Марьясова Екатерина Вадимовна
Инклюзивный детский сад
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию опыт работы на тему «Реализация инклюзивной практики в ДОО» на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 442» г. Нижнего Новгорода.
Информационная справка об учреждении.
Публикация «Инклюзивный детский сад» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
С 2002г. ведущее направление деятельности - коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе с детьми-инвалидами. Открыта экспериментальная группа «социальная адаптация детей-инвалидов», затем с развитием интегрированного воспитания и обучения в детском саду появились группы различной направленности (общеразвивающие, компенсирующие (VII и VIII вида, комбинированная).
В 2012 году педагогический коллектив МДОУ с программой «Равные возможности» стал победителем регионального конкурса среди образовательных учреждений, осуществляющих инновационную работу, получив Грант Губернатора. В настоящее время из 162 воспитанников, 46 детей с ОВЗ, из них 23 дети-инвалиды, что является оптимальной стартовой площадкой для создания инклюзивного образовательного пространства в МБДОУ
Таким образом открытие инновационной площадки по развитию инклюзивного образования в нашем детском саду обусловлено :
- положительным опытом реализации в МБДОУ разных моделей интегрированного образования детей с ОВЗ;
- наличием материально-технических условий: предметно-развивающей среда, современными ТСО;
-наличием кадровых условий, высокий профессионализм педагогов и специалистов;
-наличием программно-методического, ИКТ обеспечения сопровождения коррекционно-развивающего процесса;
-востребованностью образовательной услуги (по результатам опроса родителей).
В настоящее время дошкольное учреждение продолжает развиваться, с учётом современных требований ФГОС ДО внедряя инклюзивные подходы.
Тема нашей инновационной площадки: «Разработка и апробация модели методического обеспечения инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОО».
срок реализации 2014 – 2017г. г.
научный руководитель площадки:
к. п. н. Колотыгина Е. А.
Разработчики творческая группа МБДОУ.
Этапы нашей инновационной работы:
Этапы Мероприятия
Организационно
подготовительный этап (2014 -2015гг.) Нормативно-правовое и программно—методическое обеспечение. Кадровое. Материально-техническое и финансовое обеспечение.
Разработка вариантов нклюзии в группах компенсирующей и комбинированной направленности
Открытие консультационного пункта.
Этап реализации инклюзивной практики по созданию инклюзивного образовательного пространства (2015 – 2016 гг.) Функционирование группы кратковременного пребывания,консультационного пункта, группы «Особый ребёнок»
Открытие лекотеки
Открытие инклюзивной группы
Разработка допобразования детей с ОВЗ (кор. театр, логоритмика)
Обобщающий (2017 г.) Этап выявления, анализа и оценки результатов реализации инклюзивной практики, сопоставление полученных результатов с целью и поставленными задачами.
Обращаю ваше внимание, что в настоящее время мы находимся на 2-м ЭТАПЕ, очень ответственном, практическом этапе - реализации инклюзивной практики по созданию инклюзивного образовательного пространства (2015 – 2016 гг.)
Активно внедряются в практику различные виды инклюзии (точечная, полная, частичная)
«Точечная инклюзия», когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх, на отдельных занятиях.
«Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.
«Полная инклюзия» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
В Структуру нашего инклюзивного детского сада входят :
- консультационный пункт,
- группа кратковременного пребывания,
- группа «Особый ребёнок»,
- Лекотека,
- Инклюзивная группа,
- доп. образование детей с ОВЗ
Содержание инклюзивного образования реализуется в следующих формах
индивидуальные занятия со специалистами
активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях)
совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми
в режимных моментах (прием пищи, дневной сон, прогулка)
дополнительное образование детей с ОВЗ: коррекционный театр, лого-ритмика, коррекционная хореография
детско-родительская группа
праздники, конкурсы, совместные мероприятия
В заключение:
Наш «Инклюзивный детский сад» работает в интересах детей со специальными нуждами:
- все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для их обучения;
- каждому ребенку с ОВЗ предоставляется возможность для получения образования, и это место будет наилучшим местом для них, в этом случае, образование в детском саду сочетается с проживанием в семье.