Марина Григорьева
Инновационная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная деятельность в детском саду
Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. С введением в действие федеральных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования освоение интегративного подхода становится ключевой проблемой. Принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требует переориентации педагогов ДОУ с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Деятельность, основанную на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками – экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций и др. Известно, что вышеназванные формы работы позволяют решать задачи разных образовательных областей и органично используются в процессе проектной деятельности.
Публикация «Инновационная деятельность в детском саду» размещена в разделах
Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Он дает возможность ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Именно поэтому проектная деятельность была внедрена в нашем дошкольном учреждении.
Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешного внедрения проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в данном направлении в течение учебного года проводились различные формы методической поддержки:
- Консультации: «Организация проектной деятельности», «Типы проектов в ДОУ»;
- Дискуссия: «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ»;
- Памятки и рекомендации: «Составление плана проектов», «Работа над проектом. Распределение деятельности педагога и детей», «Подготовка к презентации проекта».
Для повышения теоретического уровня знаний педагогов было предложено ряд методической литературы для самостоятельного изучения:
- Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. // Дошкольное воспитание. – 2003, № 3.
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст, 2003г. ;
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, авт. -сост. : Л. С. Киселева, 2003г. ;
- Образовательные проекты в детском саду, под ред. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова, 2008г. ;
- Экологические проекты. Филипенко А. А., Масленникова О. Н., 2009г. ;
- Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы», 2011г.
Для полноценной организации проектирования было дополнительно приобретено материально-техническое оснащение, которое в свободном доступе для всех педагогов ДОУ: компьютер, принтер, аудио-, видеотехника, микрофоны, аудио-, видеокассеты, CD и DVD диски. Педагоги в работе все чаще используют м/м презентации и просмотр учебных фильмов.
Заключительным этапом целенаправленной работы по внедрению инновационной деятельности стала разработка краткосрочных оздоровительных проектов и представление их на педагогическом совете.
Имея различную базу подготовки, каждый педагог справился с поставленной задачей и решил ее эффективно и оригинально. Методическая копилка пополнилась разнообразными проектами и интересными идеями воспитателей и специалистов ДОУ:
- «Витамины и здоровый организм», «Радуга здоровья» - координаторы воспитатели средних групп;
- «Движенье + движенье = формула здоровья», «Чтоб здоровыми нам быть, надо чаще руки мыть» - координаторы воспитатели старших групп;
- «Чудеса «Кока-Колы», «Мед – всем здоровье несет!» - координаторы воспитатели подготовительных групп;
- «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало» - координатор учитель-логопед;
- «Музыкально-ритмические движения полезны для здоровья» - координатор музыкальный руководитель.
Безусловным достижением работы в данном направлении – это систематическое применение проектного метода. В практической деятельности педагоги используют различные типы и виды проектов.
Существует классификация проектов (по Л. В. Киселевой) :
• по составу участников;
• по целевой установке;
• по тематике;
• по срокам реализации.
При планировании проектной деятельности воспитатели учитывают основные требования и принципы организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста:
- проект должен быть посильным для выполнения детьми;
- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, видеотеку, медиатеку и др.);
- осуществлять подготовку детей к выполнению проектов (например, оказание помощи в выборе интересной темы);
- обеспечить руководство проектом со стороны воспитателей: обсуждение выбора темы, плана работы (включая время выполнения);
- в том случае, если проект групповой, каждый дошкольник должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, поскольку каждый участник проекта получает индивидуальную оценку;
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Проекты включаются в итоговые мероприятия тематических периодов годового планирования. Педагоги делятся опытом работы по проектному методу на ГМО по разным направлениям развития. Ежегодно участвуют с познавательно-исследовательскими и творческими проектами в городских и областных конкурсах и фестивалях:
Областная интеллектуально – творческая игра для дошкольников «Эко-Колобок» (2010г., 2011г., 2012г., 2013г.);
Городской педагогический проект «По ступенькам творчества к вершинам мастерства» (2011г.);
Областной конкурс на лучшее учебно-методическое пособие (проекта, презентации) «Дорожная безопасность» (2013г.);
Областная научно-практическая конференция «Социальный заказ в системе дополнительного экологического образования: здоровьесбережение в действии» (2012г.);
Городской фестиваль профессионального мастерства педагогов ДОУ «Мир природы и ребенок» (2012г.).
Готовность воспитателей к освоению современных педагогических технологий и уровень знаний современных педагогических достижений выявляется с помощью анкетирования (на основе адаптированной методики В. А. Беляевой и А. А. Петренко) по темам:
- «Готовность воспитателей к работе в режиме развивающих технологий, современных методов и форм организации воспитательно-образовательного процесса»
- «Уровень профессиональной подготовки и способности к активной методической работе в ДОУ, творческой педагогической деятельности»
В целом хочется признать работу педагогического коллектива по внедрению инновационного метода проектов плодотворной. Необходимо особо отметить творческую работу каждого воспитателя в режиме инновационных технологий, которые они осваивали и продолжают применять в практической деятельности.
Таким образом, все педагоги значительно повысили свою педагогическую компетентность: расширили область профессиональных знаний, получили возможность для развития аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, информационных и практических умений, используют личностно-ориентированную модель работы с детьми.
Педагогический процесс приобрел ряд инновационных изменений и улучшение качества образования воспитанников посредством поисково-исследовательской деятельности, повышения уровня экологической культуры и социальной компетентности. У детей повысился уровень развития интегративных качеств, как: любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.
У родителей укрепилась заинтересованность в сотрудничестве с детским садом, проявился творческий настрой к совместной деятельности, налаживается гармонизация детско-родительских отношений. Как показали данные анкетирования, 100 % опрошенных родителей, удовлетворены проводимой работой. Родители отмечают, что совместная проектная деятельность развивает коммуникативные способности, творческую и мыслительную активность детей, имеет продуктивную и социальную направленность.