воспитанности детей 3-7 лет Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей 5-7 лет по методике С. Н. Николаевой Сентябрь 2016г.
Реализация поставленных задач Составление перспективного плана проведения НОД,образовательной деятельности, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников 5-7 лет Сентябрь 2016 г.
Проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы По плану
Разработка конспектов НОД с использованием экологического материала Сентябрь-октябрь 2016 г.
Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки В течение года
Проведение экологических праздников «День птиц», «День Земли», По плану
Индивидуальная работа с детьми на прогулке По плану
Работа с педагогами Консультация для педагогов
«Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»,
Открытые занятия и мероприятия По плану
Выступление на педагогическом совете По плану
Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием Октябрь
2016 г.
Работа с родителями Участие в акции «Кормушки для птиц»
В течение года
Родительское собрание в группах «Воспитание любви к природе»
Облагораживание и озеленение территории детского сада
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Прикоснись к природе сердцем»
Посещение родителями НОД
практический Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей 5-7 лет Диагностика и мониторинг качества экологического образования детей 5-7 лет август2017 г.
Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей 5-7 лет по методике С. Н. Новиковой август 2017 г.
Оценка эффективности работы педагога Подведение итогов работы
август 2017 г.
Презентация проекта (на педагогическом совете)
Определение перспектив работы
Оценка эффективности работы с родителями Анкетирование
Обобщение опыта семейного воспитания
Подведение итогов конкурса «Лучший участок детского сада»
август2017 г.