Приложение МААМ

Инновационная деятельность «Создание портфолио воспитанника детского сада»

Светлана Рабинчук
Инновационная деятельность «Создание портфолио воспитанника детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

Создание портфолио воспитанника детского сада

(инновационная деятельность воспитателя первой квалификационной категории С. В. Рабинчук).

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно обозначена идея о необходимости смены ориентиров образования: с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Темочки:

Достижение этой идеи возможно, если образовательный процесс будет индивидуализирован, ведь только на основе индивидуализации может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскроются особенности, уникальные способности воспитанника. Таким образом, индивидуальный подход – основа компетентно-ориентированного обучения воспитанников.

Одним из методов индивидуализации процесса обучения является внедрение «Портфолио воспитанника».

В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем.

Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта.

Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка, педагога, так и коллектива в целом (группы, ДОУ).

Прежде чем начать работу по созданию портфолио хотелось бы определиться с ответами на следующие вопросы:

Что означает слово «портфолио»?

А зачем малышу вообще нужно портфолио?

И как его создавать?

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «ПОРТФОЛИО»?

Портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку. (Голуб Г. Б., Чуракова О. В. «Технология портфолио в системе педагогической диагностики» - Самара, 2004. С. 5).

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. (Портфолио в ДОУ : сборник /авт. -сост. Н. А. Кочкина - М. : 2012). Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Портфолио дошкольника имеет свои особенности:

1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки

индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства,

направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.

3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые

воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

4. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления

индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

5. Использование такой формы оценки учебных достижений, как

портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

А ЗАЧЕМ МАЛЫШУ ВООБЩЕ НУЖНО ПОРТФОЛИО?

Итак, как оказывается на практике, портфолио необходимо не только фотомоделям, дизайнерам, рекламщикам, журналистам и другим людям творческих профессий, но и детям, в частности малышам! Дело в том, что именно в этой папочке, которая называется таким непростым английским словом portfolio, и будут храниться все «ценности» вашего ребенка.

Представляет собой детское портфолио папку с достижениями малыша. В чем заключается суть взрослого портфолио? В том, что там хранятся все самые качественные работы человека, которые в любой момент можно показать работодателю и произвести на него впечатление. Точно такая же цель и у малышкового портфолио. Родители и воспитатели будут собирать в этой папке все, что связано с ребенком, всю его гордость.

Во-первых, там можно указывать внешние данные ребенка. Вес, рост, размер ноги, руки и т. д. в определенный момент жизни. А так же различные фотографии со всевозможных важных для малыша событий.

А, во-вторых, родители или воспитатели в детском саду будут фиксировать внутреннее развитие ребенка. Именно в этой папке будут храниться все самые лучшие работы дошколенка, его первые успехи и награды.

Самая главная причина, по которой с самого раннего возраста малыша необходимо начинать создавать портфолио – это то, что через годы из вашей несовершенной памяти может исчезнуть то, что хотелось бы запомнить навсегда. А вторая причина в том, что когда ребенок вырастет, то он будет очень благодарен своим родителям и воспитателям за то, что они в таких подробностях смогли сохранить и донести до него детство, которого он не помнит.

Таким образом, портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

КАК СОЗДАВАТЬ ПОРТФОЛИО?

В первую очередь запомните, что эта книга должна получиться очень красочной и обязательно с картинками, ведь ребенок должен гордиться своим портфолио, любить пересматривать его и хотеть добавлять туда что-то новое. Понимая, что все его самые лучшие работы будут храниться в этой красивой папке, он будет стараться делать все, как можно лучше.

Конкретной структуры у детского портфолио нет. В данном случае все зависит от воспитателей,родителей ребенка и их фантазии. Хотя есть некоторые примеры разделов портфолио, которые советуют включать.

Первый раздел можно посвятить только малышу и никому больше. Собрать в нем краткую информацию о ребенке. Имя, фамилия, дата рождения, знак зодиака, именины, обязательно фотографии малыша в разные годы жизни. Тут же можно написать о интересах ребенка, о его характере и привычках, о том что он любит и чего не любит. Все это может меняться из года в год и через 5 лет будет любопытно узнать, что нравилось малышу, например, когда ему было 2 годика. Этот раздел станет своеобразной ознакомительной информацией и исторической справкой.

Второй раздел портфолио можно посвятить семье ребенка. Немного написать о каждом из родителей, о братике или сестре малыша, если таковые имеются. Вставить семейные фотографии и фотографии каждого члена семьи по отдельности.

Вот в принципе и все разделы, которые должны быть, пожалуй, в каждом детском портфолио. Дальше я приведу примерные разделы, которые, на мой взгляд, должны быть в портфолио ребёнка для раскрытия его как личности.

«Давайте знакомиться» (дата рожд., знак зодиака и т. д.)

«Как я расту» (записи роста и веса каждый месяц или год)

«Моя семья» (фото с указанием членов семьи, семейное дерево, семейные традиции)

«Мои друзья» (перечисление самых близких друзей, желательно с фото)

«Что меня окружает» (самые яркие впечатления за определённый период)

«Моё творчество» (работы ребёнка или фото с ними, желательно указывать дату каждой работы)

«Немного обо мне» (описание ребё нка со слов окружающих его людкей: родителей, педагогов, друзей, знакомых)

«Мои крылатые фразы» (интересные слова, вопросы, выражения)

«Мои награды» (это могут быть грамоты, похвальные листы и письма)

Самый главный, на мой взгляд, раздел – это «моё творчество». Это раздел, в котором будут храниться все самые лучшие работы малыша. Сначала его первые неумелые каракули, потом более уверенные рисунки. Там же можно собирать какие-то поделки из бумаги или фотографии тех творений малыша, которые невозможно уместить в папку: поделки из пластилина или из природных материалов и другие. Почему этот раздел самый важный? Потому что, зная о существовании такого раздела, ребенок будет стараться выполнять все свои работы и задания лучше и качественнее, чтобы они обязательно стали достоянием его гордости и вошли в состав портфолио.

Можно внести раздел путешествий ребенка. Но не думайте, что путешествия - это только поездки на море или за границу. Нет. К путешествиям можно отнести походы в зоопарк или цирк, поход с родителями в лес, пикник на поляне около дома и многое другое. Ведь зачастую, во время таких простых мероприятий ребенок получает гораздо больше впечатления, чем во время дальних поездок. Фотографии с попугаем или обезьянкой, с клоуном или с цирковым пуделем, с елкой или полевыми цветами, на море с морской пеной или песчаным замком, на реке с ракушками и камнями и так далее и тому подобные - все это фотографии, которые можно вложить в портфолио. К фотографиям можно написать развернутые и красочные комментарии. Через несколько лет после события вспомнить путешествие будет приятно и вам, и малышу.

Взаимодействие с родителями.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно, чтобы родители могли наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Создание детского портфолио, это практически ежедневная работа и кропотливый, но, на мой взгляд, очень интересный труд. Создавайте эту папку вместе со своим малышом, подключайте к работе пап, бабушек и дедушек. И, я уверена, эта работа станет любимым делом вашего малыша, ведь ничего не может быть лучше, чем совместный семейный труд!

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Портфолио воспитателя Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная деятельность «Создание портфолио воспитанника детского сада»
Опубликовано: 5 июля 2014 в 22:13
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационная деятельность «Создание портфолио воспитанника детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рабинчук (УИ 188952) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД